Михаил Челпанов → Адвокаты деловой репутации о безопасном удалении информации через суд
Эксперт агентства «Репутация.Москва» рассказал, как добиться успешной блокировки негатива через суд, не потратив на это годовой бюджет.
На первый взгляд, защитить репутацию в интернете не так уж и сложно. В России действует право на забвение, отказ удалить порочащую информацию может привести к уголовному делу, а крупные порталы самостоятельно разбираются с фейками. Однако на деле всё сложнее.
Мы поговорили с экспертом агентства «Репутация.Москва» о минимизации рисков при юридическом удалении информации, исключении автора негатива из процесса и альтернативах суду.
Есть несколько факторов, делающих право на забвение спорным инструментом.
Первый — негативная информация не удаляется и не блокируется. Она исчезает из поисковой выдачи. Например, мы введём в «Яндексе» запрос «Иван Иванов мошенник» и ничего не найдём. Однако оригинальные материалы останутся на месте, просто их будет тяжелее найти.
Второй — в 99 % случаев не обойтись без суда. У «Яндекса» и «Гугла» предусмотрены собственные формы для подачи заявки. При этом сами они не могут проверить достоверность сведений. Допустим, человек отправил анкету с просьбой убрать несколько ссылок на видео. Там его называют мошенником. По мнению заявителя, это недостоверная информация. Поисковик ответит, что это может только суд. Если всё равно идти в суд, так зачем «лишний круг» с обращением к поисковикам?
Третий — закон касается только российских провайдеров. Есть случаи, когда бизнес успешно получал «забвение», но негатив видели партнёры из Казахстана и Беларуси. Кстати, в России такой трюк тоже можно провернуть — достаточно включить VPN в браузере.
Получается, что адвокату деловой репутации надёжнее идти в суд с требованием удалить или заблокировать негатив, а не размениваться на полумеры вроде исключения из поиска.
Но ведь никто не запрещает связаться с администрацией сайта, где опубликовали фейковый негатив. В их интересах разбираться с порочащей информацией.
Рассмотрим ситуацию на примере. На популярном отзовике опубликовали пост о компании N. Директор компании видит, что эта информация не соответствует действительности. Бизнесмен пишет администрации сайта объяснение, как обстоят дела на самом деле. Отзовик может принять сторону компании, а может не принять. С точки зрения сайта, надёжнее иметь на руках решение суда.
Иногда доходит до странных ситуаций. Года два назад о небольшой гостинице на Дальнем Востоке написали заказной отзыв, в котором помимо прочего жаловались на неудобную парковку.
Нюанс в том, что у гостиницы никогда не было парковки. Владелица гостиницы отправляла фотографии здания администрации сайта, но это всё равно не помогло. Без решения суда ничего удалять не стали.
Владельца сайта нельзя призвать к ответственности?
Всё зависит от сайта. Если это СМИ, то они несут ответственность за достоверность публикуемых сведений. Но в большинстве случаев владельцы сайтов позиционируют себя как нейтральную площадку для высказываний. В их правилах встречаются формулировки по типу: «Администрация сайта не несёт ответственность за размещённую пользователем информацию».
Формально суд может указать на то, что сайт обладает признаками СМИ. Однако подобная практика крайне редка, и брать её во внимание не стоит.
Законы ужесточили, но они касаются постсудебных действий. Если владелец сайта проигнорирует решение суда, страницу с негативом внесут в реестр запрещённой информации и выпишут административный штраф. Всё это делает решение суда более весомым документом, однако его надо получить, и тут начинаются нюансы.
Расскажите об этих нюансах.
Удаление негатива через суд начинается с «входного билета» — лингвистической экспертизы. Она устанавливает, есть ли в рассматриваемом материале утверждения. Если нет, то это субъективное мнение, а за него не судят. Поэтому экспертизу лучше провести заранее.
Разница в том, что утверждение можно проверить. В этом и суть судебного процесса. Если заявитель с адвокатом деловой репутации докажут, что утверждение, опубликованное по ссылке, не соответствует действительности, то получат положительное решение суда.
В этом случае решение суда приравнивается к победе?
К сожалению, выигранный суд не гарантирует окончания проблем. Если автор негатива знаком с законами, то он обойдёт решение суда. Дело в том, что блокировка проходит по ссылке, поэтому старый пост на новом сайте превращается в совершенно другой материал.
Ещё одна проблема — огласка. Если журналисты сами не «раскопают» историю о предпринимателе, который пытается удалить информацию о себе, им поможет ответчик.
