Национальная Юридическая Сеть →  Как вычислить недобросовестного контрагента

Риск оказаться вовлеченным в партнерство с недобросовестным контрагентом или фирмой-однодневкой велик. Стоит лишь немного ослабить хватку и подойти к выбору партнера недостаточно осмотрительно, как тут же «прилетают» штрафы и доначисления от ФНС. Рвется там, где тонко. Как же защитить себя и бизнес?



Избежать неприятностей можно проявляя должную осмотрительность. Этот термин означает, что компания, прежде чем заключать сделку с контрагентом, должна принять ряд мер для всесторонней оценки партнера, и быть уверенной в законности и реальности сотрудничества.

Что вы узнаете из этой статьи:
1. Для чего проверять партнеров.
2. Признаки недобросовестного контрагента.
3. Какую информацию о контрагенте проверять.
4. Открытые источники для самостоятельной проверки контрагента.
5. Оценка результатов проверки.

Для чего проверять партнеров
Партнеров необходимо проверять для безопасного сотрудничества и для того, чтобы избежать проблем с налоговыми контролерами. После всесторонней оценки благонадежности партнера минимизируются риски получения налоговых доначислений, которые могут исчисляться миллионами рублей.

Например, фирмы-однодневки могут отлично маскироваться за счет рекламы, скидок и выгодных предложений. И чтобы понять это, недостаточно поверхностного взгляда на компанию – необходимо детально изучить документацию и сделать запросы в надзорные органы.

Кроме минимизации проблем с налоговой, должной осмотрительностью вы также обезопасите себя и от серьезных финансовых потерь от невыполнения партнером своих обязательств.

Доверьте ведение досье контрагентов специалистам Национальной Юридической Сети. Вы снимите с себя нагрузку и минимизируете риски взаимодействия с контрагентами.

Мошенниками, которые занимаются незаконным обналичиванием денежных средств или кредитованием без должного разрешения, заинтересуются правоохранительные органы. При таких обстоятельствах вы тоже окажетесь втянуты в уголовное расследование, как партнер такого контрагента.

Вы не сможете получить налоговые льготы, вычеты или понизить ставку, если надзорные органы посчитают, что вы недостаточно полно проверили контрагента. После проверки доначисления могут вылиться в крупную сумму, так как налоговая учитывает все факты сотрудничества с недобросовестным контрагентом за последние три года. Следовательно, доначислят все НДС и налоги на прибыль за то время, которое неблагонадежная фирма была вашим партнером.

Также оценка контрагента поможет избежать сотрудничества с компанией, которая находится в процессе банкротства. Отвоевать свои финансы у такой фирмы будет очень непросто, а процедура банкротства может длиться не один год.

Признаки недобросовестного контрагента
Признаки недобросовестного партнера контролирующие органы выявили благодаря практическому опыту. Прежде всего, это несоответствие документов: отсутствие информации в ЕГРЮЛ, расхождения в данных и тому подобные моменты, касающиеся официальных документов.

Сомнительной может считаться фирма, в которой бухгалтер и руководитель – одно лицо, а также, если компания была зарегистрирована незадолго до совершения сделки. У надзорных органов такие организации находятся под пристальным контролем.

Насторожить может и адрес, по которому зарегистрирована фирма, если он считается адресом массовой регистрации, то есть на нем зарегистрировано большое количество юридических лиц. ФНС рекомендует очень тщательно проверять подобных контрагентов. Остерегайтесь компаний с большими задолженностями. Сотрудничество с ними может обернуться серьезными проблемами.

Какую информацию о контрагенте проверять
Документы. Документы о создании общества, составе участников (акционеров), уставном капитале дадут сведения о продолжительности действия организации, финансовой благонадежности. Также устав даст информацию об органах управления в юридическом лице и их полномочиях. Документы о присвоении ИНН и государственной регистрации юридического лица при создании, протокол (решение) о назначении гендиректора и бухгалтера. Информация такого рода является доказательством того, что фирма зарегистрирована по закону во всех надлежащих инстанциях, а управляющий состав назначен официально.

Бухгалтерский баланс. Документ является общедоступным и несет в себе информацию о всех финансовых движениях в конторе. Также документ полезен тем, что в нем указана информация о налоговых выплатах. Если контрагент отказывается предоставлять эти сведения, то это должно насторожить. Финансовый анализ на основании бухгалтерской отчетности даст актуальную информацию о том, в каком состоянии бизнес-процессы в организации, с которой вы намерены сотрудничать.

Декларации по НДС. После проверки декларации по НДС снижается риск получить от налоговой доначисления. Серьезно настроенные на сотрудничество контрагенты не будут скрывать эту информацию, следовательно, снижаются риски нарваться на недобросовестного партнера. В то же время, в случае судебных разбирательств с налоговой, будут доказательства того, что при выборе контрагента присутствовала должная осмотрительность.

