Роман Соловьев → Средство против пробок
Потратив очередные 1,5 часа жизни на поездку длиной в 10 км, в очередной раз задумался над возможными решениями проблемы с автомобильными пробками в городе. Кардинальное, но вполне реализуемое решение видится пока что одно.
По данным официального сайта Госавтоинспекции количество зарегистрированных автомобилей в России в начале 2013 года превысило 50 млн единиц, увеличившись за 8 лет на 44%. Очевидно, что ширина городских дорог в то же время не претерпела существенных изменений. Последствия мы все наблюдаем и ощущаем в виде многокилометровых (а в столице – и многочасовых) автомобильных пробок и роста загазованности. И будет только хуже: при сохранении существующих тенденций через 5 лет мы будем вспоминать нынешние дороги как скоростные треки.
Очевидно, что решительно увеличить (а увеличивать нужно в разы) пропускную способность городских дорог невозможно. Во-первых, дорого, а во-вторых – просто негде: большинство планировок городов разбиты в «доавтомобильное» время, а современная точечная застройка только усугубила ситуацию. Конечно, возможны некоторые улучшения пропускной способности: гибкое регулирование светофорных режимов, разрешение правого поворота на красный, увеличение количества регулировщиков, строительство объездных дорог и т.п. Но это даст эффект на проценты, а нужно как минимум удвоение пропускной способности.
Остается одно – уменьшить количество машин на дорогах. Самый простой и демократичный способ – запретить машинам с четными госномерами движение по городским дорогам в нечетные дни месяца, а с нечетными номерами – в четные дни (исключением может быть ночное время – с 22.00 до 06.00). В этом случае количество автомобилей на дорогах сразу же уменьшится в 2 раза, что, в принципе, будет соответствовать увеличению пропускной способности существующих дорог в два раза. Представляете, мы можем вернуться в начало 90-х годов прошлого века (в хорошем смысле – по плотности автомобильного потока).
Да, будут некоторые индивидуальные неудобства. Но, полагаю, с ними можно смириться в пользу общественного блага – свободных улиц и чистого воздуха в городах. Мы же миримся, например, с налогами, ради строительства государством тех же дорог.
Я, например, могу спланировать свою рабочую неделю так, чтобы необходимые поездки совершить в определенные дни, а «невыездные» дни провести в офисе. Полагаю, большинство владельцев автомобилей может поступить также.
Доехать до работы можно с помощью соседа: сегодня он везет меня, завтра – я его. Если улицы будут свободны, это не займет много времени. Кстати, в Калифорнии, например, поощрением совместных поездок на автомобилях является возможность движения по выделенной полосе. Сам видел: стоит пробка из автомобилей, в которых сидит по одному водителю, при этом по отдельной полосе на приличной скорости движутся машины, в которых есть пассажиры. Если в семье две машины – то вообще проблемы нет.
Разумеется, должны быть исключения – для общественного транспорта и легального такси, для аварийных и оперативных служб.
Бизнес все свои транспортно-перевозочные вопросы может решать в ночное время, когда правило четности не будет действовать. Кстати, уже сейчас большинство современных торговых центров разрешает доставку товаров только в ночное время. Большой бизнес может разбить свой автопарк на две половины – с четными и нечетными номерами.
Для нарушителей режима нужно установить жесткие штрафы; для тех, кому «очень надо» и иногородних – ввести чувствительную плату за проезд в неустановленный день.
Будучи юристом, не могу не предложить механизм реализации вышеописанной идеи. Поскольку речь идет об ограничении права пользования собственным имуществом (ст. 35 Конституции РФ), полагаю, должен быть принят соответствующий федеральный закон (ст. 55 Конституции РФ). Право введения соответствующего режима в городах следует предоставить органам местного самоуправления городов (для Москвы и Санкт-Петербурга – законодательным органам соответствующих субъектов федерации). Ну а штрафы для нарушителей нужно дописать в КоАП.
Удачи на дорогах.
Роман Соловьев, генеральный директор компании «Деловые услуги», г.Новосибирск
По данным официального сайта Госавтоинспекции количество зарегистрированных автомобилей в России в начале 2013 года превысило 50 млн единиц, увеличившись за 8 лет на 44%. Очевидно, что ширина городских дорог в то же время не претерпела существенных изменений. Последствия мы все наблюдаем и ощущаем в виде многокилометровых (а в столице – и многочасовых) автомобильных пробок и роста загазованности. И будет только хуже: при сохранении существующих тенденций через 5 лет мы будем вспоминать нынешние дороги как скоростные треки.
