Расул Кадиев →  В ДАГЕСТАНЕ ПОКАЗАЛИ ЗУБЫ ЗАКОНУ

24 апреля 2014 года в парламенте Дагестана случилось ЧП – депутаты не проголосовали за продление полномочий мировому судье Советского района г.Махачкалы Дадаевой Н…



Причем, голосовали дважды и второй раз она набрала еще меньше голосов чем первый раз. «Виновником» этого посчитали депутата, который задал на сессии вопрос мировой судье Дадаевой Н. почему она приняла решение в отношении него об отстранении от должности ректора Дагестанской медицинской академии без его участия и адвоката.

Обычно такие решения депутаты принимают автоматически, т.к. кандидатуры судей представляются от имени высшего главы республики по предложению Председателя ВС Дагестана. А тут не просто проголосовали против мировой судьи, проголосовали против тещи бывшего председателя правительства Дагестана.

«Виновного» пригласили во фракцию главной партии и предупредили что его поведение неправильное. Он ответил, что он лично сам голосовал в первый раз за нее, т.к. понимал что она принимала в отношении его решение под давлением правоохранительных органов. Но это его не спасло и вскоре по случайному стечению обстоятельств в отношении него возбудили еще одно уголовное дело, за растрату 148 тыс. рублей командировочных во время официальных визитов с главой государства в Италию и другие субъекты РФ.

Оставив незадачливого депутата в руках ФСБ, началась работа по исправлению возникшего недоразумения. Дело в том, что согласно п.2 ст.7 Закона Республики Дагестан о мировых судьях «В случае отклонения кандидатуры на должность мирового судьи повторное выдвижение этой же кандидатуры возможно не ранее чем через год и после отпадения обстоятельств, по которым кандидатура была отклонена».

И вот, через 2 месяца на сессии Народного Собрания, в самом конце повестка дня дополняется новым пунктом из двух постановлений, об отмене постановления об отклонении кандидатуры Дадаевой Н. и о одобрении ее кандидатуры.
О том, как это проходило можно послушать на аудиозаписи.

Конечно, из этой аудиозаписи видно, что мировой судья Дадаева Н. приобрела не совсем добрую репутацию у депутатов НС РД не из-за того что ее зять в недавнем прошлом был председателем правительства Дагестана.

Тут справедливости ради стоит отметить, что у кандидата в мировые судьи вообще нет права дать отвод кому-либо из депутатов во время голосования. Поэтому Дадаева Н. была, так сказать, безоружна против тех кто с ней имел дело и от кого зависела ее карьера.

К тому же «телефонное право» отменено и просить мирового судью поднимать трубку, даже если звони председатель регионального парламента –незаконно.

Но речь не об этом.

Сам метод решения проблемы вызывает вопросы. Ведь получается, что принцип «мы приняли постановление и мы имеем право его отменить» теперь можно использовать по отношению к любому мировому судье. А это значит, что прекращение полномочий мировых судей становится возможным без прохождения процедуры квалификационной комиссии судей и тем более без всякого обжалования в Дисциплинарное судебное присутствие, т.к. оно рассматривает жалобы только на решения квалификационных коллегий судей региона и Высшей квалификационной коллегии судей. Одним словом, если мировой судья не понравился, то председатель верховного суда субъекта делает предложение депутатам отменить постановление о назначении мирового судьи.

Поэтому, идея Председателя Верховного Суда Дагестана Руслана Мирзаева гениальна в своей простоте и легкости.

Но этот метод вызывает сомнения с точки зрения законности. Дело в том, что все судьи РФ согласно ст.2 Закона «О статусе судей» имеют одинаковый статус. И основания прекращения статуса судей для всех одни и те же, указанные в ст.14 Закона «О статусе судей». Как вы понимаете, метода изобретенного председателем ВС РД в ст.14 нет.

Постановление НС РД об отклонении кандидатуры Дадаевой Н. можно было отменить только в связи с нарушением Регламента принятия решения 24 апреля. Но как вы слышали на аудиозаписи, депутаты говорят о том, что они просто передумали. Более того, депутат говорит о том, что они так «показали зубы» судейскому корпусу. А такой процедуры в законе точно нет.

Поэтому, постановления депутатов НС РД от 26 июня в отношении мирового судьи Дадаевой Н. явно незаконны.

Как сказал депутат НС РД, серебряный призер Олимпийских игр по вольной борьбе М.Арацилов: «Сейчас вы ставите такими красивыми словами весь парламент на мост и на лопатки»

Но почему тогда Председатель Верховного Суда РД выступая перед депутатами говорит о полной законности?

И тут пора переходить к оценке поведения Руслана Мирзаева.

Требования к судье перечислены в ст. 3 Закона «О статусе судей»

«2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности …

3. Судья не вправе: …

3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям; …

6) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;

7) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;»

Согласно п.2 ст.18 Кодекса судейской этики

«2. Судья должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также руководителей этих органов.»

Из аудиозаписи следует, что Председатель Верховного суда РД рассказывает как он нарушает вышеуказанные требования к поведению судей:

-он не просто представляет, а открыто лоббирует интересы Дадаевой Н., рассказывая о встречах с депутатами;

-готовит проекты постановлением которые по существу является грубейшим нарушением системы назначения мировых судей;

-предлагая депутатам принять разработанные им проекты постановлений, убеждает их в полной законности, хотя это может стать предметом разбирательства в дагестанском суде общей юрисдикции, систему которого он возглавляет. То есть он гарантирует судебную поддержку.

Исходя из логики «кто ж его посадит, он же памятник» следует предположить, что Руслану Мирзаеву ничего за это не будет. А это значит, что и депутаты Народного Собрания и все свидетели этого «зрелища» еще раз убедятся в том, что у нас в Дагестан можно творить что угодно. И страшно подумать, чего председатель ВС Дагестана творит в своем ведомстве, если на «чужой территории» вытворяет такие фокусы.

Ну и, естественно, что оставление в силе постановлений НС от 26 июня 2014 года в отношении Дадаевой Н., как уже сказано было выше, открывает для председателя ВС Дагестана и депутатов НС РД широкие возможности против любого мирового судьи.

P/S Для примера моуг вспомнить дело мировой судьи из Дербента Раисы Филатовой, которой до пенсии оставалось совсем чуть-чуть. Но за то что она посмела отказать в удовлетворении требований Росфиннадзору, Председатель Верхвоного Суда Дагестана добился ее отставки через квалификационную коллегию судей. Никто не отнесся к этой бедной пожилой русской женщине как своей сестре или матери, как рекомендует Хизри Шихсаидов. Спасло ее только то самое Дисциплинарное судебной присутствие. (http://pravo.ru/court_report/view/100820/)

4 комментария

Евгений Щиров
Нда, занимательная история. Дагестан, как представляется, это отдельное государство, со своими культурными-правовыми особенностями. В Дагестане преобладает по силе «живое» право (т.е. право можно изменить в зависимости от обстоятельств).
0
Сергей Кириллов
Рассуждения о праве в данной ситуации вообще неуместны. Судью не избили, не убили, ей только «показали зубы». Прочитав эту статью я понял, что в Европейской части России еще не все так плохо!
0
Алексей Караулов
Вы статью-то читали? По содержанию «показали зубы» не «блатному» судье, а закону. И это по-вашему «не так плохо»?
0
Сергей Кириллов
Как Вы виртуозно владеете инструментарием формальной логики!
0