Георгий Смирнов → Меры защиты приватизации муниципального и госимущества
Одним из основополагающих принципов процесса приватизации является конкуренция между участниками торгов, которая и обеспечивает справедливое ценообразование отчуждаемого государственного или муниципального имущества — по наиболее высокой цене. Однако ст. 2 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не содержит даже упоминания об этом принципе. Сам закон также не предусматривает конкретных механизмов и гарантий, обеспечивающих свободную конкуренцию.
В законодательстве также отсутствует прямой запрет на участие в конкурсах и аукционах аффилированных по отношению друг к другу лиц. Поэтому широкое распространение получили ситуации, когда в торгах для создания видимости конкуренции участвуют формально независимые, однако фактически подконтрольные одному лицу претенденты. Возможность совершать согласованные действия создает им необоснованные преимущества по сравнению с другими участниками, что нарушает принципы свободной конкуренции и равенства возможностей. Это влечет за собой продажу актива по заниженной стоимости и социальное недовольство процессом ценообразования.
Закон не обязывает претендентов на совершение приватизационных сделок раскрыть своих выгодоприобретателей. В результате широкое распространение получило участие в торгах и совершение приватизационных сделок через подставных лиц.
Существенным недостатком законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества является и отсутствие возможности проверить юридическую личность претендента на госактив, а также достоверность сведений, содержащихся в представляемых им документах. Поэтому зачастую приватизация проводится на основе сфальсифицированных документов и недостоверных данных.
Далеко от совершенства и уголовное законодательство, которое не обеспечивает должный уровень уголовно-правовой защиты общественных отношений в сфере приватизации. В нем отсутствуют специальные нормы, предусматривающие ответственность за различные злоупотребления со стороны недобросовестных работников органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных организаций, уполномоченных проводить приватизацию. Также не установлены уголовные санкции для оценщиков, вносящих в свои отчеты заведомо недостоверные данные о стоимости объекта оценки.
Все эти недостатки не позволяют эффективно бороться с различными схемами захвата государственного или муниципального имущества в процессе его приватизации. Между тем средства от приватизации государственного имущества — от 300 млрд руб. до 475 млрд руб. — планируется направить на финансирование дефицита федерального бюджета в 2013-2014 годах. И проблемы с поступлением этих средств нарушат баланс бюджета. Органы государственной власти понимают это. О необходимости обеспечить справедливость, прозрачность и законность предстоящей приватизации говорилось в послании президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию РФ 12 декабря 2012 года.
Поэтому для совершенствования приватизационного законодательства необходимо реализовать целый комплекс мер. Во-первых, определить в федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» в качестве универсальных принципов приватизационного процесса равенство прав и возможностей всех лиц, желающих принять участие в покупке государственных и муниципальных активов, а также свободной конкуренции между ними. Во-вторых, установить обязанность претендента на совершение приватизационной сделки раскрыть информацию о своих выгодоприобретателях и аффилированных лицах. Сведения о конечном владельце отчуждаемого государственного актива в демократическом правовом государстве являются неотъемлемой частью права государства и общества на информацию и элементом прозрачности приватизационного процесса.
В-третьих, ввести запрет на участие в приватизационных конкурсах и аукционах аффилированных лиц. В качестве санкций за нарушение этого требования могут быть предусмотрены гражданско-правовые последствия. Например, в случае, если до заключения договора купли-продажи государственного или муниципального имущества будет установлено, что в аукционе принимали участие связанные друг с другом структуры, но скрыли этот факт, они снимаются с конкурса или аукциона, а внесенный ими задаток не возвращается. А если после приватизационной сделки станет известно, что покупатель скрыл факт аффилированности по отношению к другому участнику конкурса или аукциона, сделка по продаже имущества может быть признана недействительной по иску участника аукциона, права и законные интересы которого были нарушены.
В-четвертых, надо дать оперативным подразделениям органов внутренних дел проверять юридическую личность претендентов на совершение приватизационных сделок, а также представляемых ими документов методами и средствами оперативно-розыскной деятельности. В этом нет ничего экстраординарного — аналогичная процедура предусмотрена законодательством об иностранных инвестициях. Она применяется к лицам, совершающим сделки, влекущие за собой установление контроля нерезидентов над российскими предприятиями, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства (ст. 8.1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 15 ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»).
Пока же закон о приватизации вообще не предусматривает возможности проведения какой-либо проверки данных, содержащихся в документах, предоставляемых претендентами на участие в приватизации. Между тем результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в качестве доказательств при рассмотрении исков о недействительности сделок купили-продажи государственного или муниципального имущества. Это создаст условия для эффективной реализации права государства, муниципального образования и участника торгов на оспаривание сделок, нарушающих их права.
В-пятых, следует ввести уголовную ответственность в случаях, когда тому или иному лицу незаконно препятствуют в подаче заявки для участия в приватизации, равно как и за обеспечение допуска тех, кто заведомо не имеет такого права. Также стоит предусмотреть в УК санкции за отказ в признании претендента участником приватизации, за создание неправомерных преимуществ для одного или нескольких претендентов или участников по отношению к другим, а также за фальсификацию сведений о результатах приватизации, если эти действия совершены с корыстной или иной личной заинтересованностью.
