Сергей Зуйков →  Особенности доказывания нарушения исключительного права на промышленный образец

За последние годы достаточно распространены споры с таким объектом интеллектуальной собственности как промышленный образец. Причиной этому послужили изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ). Данные изменения смягчили критерии нарушения исключительного права на промышленный образец. Но об этом подробнее далее.

В первую очередь нужно разобраться, что же такое промышленный образец. В соответствии с пунктом 1 статьи 1352 ГК РФ «В качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства.»

Охрана интеллектуальных прав на промышленный образец предоставляется на основании патента в объеме, определяемом совокупностью существенных признаков промышленного образца, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, содержащихся в патенте на промышленный образец (пункт 3 статьи 1354 ГК РФ).

Совокупность признаков включает в себя существенные признаки, определяющие эстетические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент, сочетание цветов, линий, контуры изделия, текстура или фактура материала изделия.

Проанализировав данные законоположения, мы можем сказать, что промышленный образец это некий дизайн самого изделия или же дизайн чего-то, что на изделии размещено, этикетка, например.

Однако, при таком подходе может возникнуть коллизия с объектами авторского права, к которым относятся «произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения … произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства» (пункт 1 статьи 1259 ГК РФ)

Есть мнение, что дизайн, являясь объектом авторского права, может быть запатентован в качестве промышленного образца, ведь по сути у промышленного образца тоже есть автор и по своей правовой природе он сначала объект авторского права, а потом после прохождения экспертизы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) и принятия решения о выдаче патента, дизайн становится промышленным образцом. Ранее даже была позиция о том, что не допускается обращаться за защитой дизайна как объекта авторского права. Прежде чем предъявлять претензии надлежало получить охрану дизайна как промышленного образца. В настоящее время судебная практика устоялась, суд расставил по местам объекты интеллектуальной собственности.

Подтверждая выводы суда апелляционной инстанции, Суд по интеллектуальным правам в постановлении от 13.11.2014 по делу № А66–6209/2013 указал следующее «Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела руководствовался нормами гражданского законодательства, регулирующими авторские, а не патентные права. Суд пришел к выводу, что в том случае, если декор посуды не зарегистрирован в качестве промышленного образца, это не означает, как ошибочно считают суд первой инстанции, ООО «АЛТрейд» и Соколов А.Н., что авторские права на дизайн рисунка, который нанесен на посуду, не подлежат правовой охране.»

Некая стабильность в судебной практике и упрощение критериев защиты послужило основанием для увеличения количества выдаваемых патентов на промышленный образцы и, соответственно, количество споров с ними.

В споре с объектами интеллектуальной собственности истцу надлежит доказать наличие у него исключительного права, а также факт нарушения данного права ответчиком. Ответчик обязан доказать выполнение им требований законодательства об интеллектуальной собственности. В ином случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) патентных прав, и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении объектов авторского права достаточно сложно доказать наличие исключительного права у истца – у кого оно возникло, при каких обстоятельствах, как передано истцу. В суд необходимо представить соответствующие документы, из которых все это будет следовать.

В отличие от объекта авторского права доказать наличие исключительного права на промышленный образец достаточно легко. При обращении в суд к исковому заявлению достаточно приложить патент на промышленный образец, в котором в качестве патентообладателя будет указан истец.

Вся сложность заключается в том, чтобы определить объем правовой охраны и обосновать соблюдение требований законодательства, которым установлены критерии нарушения исключительного права.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации» «При рассмотрении дел о признании интеллектуальных прав подлежит применению законодательство, действовавшее на момент возникновения соответствующего права.»

Как следует из пункта 27 указанного постановления, по возражениям против выдачи патента … основания для признания недействительным патента … определяются исходя из законодательства, действовавшего на дату подачи заявки в Роспатент.

Аналогичные правила применяются и при рассмотрении судом споров о защите прав на объекты интеллектуальной собственности при установлении объема правовой охраны. Условия патентоспособности промышленного образца, порядок регистрации, внесения в государственный реестр и выдачи патента, объем правовой охраны регламентированы тем законом и в той редакции, которая действовала на дату подачи заявки на выдачу патента на промышленный образец. Закон обратной силы не имеет.

Порядок разрешения споров в отношении промышленного образца применяется тот, который установлен законодательством на дату обращения в суд за защитой права.

