Legal Top →  Развитие налогового мониторинга в России

Сам по себе налоговый мониторинг представляет собой новую, альтернативную форму контроля, при которой традиционные проверки заменяются взаимодействием в реальном времени: бизнес предоставляет удаленный доступ к информации о финансово-хозяйственной деятельности и отчетности, налоговики оперативно анализируют и согласовывают планируемые операции, предупреждая возникновение рисков и спорных ситуаций.

Такие отношения предполагают выгоду для обоих сторон. ФНС, имея доступ к данным организации, сосредотачивает свои ресурсы непосредственно на проверке операций с элементами риска, количество истребуемых документов при этом сводится к минимуму. Превентивные меры обеспечивают бизнесу оперативное урегулирование возникающих вопросов без затяжных разбирательств и споров, и главным образом санкций.

Идея таких взаимоотношений была озвучена в 2005 году, и первоначально она была реализована в США, Ирландии и Голландии. В дальнейшем список государств, которые таким образом расширили способы взаимодействия налоговых органов и плательщиков, увеличился до 24 стран. Российское законодательство также пополнилось нормами, регламентирующими налоговый мониторинг. Созданная нормативная база соответствует уже отработанным на практике международным стандартам и требованиям. Большое внимание было уделено возможности работы онлайн с введенными системами и максимальному перенятию последних инноваций других стран.

Отработка нового способа контроля началась в России с 2012 года. Ряд крупнейших компаний страны во взаимосвязи с налоговиками тестировали основные элементы института мониторинга и уже с 2016 года имплементировали как налаженный механизм в текущую жизнь. Число добровольно участвующих компаний (которые, к слову, обеспечивают более 12% налоговых поступлений в бюджет страны) выросло за последние годы с 7 до 44. Это предприятия нефтегазовой отрасли, металлургии, машиностроения, банки и некоторые другие лидеры экономики.

На сегодняшний день законодательно закреплены критерии, соответствие которым позволяет компаниям присоединиться к налоговому мониторингу, – это активы и обороты не менее 3 млрд. руб., а также 300 млн. руб. отчислений по налогам за год. По данным ФНС более 1 800 компаний в стране удовлетворяют вышеуказанным требованиям к размерам бизнеса. Однако, большинство из них ещё не пришли к решению о кардинальной смене порядка общения с контролерами. Предприниматели пока на стадии анализа, оценки соразмерности необходимых вложений в модернизацию своих систем и практической пользы, отдачи от новации.
______________________________________________________________________________________________________________
Две недели назад состоялось совещание о развитии системы налогового мониторинга, по итогам которого Д. Медведев, одобрив результаты работы ФНС по внедрению нового института, дал поручение Минфину разработать предложения по развитию, в том числе за счет снижения требований к размерам бизнеса и налоговым отчислениям. По факту речь идет о расширении практики применения – число потенциально участвующих в налоговом мониторинге компаний должно увеличиться.

Предлагаем в этом случае разобраться чем именно удобны такие взаимоотношения, что предлагает ФНС налогоплательщикам и как высоко оценивает новый формат на практике.

Итак, решившись заключить с налоговой соответствующее соглашение, компания получает высокоточную оценку своих налоговых обязательств ещё на стадии формирования правовой позиции. Обмен данными происходит оперативно, бизнес поддерживает прозрачность отношений, контролеры требуют минимум документации. Необходимость проведения камеральных или выездных проверок также стремится к нулю. Переоценить положительное влияние данного факта сложно – проверки всегда были и остаются большой нагрузкой даже для добросовестных налогоплательщиков. Мероприятия, проводимые налоговиками, переключают внимание предпринимателей с основной деятельности на взаимодействие с проверяющими, хозяйственная деятельность страдает пока штат работает на проверку.

Комплексный анализ рисков, который становится возможным посредством представления доступа к информационным системам компаний, позволяет перейти на совершенной иной уровень – от проверки к совместной оценке.

Кроме того, само по себе согласие на налоговый мониторинг положительно влияет на восприятие компании как открытого и откровенного налогоплательщика, настроенного на прозрачные отношения. Такой имидж приятен не только налоговым органам, но и контрагентам, клиентам, партнерам.

Руководитель ФНС высоко ценит добровольное желание предпринимателей сотрудничать в формате международных стандартов совместного соблюдения законодательства по налогам – положительный опыт налоговиков предложено использовать и в работе других служб в части перевода взаимодействия от жестких мер и санкций к профилактике и сотрудничеству.

От большинства предпринимателей новая модель отношений с налоговиками пока довольно далека, однако, нельзя не признать, что государство ведет активную работу по оптимизации контроля и надзора. Вероятно, что в скором будущем ситуация изменится: платить налоги станет значительно проще, а спать работать – спокойнее.

Нет комментариев