Сергей Зуйков → Использование исключительного права на коммерческое обозначение
Согласно ст.1539 ГК РФ: « Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет», если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.»
Законодательство РФ и международно-правовые акты признают существование исключительного права на коммерческое обозначение. Однако, в законодательном порядке не определены основания его возникновения, а именно, вопрос об условиях и моменте возникновения исключительного права на данный объект, что является одним из наиболее спорных вопросов, возникающих при определении правового режима коммерческих обозначений.
В отличие от фирменного наименования и товарного знака, коммерческое обозначение не подлежит ни включению в учредительные документы юридического лица и единый реестр юридических лиц, ни регистрации в патентном ведомстве. Иными словами, исключительное право возникает в явочном порядке.
Правовое сообщество имеет различные взгляды на момент возникновения коммерческого обозначения. В частности, моментом возникновения исключительного права на коммерческое обозначение следует считать момент фактического введения такого обозначения в гражданский оборот, т.е. первый факт использования данного обозначения в предпринимательской деятельности. При этом, для возникновения права на коммерческое обозначение необходим факт его общеизвестности, соответственно, необходим определенный промежуток времени использования. Таким образом, если принимать во внимание критерий общеизвестности, то моментом возникновения права на коммерческое обозначение следует считать факт признания обозначения общеизвестным.
Данное утверждение подтверждает ряд юристов, полагая, что право на коммерческое обозначение не может возникнуть ранее, чем будет достигнута определенная известность этого обозначения применительно к какому-то предприятию, и оно прекращается с утратой такой известности.
Ввиду того, что момент возникновения и существования исключительного права на коммерческое обозначение вызывает много спорных ситуаций, возможность доказать возникновение и наличие исключительного права на коммерческое обозначения правообладатель имеет только в судебном порядке. До вынесения арбитражным судом соответствующего решения у правообладателя, также как и у пользователей по договору не может быть уверенности в том, что исключительное право возникло и не нарушает при этом прав на другие средства индивидуализации, в том числе коммерческое обозначение.
Для урегулирования данной ситуации было высказано ряд предположений о необходимости фиксации данного исключительного права. Представляется необходимым, чтобы государство возложило на себя функцию отслеживания и фиксации коммерческих обозначений. Причем эта функция должна осуществляться не на стадии использования такого коммерческого обозначения, а на стадии его введения в коммерческий оборот. Такой порядок контроля за корректностью возникновения и использования коммерческими обозначениями существенным образом облегчает задачу для лиц, пытаясь предупредить нарушение прав, например, на товарные знаки, фирменные наименования, еще на стадии введения в оборот коммерческого обозначения, не отвечающего установленным правилам. Кроме того, наличие государственного контроля за правомерностью использования коммерческих обозначений будет способствовать наиболее полному обеспечению интересов и потребителей.
Обсуждалось мнения о необходимости возложения полномочий на Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, который имеет значительный опыт ведения реестров объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним средств, по ведению специального реестра коммерческих обозначений. Возможность включения информации о коммерческом обозначении в реестр, даст также потребителям возможность получить, и проверить данную информацию.
Таким образом, основанием возникновения права на коммерческое обозначение должна стать регистрация коммерческого обозначения Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Резюмируя вышеизложенное, можно выделить три точки зрения по возникновению исключительного права на коммерческое обозначение:
— регистрация ( при условии дальнейшей возможности ее осуществления);
— первое фактическое использование. Доказательством возникновения могут служить различного рода рекламные материалы, платежные поручения, образцы упаковки товаров с включенным коммерческим обозначением и т.д.;
— общеизвестность, т.е. широкая распространенность открытого использования.
Вышеописанная ситуация очевидно свидетельствует о наличии ряда спорных вопросов в отношении коммерческого обозначения. Также, учитывая, что рынок интеллектуальной собственности стремительно развивается, средства индивидуализации активно используются, в том числе в сети Интернет. Данное основание порождает в свою очередь, рост нарушений по неправомерному использованию коммерческого обозначения, что вызывает необходимость по внесению корректировок и уточнений в законодательство.