В-шестых, нужна уголовная ответственность за включение в отчет об оценке объекта заведомо недостоверных сведений о его стоимости, а равно за применение заведомо ненадлежащих стандартов и правил оценки имущества в целях искажения цены, если эти действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности лицом, уполномоченным осуществлять оценочную деятельность в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. При этом заведомо недостоверная оценка государственного и муниципального имущества, подлежащего приватизации, при совершении такого деяния может определяться как обстоятельство, влекущее более строгое наказание.
В-седьмых, следует рассмотреть возможность введения уголовной ответственности за совершение сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора над активами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности РФ. Она должна наступать, если эти действия совершены путем уклонения от предварительного согласования таких сделок либо предоставления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения.
Такие действия нерезидентов возможны, и пример тому уголовное дело по фактам незаконной покупки около десяти лет назад акций ОАО «Газпром», фигурантом которого является инициатор принятия «акта Магнитского» — глава фонда Hermitage Capital Уильям Браудер. Подобные действия могут совершаться, в том числе, в целях причинения ущерба безопасности РФ, а по степени общественной опасности они сопоставимы со шпионажем.
Кроме того, в отдельных случаях приватизации для российского инвестора может устанавливаться более льготный режим приобретения такого актива (пониженная цена сделки или преимущественное право приобретения). И в этом случае сокрытие информации об иностранных бенефициарах покупателя создает прямую возможность получения необоснованной имущественной выгоды нерезидентом, что также представляет общественную опасность. А если подобные действия были предприняты с целью причинения ущерба безопасности РФ, то это обстоятельство надо рассматривать в качестве отягчающего наказание обстоятельства.
Ситуация требует скорейшего решения, иначе законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества, а также об ответственности за правонарушения в этой сфере деятельности останется далеким от совершенства. А главное — позволит относительно беспрепятственно приобретать приватизируемое имущество по существенно заниженной стоимости, как это происходит сейчас.
В законодательстве также отсутствует прямой запрет на участие в конкурсах и аукционах аффилированных по отношению друг к другу лиц. Поэтому широкое распространение получили ситуации, когда в торгах для создания видимости конкуренции участвуют формально независимые, однако фактически подконтрольные одному лицу претенденты. Возможность совершать согласованные действия создает им необоснованные преимущества по сравнению с другими участниками, что нарушает принципы свободной конкуренции и равенства возможностей. Это влечет за собой продажу актива по заниженной стоимости и социальное недовольство процессом ценообразования.
Закон не обязывает претендентов на совершение приватизационных сделок раскрыть своих выгодоприобретателей. В результате широкое распространение получило участие в торгах и совершение приватизационных сделок через подставных лиц.
Существенным недостатком законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества является и отсутствие возможности проверить юридическую личность претендента на госактив, а также достоверность сведений, содержащихся в представляемых им документах. Поэтому зачастую приватизация проводится на основе сфальсифицированных документов и недостоверных данных.
Далеко от совершенства и уголовное законодательство, которое не обеспечивает должный уровень уголовно-правовой защиты общественных отношений в сфере приватизации. В нем отсутствуют специальные нормы, предусматривающие ответственность за различные злоупотребления со стороны недобросовестных работников органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных организаций, уполномоченных проводить приватизацию. Также не установлены уголовные санкции для оценщиков, вносящих в свои отчеты заведомо недостоверные данные о стоимости объекта оценки.
Все эти недостатки не позволяют эффективно бороться с различными схемами захвата государственного или муниципального имущества в процессе его приватизации. Между тем средства от приватизации государственного имущества — от 300 млрд руб. до 475 млрд руб. — планируется направить на финансирование дефицита федерального бюджета в 2013-2014 годах. И проблемы с поступлением этих средств нарушат баланс бюджета. Органы государственной власти понимают это. О необходимости обеспечить справедливость, прозрачность и законность предстоящей приватизации говорилось в послании президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию РФ 12 декабря 2012 года.
Поэтому для совершенствования приватизационного законодательства необходимо реализовать целый комплекс мер. Во-первых, определить в федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» в качестве универсальных принципов приватизационного процесса равенство прав и возможностей всех лиц, желающих принять участие в покупке государственных и муниципальных активов, а также свободной конкуренции между ними. Во-вторых, установить обязанность претендента на совершение приватизационной сделки раскрыть информацию о своих выгодоприобретателях и аффилированных лицах. Сведения о конечном владельце отчуждаемого государственного актива в демократическом правовом государстве являются неотъемлемой частью права государства и общества на информацию и элементом прозрачности приватизационного процесса.