Точки риска возникают со стороны ответчика: автора отзыва, администратора сайта или других причастных к распространению негатива. Если исключить их из процесса, большая часть трудностей отпадёт.
Мы работаем так, что источник негатива не знает о суде и его решении. У нас нет цели призвать автора негатива к ответственности, добиться от него опровержения или получить компенсацию. Вместо этого мы устанавливаем факт, имеющий юридическое значение — соответствие опубликованной информации действительности. В этом случае суд проходит тихо, только с участием заявителя.
В какие сроки реально добиться блокировки негатива?
Можно уже через месяц. Мы всегда запрашиваем обеспечительную меру в виде блокировки ссылки на время суда. Требование удовлетворяют в половине случаев, но за него стоит бороться. Судебное разбирательство длится 4-7 месяцев. Если на этот период нежелательная информация окажется заблокированной — клиент только выиграет.
Суд прошёл успешно, на руках есть решение. Что делать дальше? Драматической ошибкой будет связываться с автором, буквально тыкать в него документом и требовать удаления. Надо действовать аккуратнее.
Лучше обращаться к сайтам и поисковикам с требованием удалить или скрыть информацию. Эту часть берём на себя. Мы больше пяти лет занимаемся комплексным репутационным менеджментом и знаем, как вести диалог. В конце концов, за нашими плечами 1800 удалённых ссылок.
Какие риски есть у вашей методики юридического удаления информации?
Даже опытные адвокаты деловой репутации не могут гарантировать 100%-ю победу в суде. Сторона заявителя подготовит сильнейшие доводы, но судья всё равно может к ним не прислушаться. Это риск, от которого никто не застрахован.
Мы минимизируем шанс неудачи: сотрудничаем с опытными лингвистическими экспертами и нотариусами, а также тщательно анализируем заявку клиента. Возможно, негатив не подходит под требования закона.
«Репутация.Москва» поможет заблокировать или скрыть негативную информацию в интернете. Автор негатива не узнает о судебном процессе, а нежелательная информация может исчезнуть уже через месяц.
Если юридическое решение не подойдёт, можно воспользоваться ремувингом — легальным методом удаления.
На первый взгляд, защитить репутацию в интернете не так уж и сложно. В России действует право на забвение, отказ удалить порочащую информацию может привести к уголовному делу, а крупные порталы самостоятельно разбираются с фейками. Однако на деле всё сложнее.
Мы поговорили с экспертом агентства «Репутация.Москва» о минимизации рисков при юридическом удалении информации, исключении автора негатива из процесса и альтернативах суду.
О сомнительных методах удаления
Почему адвокаты деловой репутации почти не вспоминают закон «О праве на забвение»? Его позиционировали как понятный и простой инструмент.Есть несколько факторов, делающих право на забвение спорным инструментом.
Первый — негативная информация не удаляется и не блокируется. Она исчезает из поисковой выдачи. Например, мы введём в «Яндексе» запрос «Иван Иванов мошенник» и ничего не найдём. Однако оригинальные материалы останутся на месте, просто их будет тяжелее найти.
Второй — в 99 % случаев не обойтись без суда. У «Яндекса» и «Гугла» предусмотрены собственные формы для подачи заявки. При этом сами они не могут проверить достоверность сведений. Допустим, человек отправил анкету с просьбой убрать несколько ссылок на видео. Там его называют мошенником. По мнению заявителя, это недостоверная информация. Поисковик ответит, что это может только суд. Если всё равно идти в суд, так зачем «лишний круг» с обращением к поисковикам?
Третий — закон касается только российских провайдеров. Есть случаи, когда бизнес успешно получал «забвение», но негатив видели партнёры из Казахстана и Беларуси. Кстати, в России такой трюк тоже можно провернуть — достаточно включить VPN в браузере.
Получается, что адвокату деловой репутации надёжнее идти в суд с требованием удалить или заблокировать негатив, а не размениваться на полумеры вроде исключения из поиска.
Но ведь никто не запрещает связаться с администрацией сайта, где опубликовали фейковый негатив. В их интересах разбираться с порочащей информацией.
Рассмотрим ситуацию на примере. На популярном отзовике опубликовали пост о компании N. Директор компании видит, что эта информация не соответствует действительности. Бизнесмен пишет администрации сайта объяснение, как обстоят дела на самом деле. Отзовик может принять сторону компании, а может не принять. С точки зрения сайта, надёжнее иметь на руках решение суда.
