Марина Правдина → Пробел в КоАП РФ?
Недавно пришлось разбирать неоднозначный случай. Суть дела в следующем.
Совершеннолетняя девушка, никогда не имевшая права управления транспортными средствами, мать грудного ребёнка, сидя за рулём автомобиля, въехала в ограду частного дома и повредила забор. В нарушение Правил дорожного движения она сразу же оставила место дорожно-транспортного происшествия, участником которого являлась.
Можно ли привлечь девушку к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и какой вид наказания вправе назначить ей суд?
У меня сложился опредёленный взгляд на эту ситуацию, который я обязательно опубликую здесь, но хотелось бы сначала выслушать и мнение коллег.
Совершеннолетняя девушка, никогда не имевшая права управления транспортными средствами, мать грудного ребёнка, сидя за рулём автомобиля, въехала в ограду частного дома и повредила забор. В нарушение Правил дорожного движения она сразу же оставила место дорожно-транспортного происшествия, участником которого являлась.
Можно ли привлечь девушку к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и какой вид наказания вправе назначить ей суд?
У меня сложился опредёленный взгляд на эту ситуацию, который я обязательно опубликую здесь, но хотелось бы сначала выслушать и мнение коллег.
Пунктом 3 положения № 3 к Правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах, разработанных во исполнение Постановления Правительства РФ № 647 от 29 июня 1995 года «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» и утвержденных Руководителем Федеральной дорожной службы России 29 мая 1998 года, установлено, что наезд на препятствие, когда транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.п.) относится к дорожно-транспортным происшествиям.
Следовательно состав правонарушения имеется и виновника необходимо наказать лишением права управления ТС на год.
Данное наказание она понесет в случае получения «прав»…
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС от 17 февраля 2006 года Дело N 75-ад06-1: «административное наказание в виде лишения специального права назначается физическому лицу, обладающему таким правом, поэтому назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами лицу, не имеющему такого права, признать обоснованным нельзя».
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС от 15 июня 2007 года Дело N 55-Ад07-1
«Исходя из положений ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ, административное наказание в виде лишения специального права (управления транспортными средствами) может назначаться лицу, которому такое право было ранее предоставлено».
Есть еще три Постановления с аналогичными выводами.
Интересно, что в вышеуказанных постановлениях суд делает вывод, что лицо не является субъектом правонарушения, т.к. единственно возможным видом наказания (рассматривали дела по 12.26) является лишение права: «Таким образом, из положений (диспозиции и санкции) ст. 12.26 КоАП РФ во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ следует, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КоАП РФ, может быть лицо (водитель), которому ранее было предоставлено право управления транспортными средствами».
Правда, рассматриваемая ситуация — иная: тут два вида наказания. Но следуя вышеуказанной логике можно сделать вывод, что в данном конкретном случае лицо не является субъектом рассматриваемого правонарушения (хотя я понимаю некоторую порочность такого подхода)
Интересно Ваше мнение, не могут ли чисто теоретически признаки субъекта правонарушения содержаться в санкции статьи КоАП РФ? Если это допустить, девушка не будет субъектом данного правонарушения, соответственно, нет состава и есть основания для прекращения производства по делу.
И это полностью обосновано. Если взять ст.12.7., то там наказание за управление лицом, не имеющим права — штраф, за управления лицом, ранее лишенным права — арест, а если он не может быть применен — штраф. Т.е. законодатель и в этой статье подтверждает, что нельзя лишить права лицо, у которого его нет на момент совершения правонарушения (еще нет или уже нет).
В нашем случае санкция альтернативна: лишение или арест. При этом лицо, у которого права нет, по общему правилу будет подвергнуто аресту. Т.е. оснований для утверждения, что субъектом в рассматриваемом составе является лицо, обладающее правом, нет.
А вообще, сейчас этот вопрос приобретает теоретический характер, как мне кажется. На практике судья не сможет законно назначить какое-либо наказание, а если и назначит, то постановление будет отменено, а производство прекращено вышестоящим судом
Что касается альтернативности санкции ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, то действительно, возможность применения ареста как меры наказания подтверждает, что субъектом данного правонарушения может быть и лицо, не имеющее права управления транспортными средствами.
Хотя я находила один случай, если не ошибаюсь, в Свердловском областном суде, когда было отменено постановление суда первой инстанции и прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, в отношении инвалида, не имевшего права управления транспортным средством, именно в связи с отсутствием события правонарушения, поскольку, как посчитал суд, данный гражданин субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, не являлся. К сожалению, ссылку на данный судебный акт я утратила.
Есть и другой вариант действий в данной ситуации, прямо скажем, не бесспорный: так, судья по данному делу назначила штраф, просто сославшись, что меры наказания, предусмотренные санкцией статьи, не могут быть применены к данному лицу, без ссылки на какую-либо норму закона.
Ещё одно предложение, поступившее от коллег: вынести постановление, признающее лицо виновным в совершении данного административного правонарушения, но административное наказание не назначать.
А со штрафом — это вообще супер креатив: наверно, по аналогии закона применила :) (с нормы об управлении лицом, лишенным права).
Обжаловать будете?
Предполагаю, что сейчас следует опираться на следующие пункты
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 октября 2006 г. N 18 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СУДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 11.11.2008 «N 23», от 09.02.2012 «N 2»):
2. Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений «статьи 3.8» КоАП РФ, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в «главе 12» КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании «статьи 28» Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена.
1.1. Следует иметь в виду, что «КоАП РФ» за административные правонарушения в области дорожного движения установлен особый порядок привлечения к административной ответственности при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее — технические средства, работающие в автоматическом режиме). Согласно «части 3 статьи 28.6» КоАП РФ в таких случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном «статьей 29.10» КоАП РФ. В соответствии с «частью 3.1 статьи 4.1» КоАП РФ в указанных случаях назначается административный штраф, исчисленный в наименьшем размере в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части КоАП РФ. Если применяемой нормой установлено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством или административный арест, то административный штраф назначается в максимальном размере, предусмотренном «частью 1 статьи 3.5» КоАП РФ для граждан.
Т.е. женщину должны признать виновной в совершении правонарушения и назначит наказание в виде штрафа.
К данным случаям описанная мною ситуация не относится, поскольку выявлено правонарушение на основе заявления потерпевшего, по делу проводилось административное расследование, составлен протокол об административном правонарушении.
Часть 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ дословно гласит: «В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи „Особенной части“ настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи „Особенной части“ настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан частью 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса».
Таким образом, действие данной статьи распространяется только на случаи выявления административного правонарушения, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.
При этом КоАП РФ не предусматривает возможность аналогии закона, что даёт повод усомниться в обоснованности применения данной нормы к обсуждаемым правоотношениям.