Вадим Романов → Судебно-арбитражная статистика ВАС РФ о доле налоговых споров в общем количестве рассматриваемых дел
В общем количестве административных дел, рассматриваемых в арбитражных судах, существенную долю занимают налоговые споры. Связано это в первую очередь с нестабильностью норм налогового законодательства, находящегося в постоянном движении, а именно: частое внесении поправок в Налоговый Кодекс РФ, выпуск информационных писем Минфина и ФНС с разъяснениями, различные противоречия, возникающие в ходе практического применения норм налогового права субъектами налоговых правоотношений.
Помимо этого, стоит сказать как про неосведомленность налогоплательщиков, так и нередко самих налоговиков об изменениях в налоговом законодательстве, что становится главной причиной судебных разбирательств. Часто должностные лица налоговых органов упорно продолжают «штамповать» нелепые иски о взыскании и решения о наложении административной ответственности на налогоплательщиков. Окончательную точку зрения по вопросам применения норм налогового права формирует ВАС РФ, обобщая и систематизируя существующую практику. Но бывают ситуации, когда постановления ВАС РФ не улучшают, а наоборот, ухудшают положение налогоплательщиков. В этих случаях поступает моментальная реакция налоговых органов на постановления ВАС РФ и при этом налоговики часто применяют позицию суда к тем правоотношениям, которые возникли до принятия постановления. Фактически получается, что налоговые органы придают правовым позициям высшей судебной инстанции обратную силу, применяя их на ранее не исполненные налоговые обязательства и предшествующие постановлению налоговые периоды.
Тем не менее, статистика ВАС РФ отражает постепенное снижение числа налоговых споров за период с 2005 по 2010 год. Такие показатели являются хорошим результатом работы законодателя и следствием формирования правоприменительной практики по спорным и противоречивым нормам. Также 1 января 2009 г. были внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ, предусматривающие обязательное досудебное обжалование решений налоговых органов в вышестоящем налоговом органе. Однако динамика показателей, отражающих количество споров о правомерности правовых актов налоговых органов, а также споров о взыскании обязательных платежей и санкций сохраняется примерно на одном уровне. Объяснить это можно тем, что в кризисные периоды, особенно в 2008 году, государство в лице налоговых органов всегда стремилось к пополнению бюджета любыми возможными способами, иногда сопряженными с нарушением налогового законодательства. Результаты показывают, что налоговые органы зачастую принимают правовые акты, противоречащие нормам налогового права и количество проигранных налоговыми органами дел существенно выше количества выигранных. Суды при вынесении решения опираются как на действующее законодательство, так и на сложившуюся правоприменительную практику. Обычно суть подобных исковых требований налогоплательщиков сводится к оспариванию бездействия должностных лиц и принятия ими противоречащих налоговому законодательству решений в отношении налогоплательщика. Как можно заметить, должностными лицами налоговых органов нередко игнорируются нормы, улучшающие положение налогоплательщика и устанавливающие для него определенные гарантии. Поэтому обращение налогоплательщиков за судебной защитой в большинстве случаев помогает решать возникающие проблемы. К тому же, многие налогоплательщики просто не могут уследить за быстро меняющимся законодательством в сфере налогообложения и часто становятся объектом внимания налоговых органов.
Помимо этого, стоит сказать как про неосведомленность налогоплательщиков, так и нередко самих налоговиков об изменениях в налоговом законодательстве, что становится главной причиной судебных разбирательств. Часто должностные лица налоговых органов упорно продолжают «штамповать» нелепые иски о взыскании и решения о наложении административной ответственности на налогоплательщиков. Окончательную точку зрения по вопросам применения норм налогового права формирует ВАС РФ, обобщая и систематизируя существующую практику. Но бывают ситуации, когда постановления ВАС РФ не улучшают, а наоборот, ухудшают положение налогоплательщиков. В этих случаях поступает моментальная реакция налоговых органов на постановления ВАС РФ и при этом налоговики часто применяют позицию суда к тем правоотношениям, которые возникли до принятия постановления. Фактически получается, что налоговые органы придают правовым позициям высшей судебной инстанции обратную силу, применяя их на ранее не исполненные налоговые обязательства и предшествующие постановлению налоговые периоды.
Тем не менее, статистика ВАС РФ отражает постепенное снижение числа налоговых споров за период с 2005 по 2010 год. Такие показатели являются хорошим результатом работы законодателя и следствием формирования правоприменительной практики по спорным и противоречивым нормам. Также 1 января 2009 г. были внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ, предусматривающие обязательное досудебное обжалование решений налоговых органов в вышестоящем налоговом органе. Однако динамика показателей, отражающих количество споров о правомерности правовых актов налоговых органов, а также споров о взыскании обязательных платежей и санкций сохраняется примерно на одном уровне. Объяснить это можно тем, что в кризисные периоды, особенно в 2008 году, государство в лице налоговых органов всегда стремилось к пополнению бюджета любыми возможными способами, иногда сопряженными с нарушением налогового законодательства. Результаты показывают, что налоговые органы зачастую принимают правовые акты, противоречащие нормам налогового права и количество проигранных налоговыми органами дел существенно выше количества выигранных. Суды при вынесении решения опираются как на действующее законодательство, так и на сложившуюся правоприменительную практику. Обычно суть подобных исковых требований налогоплательщиков сводится к оспариванию бездействия должностных лиц и принятия ими противоречащих налоговому законодательству решений в отношении налогоплательщика. Как можно заметить, должностными лицами налоговых органов нередко игнорируются нормы, улучшающие положение налогоплательщика и устанавливающие для него определенные гарантии. Поэтому обращение налогоплательщиков за судебной защитой в большинстве случаев помогает решать возникающие проблемы. К тому же, многие налогоплательщики просто не могут уследить за быстро меняющимся законодательством в сфере налогообложения и часто становятся объектом внимания налоговых органов.
Нет комментариев