Андрей Кацайлиди →  Минтруд: работодатель может объявить выговор сотруднику, который грубит клиентам

Минтруд: работодатель может объявить выговор сотруднику, который грубит клиентам

Вопрос: Работодатель вправе применять дисциплинарные взыскания при неисполнении или ненадлежащем исполнении работником своих обязанностей (ст. 192 ТК РФ). Такие обязанности должны быть зафиксированы в трудовом договоре, должностной инструкции либо в локальных нормативных актах работодателя, а работник должен быть ознакомлен с ними под подпись (ст. 21, ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Вправе ли работодатель прописать в трудовом договоре обязанность работника вежливо и корректно обращаться с клиентами?
Вправе ли работодатель объявить работнику выговор за грубое обращение с клиентами, если обязанность вежливо общаться:
— предусмотрена в трудовом договоре;
— не предусмотрена ни в трудовом договоре, ни в других документах?

Ответ:
Разъяснения ведомства применяются в случае, когда работодатели ввели запрет на грубые и резкие выражения при общении с клиентами или коллегами.
Такое положение можно закрепить в трудовых договорах, правилах внутреннего трудового распорядка либо иных локальных нормативных актах.
За нарушение запрета работодатель вправе применить к сотруднику дисциплинарное взыскание — замечание, выговор или даже увольнение. При этом нужно учитывать тяжесть проступка и условия, при которых он совершен.
Документ: Письмо Минтруда России от 16.09.2016 N 14-2/В-888

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 сентября 2016 г. N 14-2/В-888

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел <...> и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в письме от 10 августа 2016 г. N 413-У, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
КонсультантПлюс: примечание.В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, имеется в виду ст. 192 ТК РФ, а не ст. 190.
В соответствии со статьей 190 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Трудовое законодательство Российской Федерации не дает определения трудовых обязанностей.
Основные права и обязанности работника приведены в статье 21 Кодекса. Так, согласно части 2 указанной статьи 21 работник обязан, в частности, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя, трудовую дисциплину.
Согласно статье 189 Кодекса под дисциплиной труда понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным трудовым законодательством и иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и закрепленным, по общему правилу, в правилах внутреннего трудового распорядка.
Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами (часть 5 статьи 189 Кодекса).
Как следует из статьи 189 Кодекса, в правилах внутреннего трудового распорядка или иных локальных нормативных актах, трудовых договорах работодатель вправе установить правила поведения работников внутри организации.
Кодекс не содержит положений, содержащих термин «вежливое обращение».
Вместе с тем полагаем: если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами, то к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия.
Работник должен быть ознакомлен под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью (статья 22 Кодекса).
Часть 4 статьи 192 устанавливает требование, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
На основании части 7 статьи 193 Кодекса работник вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в том числе в суд. Правомерность применения дисциплинарного взыскания устанавливается указанными органами.

Директор Департамента оплаты труда,
трудовых отношений и социального партнерства
Минтруда России
М.С.МАСЛОВА

Есть вопрос? Звоните и мы решим Вашу проблему!

Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры»
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
тел. (факс): + 7 (343) 287-33-95, сот. тел: +7 (912) 678-81-31

1 комментарий

Владимир Болдырев
Ответ на вопрос о том, что можно, а чего нельзя на рабочем месте все больше и больше стал ставиться в зависимость от содержания локальных актов. Боюсь, очень скоро в них можно будет найти правила, в силу которых работник «при исполнении» должен будет передвигаться только бегом или кланяться при встрече с начальником.
«Ты» или «Вы» — в обращении с клиентом лишь начало дрессировки.
Остается гадать, что есть «грубое обращение» и до какого унижения может довести сотрудника локальный акт с учетом желания работодателя угодить клиенту?
Это именно тот стык, где право конфликтует с моралью и представлениями человека о собственном достоинстве.
0