Законодательство РФ и международно-правовые акты признают существование исключительного права на коммерческое обозначение. Однако, в законодательном порядке не определены основания его возникновения, а именно, вопрос об условиях и моменте возникновения исключительного права на данный объект, что является одним из наиболее спорных вопросов, возникающих при определении правового режима коммерческих обозначений.
В отличие от фирменного наименования и товарного знака, коммерческое обозначение не подлежит ни включению в учредительные документы юридического лица и единый реестр юридических лиц, ни регистрации в патентном ведомстве. Иными словами, исключительное право возникает в явочном порядке.
Правовое сообщество имеет различные взгляды на момент возникновения коммерческого обозначения. В частности, моментом возникновения исключительного права на коммерческое обозначение следует считать момент фактического введения такого обозначения в гражданский оборот, т.е. первый факт использования данного обозначения в предпринимательской деятельности. При этом, для возникновения права на коммерческое обозначение необходим факт его общеизвестности, соответственно, необходим определенный промежуток времени использования. Таким образом, если принимать во внимание критерий общеизвестности, то моментом возникновения права на коммерческое обозначение следует считать факт признания обозначения общеизвестным.
Данное утверждение подтверждает ряд юристов, полагая, что право на коммерческое обозначение не может возникнуть ранее, чем будет достигнута определенная известность этого обозначения применительно к какому-то предприятию, и оно прекращается с утратой такой известности.
Ввиду того, что момент возникновения и существования исключительного права на коммерческое обозначение вызывает много спорных ситуаций, возможность доказать возникновение и наличие исключительного права на коммерческое обозначения правообладатель имеет только в судебном порядке. До вынесения арбитражным судом соответствующего решения у правообладателя, также как и у пользователей по договору не может быть уверенности в том, что исключительное право возникло и не нарушает при этом прав на другие средства индивидуализации, в том числе коммерческое обозначение.
Для урегулирования данной ситуации было высказано ряд предположений о необходимости фиксации данного исключительного права. Представляется необходимым, чтобы государство возложило на себя функцию отслеживания и фиксации коммерческих обозначений. Причем эта функция должна осуществляться не на стадии использования такого коммерческого обозначения, а на стадии его введения в коммерческий оборот. Такой порядок контроля за корректностью возникновения и использования коммерческими обозначениями существенным образом облегчает задачу для лиц, пытаясь предупредить нарушение прав, например, на товарные знаки, фирменные наименования, еще на стадии введения в оборот коммерческого обозначения, не отвечающего установленным правилам. Кроме того, наличие государственного контроля за правомерностью использования коммерческих обозначений будет способствовать наиболее полному обеспечению интересов и потребителей.
Обсуждалось мнения о необходимости возложения полномочий на Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, который имеет значительный опыт ведения реестров объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним средств, по ведению специального реестра коммерческих обозначений. Возможность включения информации о коммерческом обозначении в реестр, даст также потребителям возможность получить, и проверить данную информацию.
Таким образом, основанием возникновения права на коммерческое обозначение должна стать регистрация коммерческого обозначения Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Резюмируя вышеизложенное, можно выделить три точки зрения по возникновению исключительного права на коммерческое обозначение:
— регистрация ( при условии дальнейшей возможности ее осуществления);
— первое фактическое использование. Доказательством возникновения могут служить различного рода рекламные материалы, платежные поручения, образцы упаковки товаров с включенным коммерческим обозначением и т.д.;
— общеизвестность, т.е. широкая распространенность открытого использования.
Вышеописанная ситуация очевидно свидетельствует о наличии ряда спорных вопросов в отношении коммерческого обозначения. Также, учитывая, что рынок интеллектуальной собственности стремительно развивается, средства индивидуализации активно используются, в том числе в сети Интернет. Данное основание порождает в свою очередь, рост нарушений по неправомерному использованию коммерческого обозначения, что вызывает необходимость по внесению корректировок и уточнений в законодательство.
Нет комментариев