Очевидно, что решительно увеличить (а увеличивать нужно в разы) пропускную способность городских дорог невозможно. Во-первых, дорого, а во-вторых – просто негде: большинство планировок городов разбиты в «доавтомобильное» время, а современная точечная застройка только усугубила ситуацию. Конечно, возможны некоторые улучшения пропускной способности: гибкое регулирование светофорных режимов, разрешение правого поворота на красный, увеличение количества регулировщиков, строительство объездных дорог и т.п. Но это даст эффект на проценты, а нужно как минимум удвоение пропускной способности.
Остается одно – уменьшить количество машин на дорогах. Самый простой и демократичный способ – запретить машинам с четными госномерами движение по городским дорогам в нечетные дни месяца, а с нечетными номерами – в четные дни (исключением может быть ночное время – с 22.00 до 06.00). В этом случае количество автомобилей на дорогах сразу же уменьшится в 2 раза, что, в принципе, будет соответствовать увеличению пропускной способности существующих дорог в два раза. Представляете, мы можем вернуться в начало 90-х годов прошлого века (в хорошем смысле – по плотности автомобильного потока).
Да, будут некоторые индивидуальные неудобства. Но, полагаю, с ними можно смириться в пользу общественного блага – свободных улиц и чистого воздуха в городах. Мы же миримся, например, с налогами, ради строительства государством тех же дорог.
Я, например, могу спланировать свою рабочую неделю так, чтобы необходимые поездки совершить в определенные дни, а «невыездные» дни провести в офисе. Полагаю, большинство владельцев автомобилей может поступить также.
Доехать до работы можно с помощью соседа: сегодня он везет меня, завтра – я его. Если улицы будут свободны, это не займет много времени. Кстати, в Калифорнии, например, поощрением совместных поездок на автомобилях является возможность движения по выделенной полосе. Сам видел: стоит пробка из автомобилей, в которых сидит по одному водителю, при этом по отдельной полосе на приличной скорости движутся машины, в которых есть пассажиры. Если в семье две машины – то вообще проблемы нет.
Разумеется, должны быть исключения – для общественного транспорта и легального такси, для аварийных и оперативных служб.
Бизнес все свои транспортно-перевозочные вопросы может решать в ночное время, когда правило четности не будет действовать. Кстати, уже сейчас большинство современных торговых центров разрешает доставку товаров только в ночное время. Большой бизнес может разбить свой автопарк на две половины – с четными и нечетными номерами.
Для нарушителей режима нужно установить жесткие штрафы; для тех, кому «очень надо» и иногородних – ввести чувствительную плату за проезд в неустановленный день.
Будучи юристом, не могу не предложить механизм реализации вышеописанной идеи. Поскольку речь идет об ограничении права пользования собственным имуществом (ст. 35 Конституции РФ), полагаю, должен быть принят соответствующий федеральный закон (ст. 55 Конституции РФ). Право введения соответствующего режима в городах следует предоставить органам местного самоуправления городов (для Москвы и Санкт-Петербурга – законодательным органам соответствующих субъектов федерации). Ну а штрафы для нарушителей нужно дописать в КоАП.
Удачи на дорогах.
Роман Соловьев, генеральный директор компании «Деловые услуги», г.Новосибирск
Не удержусь сказать, что нет в ст.55 таких благ. :) А если немного серьёзнее, то и пропорциональность вмешательства, думаю, доказать проблематично. Во всяком случае, вот в виде запрета на чётные-нечётные дни.
Например, если автомобиль выехал, скажем, утром в субботу «на природу», то вернуться ему нельзя в воскресенье домой? А если и это исключение — то как это всё доказывать? И сколько подобных исключений будет? Ведь люди ещё в больницы ездят, в аптеки и т.д.
И, раз уж мы с Вами земляки, представляете, что обо всём этом подумают все те, кто создаёт пробки на Большевистской? Мы там не от комфортной прихоти едем — более-менее общественный транспорт ходит до Советского района и Бердска, а всё, что дальше, и (что забавно) всё, что ближе, фактически, муниципальным транспортом не обслуживается. Поэтому обязанность через день зимой в -38 (помните декабрь предыдущий?) морозить почки на остановке мало кого порадует.
Поэтому, я думаю, лучше мост. :)