И не забудьте назначить личную встречу с директором. Встреча несет в себе пользу для оценки будущего партнера. В первую очередь, вы убедитесь, что руководитель существует реально и именно тот, что указан в основной документации. Также лично можно узнать о планах на сотрудничество с потенциальным партнером. Такой формат отношений понравится и налоговой, так как ФНС не приветствует заключение договоров по переписке в электронной почте. На сайте ФНС в списке контрольных вопросов при проверке можно увидеть следующий вопрос: «Знакомы ли вы лично с руководителем и при каких обстоятельствах произошло знакомство?».

Открытые источники для самостоятельной проверки контрагента
На интернет порталах государственных структур можно провести оценку контрагента быстро и бесплатно. Это один из основных способов получить информацию и узнать о партнере как можно больше.

На веб-сайте Федеральной налоговой службы можно получить:

выписку из ЕГРЮЛ;
сведения о реорганизации, ликвидации компании;
данные об отсутствии дисквалифицированных лиц в управляющем составе;
сведения о задолженностях по платежам, которые являются обязательными;
данные о приостановке операций по расчетным счетам.
Вся информация находится в открытом доступе и предоставляется бесплатно по адресу нахождения компании, ИНН или ОГРН.

Реестр недобросовестных поставщиков. Черных списков поставщиков в сети может быть много, однако, официальным является только один, находится он под контролем Федеральной антимонопольной службы.

Картотека арбитражных дел. Полезный портал, на котором можно узнать участвовала ли компания в судебных разбирательствах, сколько раз, по какому поводу и с каким исходом.

ФССП. Узнаем об исполнительных производствах, открытых в отношении контрагента. Здесь содержатся все сведения об ИП и юридических лицах.

Реестр данных о фактах деятельности юридического лица. Предоставляет данные об организациях, которые находятся в процессе банкротства, а также покажет стоимость активов фирмы.

Сайт лицензирующих органов. Получаем данные о наличии лицензии на ведение какой-либо деятельности (если она необходима). Важно, что для каждого вида деятельности свой сайт.

Проверка адреса фирмы, паспортных данных. Необходимо проверить не зарегистрирована ли компания на массовом адресе. Рекомендуется найти компанию на Яндекс или Гугл-картах для того, чтобы посмотреть панораму местонахождения компании. На специальном сервисе, который раскрывает номера недействующих паспортов, проверить документы руководителя.

Запрос в госорганы. Можно направить официальный запрос в налоговую инспекцию о предоставлении информации о компании. Во-первых, вы узнаете все от официального источника, во-вторых, у вас будет очередное доказательство должной осмотрительности в случае судебных споров с ФНС.

Неформальные сведения. К неформальным данным относятся отзывы, статьи в СМИ и сайт компании. Эта информация дает определенное представление о благонадежности организации. Также нужно подробно изучить действующих партнеров фирмы, узнать об их мнении о контрагенте. Узнать о партнерах конторы можно на ее сайте, если же такой информации нет или сайт содержит минимум данных, то это свидетельство того, что вы имеете дело с фирмой-однодневкой.

Обоснованность выбора. Если у налоговых органов возникнет сомнение в реальности сделки, которая послужила основанием для снижения базы по налогу на прибыль или налогового вычета, то ФНС может запросить данные об обоснованности выбора партнера. Компания должна будет предоставить все данные, которые собирались для проверки добросовестности, а также внутренний регламент проверки. Для того чтобы предоставить контролерам полную картину своих действий в отношении анализа контрагента, необходимо сохранять все переписки, прайс-листы, коммерческие предложения от партнера. Также рекомендуется сохранять скриншоты с сайта контрагента, рекламу и объявления.

Проверка реальности деятельности. Кроме реальности руководителя необходимо проверить занимается ли компания той деятельностью, которая указана в документации. Узнаем действительно ли компания находится по адресу регистрации, есть ли транспорт, склады по указанным адресам. Проверяем действителен ли расчетный счет и наличие информации в СМИ о деятельности организации.

Оценка результатов проверки
После проведенной всесторонней оценки контрагента необходимо изучить и проанализировать полученную информацию и сделать обоснованный выбор в пользу сотрудничества или отказа от сделки.

Существует вариант изменения условий в договорах для уменьшения рисков. Решение по каждому партнеру должно приниматься на основании собранных данных, только так может быть максимально снижен риск срыва или недобросовестного исполнения обязательств.

Собрав на потенциального партнера максимально полное досье вы будете уверены не только в безопасности проводимых сделок, но и в том, что без труда докажете обоснованность выбора и должную осмотрительность в случае разбирательств с налоговой инспекцией. Храните копии всех документов о каждом контрагенте, тогда вы в любой момент сможете пояснить свои действия при этом, подкрепляя их документально.

Нет комментариев