Юр. агентство Дефанс → Защита прав потребителя
На сегодняшний день все больше граждан обращаются в суды с исками о компенсации морального вреда, в том числе морального вреда причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя.
Постановление Пленума Верхового Суда от «28» июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» называет компенсацию морального вреда как отдельный способ защиты нарушенных прав, наряду с возмещением убытков, взысканием неустойки, а также взысканием штрафа за несоблюдение в добровольном порядке обязанности удовлетворить требования потребителя.
Законодательство Российской Федерации определяет моральный вред как физические или нравственные страдания причиненные действиями, посягающими на нематериальные права либо нарушающие имущественные права граждан.
Следует обратить внимание, что по смыслу законодательства, действия должны причинять именно страдания. Необходимо отличать «переживания» от «страданий». Так, если покупатель испытывал переживания по поводу того, что продавец не доставил товар в оговоренные договором сроки – это не основание для иска о компенсации морального вреда. Речь идет именно о страдании.
Сам по себе иск о компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) мало чем отличается от компенсации вреда вообще. Так, размер компенсации в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости.
Как правило, размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда составляет небольшую сумму. Однако, в случае, если нарушение прав потребителя сопровождается причинением вреда его жизни и здоровью (например, при оказании некачественных медицинских услуг), суды с причинителя вреда взыскивают бо?льшие суммы.
Следует также учитывать, что сумма взыскиваемой компенсации морального вреда не должна создавать для исполнителя (организации, индивидуального предпринимателя) угрозу банкротства.
Имеются некоторые процессуальныные особенности механизма компенсации морального вреда. Так, потребитель сам обязан доказывать причинение ему физических и нравственных страданий нарушением его прав, вытекающих из законодательства о защите прав потребителей. При этом продавец (исполнитель, изготовитель) не обязан добровольно удовлетворять претензии потребителя относительно компенсации ему морального вреда.
Размер компенсации морального вреда должен определяться судом независимо от размера возмещения имущественного вреда. Следовательно, стоимость товара (работы, услуги) или сумма подлежащей взысканию неустойки не может влиять на определение размера такой компенсации.
Кроме того, компенсация морального вреда происходит в случае, если причинителем не будет доказано отсутствие его вины. Достаточным условием в таком случае для удовлетворения иска о компенсации морального вреда является сам факт нарушения прав потребителя. Эти условия упрощают подачу иска, и как следствие непосредственно взыскание морального вреда. Однако может появиться вопрос: не происходит ли перекоса в сторону защиты интересов потребителя?
Автор статьи: Кудимова Татьяна Васильевна.
С интересом прочитал Вашу статью, по содержанию которой у меня возник вопрос: на чем основано утверждение о том, что компенсация морального вреда происходит вне зависимости от вины причинителя?
Буду весьма признателен за разъяснение.
«При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. „
Как Вам такое толкование статьи 15 Закона РФ “О защите прав потребителей?»