Администратор блогов → Апокалипсис де-юре
Авторы законопроекта с поправками в Конституцию РФ, подписанного президентом России и внесенного в Госдуму с целью «объединения высших судов», не просчитали всех необходимых шагов, связанных с ликвидацией Высшего арбитражного суда. Осталось отменить, ни много ни мало, статью 121 Основного закона.
Часть первая этой статьи состоит из двух слов: «Судьи несменяемы». Часть вторая немного длиннее: «Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом». Но, видимо, авторы законопроекта не поняли ее смысл, посчитав, что в случае принятия федерального закона о внесении поправок в Конституцию, можно им лишить судей полномочий и на этом основании принудить их к процедуре сдачи экзаменов и участия в конкурсе на замещение вакантных должностей в «объединенном» ВС.
Конституционный принцип несменяемости судей является первой важнейшей гарантией независимости судебной власти. Его суть заключается в том, что судья не может быть назначен или избран на другую должность или переведен в другой суд без его согласия, а его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии. Исключениями являются только случаи прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста.
Второй важнейшей гарантией несменяемости судей является запрет приостанавливать или прекращать их полномочия иначе как в порядке и по основаниям, закрепленным федеральным законом (часть 2 статьи 121 Конституции). Они установлены законом «О статусе судей в Российской Федерации» — полномочия судей приостанавливаются по четырем, прекращаются по одиннадцати основаниям. Все они перечислены в статьях 13 и 14 закона о статусе судей, и ни одно из них к рассматриваемому вопросу отношения не имеет. При этом принять соответствующее решение имеет право только соответствующая квалификационная коллегия судей. В рассматриваемом случае – Высшая. Это означает, что ни президент своим указом, ни Федеральное собрание законом не могут лишить судей полномочий и отправить их в отставку. Таков механизм сдержек и противовесов, установленный Конституцией страны.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 закона о статусе судей, квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Его результаты действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – все время его пребывания на этом посту.
Эта норма закона является императивной. Она не позволяет применить ее каким-либо другим способом, кроме того, который написан в ней. То есть квалификационный экзамен на должность судьи может сдать только гражданин, не являющийся судьей. И наоборот, гражданин, являющийся судьей, сдавать экзамен не может, и никто не имеет права принимать у него экзамен. В противном случае это противоречило бы требованиям закона. Следовательно, судьи ВС РФ и ВАС никаких квалификационных экзаменов сдавать не могут, не обязаны и не должны, так как это противоречило бы статье 121 Конституции, статье 15 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статьям 5, 12 и 15 закона о статусе судей. Но предлагая упразднение Высшего арбитражного суда, разработчики намерены лишить полномочий судей, чтобы затем принудить их сдавать экзамены в качестве кандидатов на должность судьи и принимать участие в конкурсе на замещение вакантных должностей в «объединенном» ВС.
Проверять знания у этих судей, являющихся элитой судейского корпуса, будут представители общественной организации «Ассоциация юристов России», а также судьи нижестоящих судов, которые войдут в Специальную экзаменационную комиссию. После этой унизительной процедуры успешно сдавшие экзамены должны будут обратиться с заявлением об участии в конкурсе, в течение месяца собрать необходимые документы, сдать их в Специальную квалификационную коллегию, которая к этому времени, видимо, будет собрана. В течение двух месяцев должны пройти проверочные мероприятия, после чего будет назначено первое заседание коллегии. Она должна рассмотреть материалы претендентов на все 170 вакансий.
Уже сейчас, не дожидаясь унизительной экзекуции, или, как ее называют судьи, «публичной порки», многие опытные судьи ушли в отставку. Возможно, уйдут и другие, те, кто заработал соответствующий для ухода в отставку и получение ежемесячного пожизненного содержания стаж работы в качестве судьи. У остальных судей выбора нет.
Если законопроект, предусматривающий такой механизм, начнет претворяться в жизнь, деятельность высшей судебной инстанции будет парализована не на шесть месяцев, как предусмотрено проектом закона, а на более длительный срок. Непонятным способом судей предполагается лишить полномочий, подготовить законопроект о Специальной экзаменационной комиссии, внести его в Государственную думу, провести процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. После этого подобрать кандидатуры в состав этой комиссии, избрать председателя, заместителей, разместить ее, обеспечить обслуживающим персоналом, оргтехникой, средствами связи и т.д., разработать билеты для сдачи экзаменов…
В это время в областных и равных им судах из-за остановки судебного конвейера будут скапливаться тысячи уголовных, гражданских, хозяйственных и других дел, которые должны быть направлены в Верховный суд. В следственных изоляторах страны будет накаляться обстановка в связи с тем, что не рассматриваются уголовные дела, нарушаются сроки содержания под стражей и порядка этапирования. Возможны и другие крайне негативные последствия.
Представленный президентом РФ в Государственную думу проект закона о поправке к Конституции не в полной мере соответствует действующему законодательству. Статья 1, части 1,2 статьи 2 проекта не противоречат ему, а части 3-10 статьи 2 не соответствуют.
