Вадим Супрун → О возможном расширении полномочий приставов
Неофициальные комментарии в связи с внесением в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта № 263552-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (ссылка на сайт Думы).
Рассматриваемый законопроект содержит ряд небольших, но важных новелл, вроде очередного урегулирования вопросов уголовного и административного производства в службе приставов, регламентации осуществления принудительного выдворения, уточнения информации о задолженности, размещаемой в сети интернет и т.п.
Помимо этого, законопроект предусматривает ряд существенных изменений и нововведений, на которых предлагаю остановиться подробнее.
1. Законопроект устанавливает присягу судебного пристава.
Сама присяга не является новшеством в службе, её давали и ранее. Законопроектом предлагается закрепление её текста именно на законодательном уровне.
2. Законопроект содержит большой блок нововведений в части осуществления судебными приставами розыска физлиц, организаций и имущества.
Законопроектом прямо установлено право судебных приставов на исследование документов, предметов, помещений, транспортных средств и т.п. в целях осуществления розыска, осуществляемого только на основании определения соответствующего суда.
Законопроектом не раскрывается понятие «соответствующего суда» и видимо данный вопрос будет решён или путём вынесения соответствующих приказов ФССП России или дополнением настоящего или внесением иных законопроектов. Полагаю, что под «соответствующим судом» будет определён суд, на территории которого непосредственно осуществляет свою деятельность судебный пристав, с возможным соответствующим разграничением на суды общей юрисдикцией и арбитражные суды.
3. Законопроект предполагает расширение прав судебных приставов на применение ими специальных средств не только в зданиях судов, но и в помещениях службы приставов, а также осуществление защиты должностных лиц Федеральной службы судебных приставов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей.
4. Законопроектом устанавливается возможность судебных приставов по указанию судьи брать в залах судебного заседания под стражу лиц и передавать их конвойной службе.
5. Законопроектом прямо предусматривается возможность вынесения постановления судебного пристава в форме электронного документа. Данное законодательное закрепление позволит снять многие вопросы, возникающие при ведении исполнительного производства в электронном виде.
6. Вносятся существенные изменения, касающихся организации извещений в рамках исполнительного производства.
Итак, в рамках исполнительного производства допускается извещать: повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, а также с использованием электронных и иных средств связи или лицом, которому поручено доставить информацию.
Законопроект прямо не предусматривает возможность извещения посредством смс или электронной почты, однако далее необходимость в данном указании отпадает.
На стороны исполнительного производства возлагается обязанность по извещению судебного пристава об адресе для надлежащего извещения и его способе.
Устанавливается, что при отсутствии соответствующей информации, извещения направляются по адресу, указанному в исполнительном документе или по месту жительства/пребывания.
Также извещение может быть направлено по месту работы участника в исполнительном производстве.
Одновременно, устанавливается обязанность публикации информации о совершении мер принудительного исполнения, осуществляемую не позднее чем за 10 дней до их совершения (кроме «случаев, не терпящих отлагательств»).
Одновременно, на организации, являющиеся сторонами исполнительного производства возлагается обязанность самостоятельного получения информации о его движении с помощью любых источников и любых средств связи.
Устанавливается возможность проведения исполнительных действий без получения подтверждения об уведомлении сторон, при надлежащем соблюдении вышеуказанных процедур.
7. Привод по исполнительному производству может быть осуществлён в отношении любого лица, игнорирующему законные требования судебного пристава.
8. В документах исполнительного производства в обязательном порядке станет указывается информация о телефонах, интернет-адресе службы приставов.
Надеюсь, данная информация будет дополнена электронной почтой отдела или пристава.
9. Закрепляется возможность ведения одного исполнительного производства группой судебных приставов-исполнителей, а не одним судебным приставом-исполнителем, что является полезным, например, при ведении «особо сложных» исполнительных производств.
10. Вносится положение, позволяющее судебному приставу самостоятельно прекращать исполнительное производство в связи с исключением взыскателя или должника из ЕГРЮЛ, а не обращаться для этого в суд.
11. Вносится важный блок, регулирующий, при отсутствии спора о цене арестованного имущества, возможность проведения должником самостоятельной реализации малоценного имущества (до 30 т.р.) или передаче его взыскателю. Срок данной самостоятельной реализации не может превышать 10-ти дней.
12. В завершение, законопроект содержит положения увеличивающие величину исполнительского сбора до до 10 %, но не менее 1 т.р. с физлица и 10 т.р. с юрлица по имущественным исполнительным производствам.
За неисполнение требований неимущественного характера (сносы, обязание и т.п.) исполнительский сбор будет составлять 5 т.р. и 100 т.р. соответственно.