В-третьих, ввести запрет на участие в приватизационных конкурсах и аукционах аффилированных лиц. В качестве санкций за нарушение этого требования могут быть предусмотрены гражданско-правовые последствия. Например, в случае, если до заключения договора купли-продажи государственного или муниципального имущества будет установлено, что в аукционе принимали участие связанные друг с другом структуры, но скрыли этот факт, они снимаются с конкурса или аукциона, а внесенный ими задаток не возвращается. А если после приватизационной сделки станет известно, что покупатель скрыл факт аффилированности по отношению к другому участнику конкурса или аукциона, сделка по продаже имущества может быть признана недействительной по иску участника аукциона, права и законные интересы которого были нарушены.
В-четвертых, надо дать оперативным подразделениям органов внутренних дел проверять юридическую личность претендентов на совершение приватизационных сделок, а также представляемых ими документов методами и средствами оперативно-розыскной деятельности. В этом нет ничего экстраординарного — аналогичная процедура предусмотрена законодательством об иностранных инвестициях. Она применяется к лицам, совершающим сделки, влекущие за собой установление контроля нерезидентов над российскими предприятиями, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства (ст. 8.1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 15 ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»).
Пока же закон о приватизации вообще не предусматривает возможности проведения какой-либо проверки данных, содержащихся в документах, предоставляемых претендентами на участие в приватизации. Между тем результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в качестве доказательств при рассмотрении исков о недействительности сделок купили-продажи государственного или муниципального имущества. Это создаст условия для эффективной реализации права государства, муниципального образования и участника торгов на оспаривание сделок, нарушающих их права.
В-пятых, следует ввести уголовную ответственность в случаях, когда тому или иному лицу незаконно препятствуют в подаче заявки для участия в приватизации, равно как и за обеспечение допуска тех, кто заведомо не имеет такого права. Также стоит предусмотреть в УК санкции за отказ в признании претендента участником приватизации, за создание неправомерных преимуществ для одного или нескольких претендентов или участников по отношению к другим, а также за фальсификацию сведений о результатах приватизации, если эти действия совершены с корыстной или иной личной заинтересованностью.
В-шестых, нужна уголовная ответственность за включение в отчет об оценке объекта заведомо недостоверных сведений о его стоимости, а равно за применение заведомо ненадлежащих стандартов и правил оценки имущества в целях искажения цены, если эти действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности лицом, уполномоченным осуществлять оценочную деятельность в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. При этом заведомо недостоверная оценка государственного и муниципального имущества, подлежащего приватизации, при совершении такого деяния может определяться как обстоятельство, влекущее более строгое наказание.
В-седьмых, следует рассмотреть возможность введения уголовной ответственности за совершение сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора над активами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности РФ. Она должна наступать, если эти действия совершены путем уклонения от предварительного согласования таких сделок либо предоставления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения.
Такие действия нерезидентов возможны, и пример тому уголовное дело по фактам незаконной покупки около десяти лет назад акций ОАО «Газпром», фигурантом которого является инициатор принятия «акта Магнитского» — глава фонда Hermitage Capital Уильям Браудер. Подобные действия могут совершаться, в том числе, в целях причинения ущерба безопасности РФ, а по степени общественной опасности они сопоставимы со шпионажем.
Кроме того, в отдельных случаях приватизации для российского инвестора может устанавливаться более льготный режим приобретения такого актива (пониженная цена сделки или преимущественное право приобретения). И в этом случае сокрытие информации об иностранных бенефициарах покупателя создает прямую возможность получения необоснованной имущественной выгоды нерезидентом, что также представляет общественную опасность. А если подобные действия были предприняты с целью причинения ущерба безопасности РФ, то это обстоятельство надо рассматривать в качестве отягчающего наказание обстоятельства.
Ситуация требует скорейшего решения, иначе законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества, а также об ответственности за правонарушения в этой сфере деятельности останется далеким от совершенства. А главное — позволит относительно беспрепятственно приобретать приватизируемое имущество по существенно заниженной стоимости, как это происходит сейчас.
Официально, открыто и ПУБЛИЧНО, Забираю с собой ВСЮ Юридическую коррупциию Российского ФАШИЗМА ( РФ ) в РФ и Оборотня ФУФЛОюриста РФ, самодиагноста окулиста-гинеколога РФ по совместительству: «Игорьсудья», в том числе и в частности!!!
Как куда? На ЛИКВИДАЦИЮ ВСЕХ и ВСЯ, ОДНОМОМЕНТНО и Оптом: РФ, КОРРУПЦИИ РФ, борьбы с коррупцией, борцов с коррупцией и прочее….
Как зачем? А кто нас там РАЗВЛЕКАТЬ будет? СамоФУФЛОгоном и Научным Юридическим стриптизом на себе?
Лучше, чем Оборотни ФУФЛОюристы Судебного сообщества РФ, запредельно мягко выражаясь — НИКТО.
Потому и забираю ВСЕХ и КАЖДОГО: пригодятся. Дороги Правосудию ( с большой буквы ) РФ, этим самым ДУБЬЁМ правосудия ( с маленькой буквы ) РФ, мостить — после стриптиза и по ходу.