Достойно сожаления, что подобная законодательная инициатива исходит от гаранта Конституции. Но винить Владимира Путина в этом нельзя. Он подписал сопроводительное письмо, подготовленное его подчиненными из Администрации президента. Текст законопроекта готовили они. Президент обещал внести в Государственную Думу проект закона о внесении изменений в Конституцию страны и свое обещание он выполнил.
Оптимальным вариантом выхода из создавшегося положения был бы отзыв проекта закона из Государственной думы на доработку. В этом случае в законопроекте может остаться статья 1, части 1 и 2 статьи 2, надо также добавить статью 3 следующего содержания: «Правительству Российской Федерации осуществить меры организационного, кадрового и финансового обеспечения Верховного Суда РФ в связи с реорганизацией».
Но учитывая большую скорость движения законопроектов, можно предположить и худший вариант, связанный с принятием поправок целиком. Тогда окажется, что гарант Конституции не в состоянии помочь судебной системе страны, пострадавшей от действий чиновников, умаляющих авторитет судебной ветви и посягающих на конституционный принцип независимости судей.
В этом случае свое слово должен сказать Совет судей России, принять меры вплоть до созыва внеочередного съезда судей, поскольку одной из гарантий независимости судебной власти является наличие системы органов судейского сообщества. Они, эти органы, могут обратиться в Конституционный Суд РФ с вопросом о соответствии Конституции закона, принятого по инициативе президента.
Может возникнуть конституционный кризис. Но можно его избежать. Предложенный законопроект – досадная ошибка, но не более того. Ее легко устранить без каких-либо негативных последствий для имиджа президента страны и России в целом.
Авторы — Вячеслав Шутилин, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Тамбовского государственного технического университета, кандидат юридических наук, и Юрий Шутилин, доцент первого филиала Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, почетный работник судебной системы РФ.
Часть первая этой статьи состоит из двух слов: «Судьи несменяемы». Часть вторая немного длиннее: «Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом». Но, видимо, авторы законопроекта не поняли ее смысл, посчитав, что в случае принятия федерального закона о внесении поправок в Конституцию, можно им лишить судей полномочий и на этом основании принудить их к процедуре сдачи экзаменов и участия в конкурсе на замещение вакантных должностей в «объединенном» ВС.
Конституционный принцип несменяемости судей является первой важнейшей гарантией независимости судебной власти. Его суть заключается в том, что судья не может быть назначен или избран на другую должность или переведен в другой суд без его согласия, а его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии. Исключениями являются только случаи прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста.
Второй важнейшей гарантией несменяемости судей является запрет приостанавливать или прекращать их полномочия иначе как в порядке и по основаниям, закрепленным федеральным законом (часть 2 статьи 121 Конституции). Они установлены законом «О статусе судей в Российской Федерации» — полномочия судей приостанавливаются по четырем, прекращаются по одиннадцати основаниям. Все они перечислены в статьях 13 и 14 закона о статусе судей, и ни одно из них к рассматриваемому вопросу отношения не имеет. При этом принять соответствующее решение имеет право только соответствующая квалификационная коллегия судей. В рассматриваемом случае – Высшая. Это означает, что ни президент своим указом, ни Федеральное собрание законом не могут лишить судей полномочий и отправить их в отставку. Таков механизм сдержек и противовесов, установленный Конституцией страны.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 закона о статусе судей, квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Его результаты действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – все время его пребывания на этом посту.
Эта норма закона является императивной. Она не позволяет применить ее каким-либо другим способом, кроме того, который написан в ней. То есть квалификационный экзамен на должность судьи может сдать только гражданин, не являющийся судьей. И наоборот, гражданин, являющийся судьей, сдавать экзамен не может, и никто не имеет права принимать у него экзамен. В противном случае это противоречило бы требованиям закона. Следовательно, судьи ВС РФ и ВАС никаких квалификационных экзаменов сдавать не могут, не обязаны и не должны, так как это противоречило бы статье 121 Конституции, статье 15 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статьям 5, 12 и 15 закона о статусе судей. Но предлагая упразднение Высшего арбитражного суда, разработчики намерены лишить полномочий судей, чтобы затем принудить их сдавать экзамены в качестве кандидатов на должность судьи и принимать участие в конкурсе на замещение вакантных должностей в «объединенном» ВС.
Проверять знания у этих судей, являющихся элитой судейского корпуса, будут представители общественной организации «Ассоциация юристов России», а также судьи нижестоящих судов, которые войдут в Специальную экзаменационную комиссию. После этой унизительной процедуры успешно сдавшие экзамены должны будут обратиться с заявлением об участии в конкурсе, в течение месяца собрать необходимые документы, сдать их в Специальную квалификационную коллегию, которая к этому времени, видимо, будет собрана. В течение двух месяцев должны пройти проверочные мероприятия, после чего будет назначено первое заседание коллегии. Она должна рассмотреть материалы претендентов на все 170 вакансий.