Рассматриваемый законопроект содержит ряд небольших, но важных новелл, вроде очередного урегулирования вопросов уголовного и административного производства в службе приставов, регламентации осуществления принудительного выдворения, уточнения информации о задолженности, размещаемой в сети интернет и т.п.
Помимо этого, законопроект предусматривает ряд существенных изменений и нововведений, на которых предлагаю остановиться подробнее.
1. Законопроект устанавливает присягу судебного пристава.
Сама присяга не является новшеством в службе, её давали и ранее. Законопроектом предлагается закрепление её текста именно на законодательном уровне.
2. Законопроект содержит большой блок нововведений в части осуществления судебными приставами розыска физлиц, организаций и имущества.
Законопроектом прямо установлено право судебных приставов на исследование документов, предметов, помещений, транспортных средств и т.п. в целях осуществления розыска, осуществляемого только на основании определения соответствующего суда.
Законопроектом не раскрывается понятие «соответствующего суда» и видимо данный вопрос будет решён или путём вынесения соответствующих приказов ФССП России или дополнением настоящего или внесением иных законопроектов. Полагаю, что под «соответствующим судом» будет определён суд, на территории которого непосредственно осуществляет свою деятельность судебный пристав, с возможным соответствующим разграничением на суды общей юрисдикцией и арбитражные суды.
3. Законопроект предполагает расширение прав судебных приставов на применение ими специальных средств не только в зданиях судов, но и в помещениях службы приставов, а также осуществление защиты должностных лиц Федеральной службы судебных приставов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей.
4. Законопроектом устанавливается возможность судебных приставов по указанию судьи брать в залах судебного заседания под стражу лиц и передавать их конвойной службе.
5. Законопроектом прямо предусматривается возможность вынесения постановления судебного пристава в форме электронного документа. Данное законодательное закрепление позволит снять многие вопросы, возникающие при ведении исполнительного производства в электронном виде.
6. Вносятся существенные изменения, касающихся организации извещений в рамках исполнительного производства.
Итак, в рамках исполнительного производства допускается извещать: повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, а также с использованием электронных и иных средств связи или лицом, которому поручено доставить информацию.
Законопроект прямо не предусматривает возможность извещения посредством смс или электронной почты, однако далее необходимость в данном указании отпадает.
На стороны исполнительного производства возлагается обязанность по извещению судебного пристава об адресе для надлежащего извещения и его способе.
Устанавливается, что при отсутствии соответствующей информации, извещения направляются по адресу, указанному в исполнительном документе или по месту жительства/пребывания.
Также извещение может быть направлено по месту работы участника в исполнительном производстве.
Одновременно, устанавливается обязанность публикации информации о совершении мер принудительного исполнения, осуществляемую не позднее чем за 10 дней до их совершения (кроме «случаев, не терпящих отлагательств»).
Одновременно, на организации, являющиеся сторонами исполнительного производства возлагается обязанность самостоятельного получения информации о его движении с помощью любых источников и любых средств связи.
Устанавливается возможность проведения исполнительных действий без получения подтверждения об уведомлении сторон, при надлежащем соблюдении вышеуказанных процедур.
7. Привод по исполнительному производству может быть осуществлён в отношении любого лица, игнорирующему законные требования судебного пристава.
8. В документах исполнительного производства в обязательном порядке станет указывается информация о телефонах, интернет-адресе службы приставов.
Надеюсь, данная информация будет дополнена электронной почтой отдела или пристава.
9. Закрепляется возможность ведения одного исполнительного производства группой судебных приставов-исполнителей, а не одним судебным приставом-исполнителем, что является полезным, например, при ведении «особо сложных» исполнительных производств.
10. Вносится положение, позволяющее судебному приставу самостоятельно прекращать исполнительное производство в связи с исключением взыскателя или должника из ЕГРЮЛ, а не обращаться для этого в суд.
11. Вносится важный блок, регулирующий, при отсутствии спора о цене арестованного имущества, возможность проведения должником самостоятельной реализации малоценного имущества (до 30 т.р.) или передаче его взыскателю. Срок данной самостоятельной реализации не может превышать 10-ти дней.
12. В завершение, законопроект содержит положения увеличивающие величину исполнительского сбора до до 10 %, но не менее 1 т.р. с физлица и 10 т.р. с юрлица по имущественным исполнительным производствам.
За неисполнение требований неимущественного характера (сносы, обязание и т.п.) исполнительский сбор будет составлять 5 т.р. и 100 т.р. соответственно.
4 комментария