Иногда доходит до странных ситуаций. Года два назад о небольшой гостинице на Дальнем Востоке написали заказной отзыв, в котором помимо прочего жаловались на неудобную парковку.
Нюанс в том, что у гостиницы никогда не было парковки. Владелица гостиницы отправляла фотографии здания администрации сайта, но это всё равно не помогло. Без решения суда ничего удалять не стали.
Владельца сайта нельзя призвать к ответственности?
Всё зависит от сайта. Если это СМИ, то они несут ответственность за достоверность публикуемых сведений. Но в большинстве случаев владельцы сайтов позиционируют себя как нейтральную площадку для высказываний. В их правилах встречаются формулировки по типу: «Администрация сайта не несёт ответственность за размещённую пользователем информацию».
Формально суд может указать на то, что сайт обладает признаками СМИ. Однако подобная практика крайне редка, и брать её во внимание не стоит.
Как судиться с вредом для себя
За последние три года вышло несколько законодательных поправок, касающихся порочащей информации. Стала ли работа адвокатов деловой репутации проще?Законы ужесточили, но они касаются постсудебных действий. Если владелец сайта проигнорирует решение суда, страницу с негативом внесут в реестр запрещённой информации и выпишут административный штраф. Всё это делает решение суда более весомым документом, однако его надо получить, и тут начинаются нюансы.
Расскажите об этих нюансах.
Удаление негатива через суд начинается с «входного билета» — лингвистической экспертизы. Она устанавливает, есть ли в рассматриваемом материале утверждения. Если нет, то это субъективное мнение, а за него не судят. Поэтому экспертизу лучше провести заранее.
Разница в том, что утверждение можно проверить. В этом и суть судебного процесса. Если заявитель с адвокатом деловой репутации докажут, что утверждение, опубликованное по ссылке, не соответствует действительности, то получат положительное решение суда.
В этом случае решение суда приравнивается к победе?
К сожалению, выигранный суд не гарантирует окончания проблем. Если автор негатива знаком с законами, то он обойдёт решение суда. Дело в том, что блокировка проходит по ссылке, поэтому старый пост на новом сайте превращается в совершенно другой материал.
Ещё одна проблема — огласка. Если журналисты сами не «раскопают» историю о предпринимателе, который пытается удалить информацию о себе, им поможет ответчик.
Точки риска возникают со стороны ответчика: автора отзыва, администратора сайта или других причастных к распространению негатива. Если исключить их из процесса, большая часть трудностей отпадёт.
Адвокаты деловой репутации о безопасном удалении негатива
В чём заключается ваш метод?Мы работаем так, что источник негатива не знает о суде и его решении. У нас нет цели призвать автора негатива к ответственности, добиться от него опровержения или получить компенсацию. Вместо этого мы устанавливаем факт, имеющий юридическое значение — соответствие опубликованной информации действительности. В этом случае суд проходит тихо, только с участием заявителя.
В какие сроки реально добиться блокировки негатива?
Можно уже через месяц. Мы всегда запрашиваем обеспечительную меру в виде блокировки ссылки на время суда. Требование удовлетворяют в половине случаев, но за него стоит бороться. Судебное разбирательство длится 4-7 месяцев. Если на этот период нежелательная информация окажется заблокированной — клиент только выиграет.
Суд прошёл успешно, на руках есть решение. Что делать дальше? Драматической ошибкой будет связываться с автором, буквально тыкать в него документом и требовать удаления. Надо действовать аккуратнее.
Лучше обращаться к сайтам и поисковикам с требованием удалить или скрыть информацию. Эту часть берём на себя. Мы больше пяти лет занимаемся комплексным репутационным менеджментом и знаем, как вести диалог. В конце концов, за нашими плечами 1800 удалённых ссылок.
Какие риски есть у вашей методики юридического удаления информации?
Даже опытные адвокаты деловой репутации не могут гарантировать 100%-ю победу в суде. Сторона заявителя подготовит сильнейшие доводы, но судья всё равно может к ним не прислушаться. Это риск, от которого никто не застрахован.
Мы минимизируем шанс неудачи: сотрудничаем с опытными лингвистическими экспертами и нотариусами, а также тщательно анализируем заявку клиента. Возможно, негатив не подходит под требования закона.
«Репутация.Москва» поможет заблокировать или скрыть негативную информацию в интернете. Автор негатива не узнает о судебном процессе, а нежелательная информация может исчезнуть уже через месяц.
Если юридическое решение не подойдёт, можно воспользоваться ремувингом — легальным методом удаления.
Нет комментариев