Уже сейчас, не дожидаясь унизительной экзекуции, или, как ее называют судьи, «публичной порки», многие опытные судьи ушли в отставку. Возможно, уйдут и другие, те, кто заработал соответствующий для ухода в отставку и получение ежемесячного пожизненного содержания стаж работы в качестве судьи. У остальных судей выбора нет.
Если законопроект, предусматривающий такой механизм, начнет претворяться в жизнь, деятельность высшей судебной инстанции будет парализована не на шесть месяцев, как предусмотрено проектом закона, а на более длительный срок. Непонятным способом судей предполагается лишить полномочий, подготовить законопроект о Специальной экзаменационной комиссии, внести его в Государственную думу, провести процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. После этого подобрать кандидатуры в состав этой комиссии, избрать председателя, заместителей, разместить ее, обеспечить обслуживающим персоналом, оргтехникой, средствами связи и т.д., разработать билеты для сдачи экзаменов…
В это время в областных и равных им судах из-за остановки судебного конвейера будут скапливаться тысячи уголовных, гражданских, хозяйственных и других дел, которые должны быть направлены в Верховный суд. В следственных изоляторах страны будет накаляться обстановка в связи с тем, что не рассматриваются уголовные дела, нарушаются сроки содержания под стражей и порядка этапирования. Возможны и другие крайне негативные последствия.
Представленный президентом РФ в Государственную думу проект закона о поправке к Конституции не в полной мере соответствует действующему законодательству. Статья 1, части 1,2 статьи 2 проекта не противоречат ему, а части 3-10 статьи 2 не соответствуют.
Достойно сожаления, что подобная законодательная инициатива исходит от гаранта Конституции. Но винить Владимира Путина в этом нельзя. Он подписал сопроводительное письмо, подготовленное его подчиненными из Администрации президента. Текст законопроекта готовили они. Президент обещал внести в Государственную Думу проект закона о внесении изменений в Конституцию страны и свое обещание он выполнил.
Оптимальным вариантом выхода из создавшегося положения был бы отзыв проекта закона из Государственной думы на доработку. В этом случае в законопроекте может остаться статья 1, части 1 и 2 статьи 2, надо также добавить статью 3 следующего содержания: «Правительству Российской Федерации осуществить меры организационного, кадрового и финансового обеспечения Верховного Суда РФ в связи с реорганизацией».
Но учитывая большую скорость движения законопроектов, можно предположить и худший вариант, связанный с принятием поправок целиком. Тогда окажется, что гарант Конституции не в состоянии помочь судебной системе страны, пострадавшей от действий чиновников, умаляющих авторитет судебной ветви и посягающих на конституционный принцип независимости судей.
В этом случае свое слово должен сказать Совет судей России, принять меры вплоть до созыва внеочередного съезда судей, поскольку одной из гарантий независимости судебной власти является наличие системы органов судейского сообщества. Они, эти органы, могут обратиться в Конституционный Суд РФ с вопросом о соответствии Конституции закона, принятого по инициативе президента.
Может возникнуть конституционный кризис. Но можно его избежать. Предложенный законопроект – досадная ошибка, но не более того. Ее легко устранить без каких-либо негативных последствий для имиджа президента страны и России в целом.
Авторы — Вячеслав Шутилин, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Тамбовского государственного технического университета, кандидат юридических наук, и Юрий Шутилин, доцент первого филиала Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, почетный работник судебной системы РФ.
Забавно видеть такое ИДЕАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО РФ в РФ.
Кухня Оборотней Российского ФАШИЗМА ( РФ ) в РФ. Пригодится.
Ничего нового, ребята. ВСЁ — хорошо, СПЕЦИАЛЬНО и ЗЛОНАМЕРЕННО забыто!!! Вами же.
КОРРУПЦИЯ РФ, это — ВСЕГДА и ТОЛЬКО, граждане Оборотни РФ.
АнтиКОРРУПЦИЯ РФ — ТОЛЬКО, антиОборотни РФ, аналогично.
Прикол в том, что СВОИХ собственных граждан антиОборотней Россия, ВСЕГДА УНИЧТОЖАЕТ САМА!!! И лучше, чем ВСЕ враги России вместе!!!
Поэтому, ребятки-ФАШИСТЯТКИ Российского ФАШИЗМА ( РФ ), в РФ на сегодня, официально, по списку и в наличии — ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ антиОборотень РФ, потому и АнтиОборотень ( с большой буквы ) РФ, что ОДИН!!! И тот — по недоразумению!!!
Вот это Россия — ДОИГРАЛАСЬ!!! Это — ФИНИШ РФ!!! Потому, что с уменьшением числа антиОборотней, УБОЙНАЯ Сила остающихся — ВОЗРАСТАЕТ ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО!!!
Закон Равновесия в Природе. Иначе, Правосудия — давно бы не было: СВИНЬИ СОЖРАЛИ бы!!!
Те самые, перед которыми, ещё Библия (!) метать бисер не советовала….