Так, объем охраны интеллектуальных прав на промышленный образец определяется совокупностью существенных признаков промышленного образца, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, содержащихся в патенте на промышленный образец.

До внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в 2015 году объем охраны определялся совокупностью признаков промышленного образца, нашедших отражения как на внешнем виде изделия, так и в перечне существенных признаков. Тем самым, в патенте все существенные признаки были перечислены и для целей проведения сравнительного анализа «старых» патентов надлежит использовать этот перечень.

Данная позиция обусловлена тем, что при проведении экспертизы для установления притязаний заявителя, Роспатент учитывал как внешний вид изделия, нашедший отражение на изображениях, так и существенные признаки, приведенные в перечне промышленного образца.

Если на стадии экспертизы, проводимой на дату подачи заявки, объем правовой охраны промышленного образца определялся одним образом, то, учитывая, что закон не имеет обратной силы, иной подход к определению объема охраны / защиты не допустим.

Перечень существенных признаков включен в патент наряду с изображениями. Патент удостоверяет исключительное право на промышленный образец, который охарактеризован перечисленными в патенте существенными признаками.

В «новых» патентах этот перечень отсутствует. И при проведении сравнительного анализа истцу надлежит самостоятельно установить все существенные признаки. На практике никто себя этим не утруждает, ограничиваются установлением только отличающихся признаков.

Наличие исключительного права установлено, с объемом охраны определились, переходим к критериям нарушения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1358 ГК РФ «Промышленный образец признается использованным в изделии, если это изделие содержит все существенные признаки промышленного образца или совокупность признаков, производящую на информированного потребителя такое же общее впечатление, какое производит запатентованный промышленный образец, при условии, что изделия имеют сходное назначение.»

Для того, чтобы сделать вывод о нарушении исключительного права на промышленный образец необходимо, чтобы было установлено одно из двух обстоятельств:

изделие содержит все существенные признаки промышленного образца;
изделие содержит совокупность признаков, производящую на информированного потребителя такое же общее впечатление, какое производит запатентованный промышленный образец, при условии, что изделия имеют сходное назначение.
Как правило в практике встречаются нарушения исключительного права тогда, когда изделия производят одинаковой зрительное впечатление на информированного потребителя.

В обоснование требований о защите исключительного права на промышленный образец могут быть представлены доказательства того, что совокупность признаков изделия и промышленного образца производят одинаковое впечатление. Здесь необходимо учитывать то, что законодатель разграничивает субъекта, на которого одинаковое впечатление должно быть произведено. А именно, это должен быть не просто потребитель, а информированный потребитель, к числу которых нормативным актом отнесено гипотетическое лицо, которое будет пользоваться изделием, в котором воплощен промышленный образец, проявляющее интерес к изделиям такого же или однородного назначения и, как следствие, имеющее знания о том, какие признаки внешнего вида обычно имеются у таких изделий.

Так какое же доказательство будет допустимым – заключение, подготовленное по результатам проведения патентной экспертизы, или заключение, подготовленное по результатам проведенного социологического опроса среди информированных потребителей?

Ввиду того, что промышленный образец является объектом патентного права, то дать оценку его охраноспособности с учетом ранее известных изделий, может компетентный специалист, имеющий соответствующее образование, квалификацию и опыт. В этой связи представляется целесообразным провести анализ квалифицированным патентным поверенным. Проводя анализ и делая выводы, патентный поверенный будет руководствоваться применимым законом.

Кардинально противоположное по своей правовой природе является заключение организации, которая может провести социологический опрос среди не имеющих специальную квалификацию людей, но которые, будучи информированными потребителями, могут высказать свое мнение.

Оба доказательства будут подтверждать использование в изделии промышленного образца, запатентованного установленным образом.

И в заключении необходимо рекомендовать уделить должное внимание доказательствам нарушения. Из представленных документов должна прослеживаться связь между нарушителем (ответчиком) и внешним видом изделия, которое вводится в гражданский оборот. То есть товарной накладной с названием изделия недостаточно, из доказательств должно быть понятно, какое именно изделие, его внешний вид, был использован при продвижении товара.

Долго снаряжаем – быстро едем. Эта же поговорка может быть применима к спорах с объектами патентных прав. Скрупулезная подготовка доказательств может быть залогом успешного судебного дела.

Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2019/08/16/osobennosti-dokazyvaniya-narusheniya-isklyuchiteln/

Нет комментариев