Татьяна Терещенко → Торговый треугольник-потребитель, продавец, агрегатор информации.
С 1 января 2019 года вступят в силу положения об агрегаторах информации, которыми дополнен Закон о защите прав потребителей.
Так, появилось определение агрегатора как участника потребительских отношений — любой владелец программы для ЭВМ или сайта в сети Интернет, с помощью которых потребитель может сравнить различные предложения от продавцов/ исполнителей, заключить нужный договор и произвести безналичную предоплату.
Как участник потребительских отношений, агрегатор обязан предоставить потребителю информацию и о себе, и о продавце, а также вернуть потребителю оплату, если он заранее отказался от товара/ услуги и уведомил об этом продавца. За нарушение этих обязанностей, в том числе за недостоверную или неполную информацию о продавце или товаре/услуге, агрегатор несёт самостоятельную ответственность. Ответственность за надлежащее исполнение договора — на продавце / исполнителе (см. Федеральный закон от 29.07.2018 N 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“// http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2018).
В целом, логично. Но есть вопросы.
Например, если недостоверная информация предоставлена до 1 января 2019 г., кто отвечает? Отношения существуют давно. Значит, независимо от корректировки положений закона, подход должен быть аналогичным.
И почему агрегатор отвечает за недостоверную информацию о товаре, если он обязан предоставить информацию о продавце?
Понятно, что потребитель должен получить адекватную защиту своего интереса в качественном товаре. Однако ответственность за качество товара / услуги, включая надлежащую информацию о всех свойствах и условиях использования, лежит на продавце / исполнителе. По смыслу получается, что за недостатки в товаре/ услуге, обусловленные недостоверной или неполной информацией, агрегатор отвечает по остаточному принципу, когда сам агрегатор каким-либо образом исказил информацию.
Обошёл законодатель полным молчанием и проблему сбора пользовательских данных. Агрегаторы информации — те субъекты гражданского оборота, которые предоставляют потребителям сервисы для поиска информации, покупок и оплаты. А значит, они собирают информацию о потребителе, достаточную для составления общего портрета, выявления предпочтений и приблизительной оценки доходов.
За этим тянется нерешённый шлейф проблем — от дискриминационных условий (владельцу Iphone один и тот же товар предоставляется по более высокой цене, чем владельцу более дешевого смартфона) до использования персональных и конфиденциальных данных не по назначению (например, для оценки кредитоспособности).
О проблеме см. также: https://zakon.ru/blog/2018/7/30/nuzhno_li_priznavat_isklyuchitelnye_prava_na_bazy_dannyh
Так, появилось определение агрегатора как участника потребительских отношений — любой владелец программы для ЭВМ или сайта в сети Интернет, с помощью которых потребитель может сравнить различные предложения от продавцов/ исполнителей, заключить нужный договор и произвести безналичную предоплату.
Как участник потребительских отношений, агрегатор обязан предоставить потребителю информацию и о себе, и о продавце, а также вернуть потребителю оплату, если он заранее отказался от товара/ услуги и уведомил об этом продавца. За нарушение этих обязанностей, в том числе за недостоверную или неполную информацию о продавце или товаре/услуге, агрегатор несёт самостоятельную ответственность. Ответственность за надлежащее исполнение договора — на продавце / исполнителе (см. Федеральный закон от 29.07.2018 N 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“// http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2018).
В целом, логично. Но есть вопросы.
Например, если недостоверная информация предоставлена до 1 января 2019 г., кто отвечает? Отношения существуют давно. Значит, независимо от корректировки положений закона, подход должен быть аналогичным.
И почему агрегатор отвечает за недостоверную информацию о товаре, если он обязан предоставить информацию о продавце?
Понятно, что потребитель должен получить адекватную защиту своего интереса в качественном товаре. Однако ответственность за качество товара / услуги, включая надлежащую информацию о всех свойствах и условиях использования, лежит на продавце / исполнителе. По смыслу получается, что за недостатки в товаре/ услуге, обусловленные недостоверной или неполной информацией, агрегатор отвечает по остаточному принципу, когда сам агрегатор каким-либо образом исказил информацию.
Обошёл законодатель полным молчанием и проблему сбора пользовательских данных. Агрегаторы информации — те субъекты гражданского оборота, которые предоставляют потребителям сервисы для поиска информации, покупок и оплаты. А значит, они собирают информацию о потребителе, достаточную для составления общего портрета, выявления предпочтений и приблизительной оценки доходов.
За этим тянется нерешённый шлейф проблем — от дискриминационных условий (владельцу Iphone один и тот же товар предоставляется по более высокой цене, чем владельцу более дешевого смартфона) до использования персональных и конфиденциальных данных не по назначению (например, для оценки кредитоспособности).
О проблеме см. также: https://zakon.ru/blog/2018/7/30/nuzhno_li_priznavat_isklyuchitelnye_prava_na_bazy_dannyh
Нет комментариев