Тихонов Игорь Александрович →  Купили бракованный товар. Что делать и куда обращаться?

В настоящей статье я бы хотел рассмотреть вопросы, возникающие при рассмотрении споров о защите прав потребителей, в частности, касающиеся действий потребителя при обнаружении недостатков в товаре.

Для начала, хотелось бы отметить, что законодательство о защите прав потребителей разграничивает куплю-продажу товара от оказания услуг (выполнения работ).В данной статье рассмотрим проблемы, с которыми могут столкнуться и обычно сталкиваются потребители при попытке возвратить уплаченные денежные средства за товар ненадлежащего качества (с недостатками).

Закон «О защите прав потребителей» гласит, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Статья 18 названного Закона определяет права потребителя при обнаружении недостатков в приобретенном товаре. Так, потребитель, при обнаружении недостатков в товаре, вправе:

1. потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

2. потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

3. потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

4. потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

5. отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Однако, многие потребители не обращают внимания на немаловажный момент. Поскольку, в большинстве случаев споры возникают в отношении дорогих, и, соответственно, технически сложных товаров, то существенное значение имеет срок обращения с соответствующим требованием в адрес продавца.

Статья 18 Закона устанавливает право потребителя обратиться к продавцу в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара (входящего в перечень технически сложных). По истечении указанного срока требование потребителя о возврате уплаченных денежных средств может быть удовлетворено только в следующих случаях:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Многие потребители упускают из вида данный существенный момент, что влечет за собой отказ в удовлетворении требований в судебном порядке в последующем.

Зачастую, для потребителя не имеет значение разница в понятиях «недостаток» и «существенный недостаток», и, потребитель, в силу отсутствия специальных познаний, считает это лишь иной формулировкой одного и того же факта (наличия недостатка), в то время, как с юридической точки зрения (для суда и для юристов) данное обстоятельство в большинстве случаев имеет определяющее значение, поскольку, в случае, если требование было заявлено по истечении пятнадцатидневного срока, а недостаток не относится к категории существенного в отношении технически сложного товара (автомобили, телефоны, компьютеры, ноутбуки, большая часть бытовой техники и т.п.), то весьма высока вероятность отказа в удовлетворении иска.

Следовательно, если потребителем выявлены недостатки в приобретенном товаре, то, в первую очередь имеет значение оперативность действий потребителя при определении существа недостатков и предъявления соответствующих требований, поскольку определение правильного требования к продавцу также имеет важное значение. Например, если потребитель ранее требовал у продавца замены товара на аналогичный, а в суде изменил свои требования, то, фактически получается, что в суде рассматриваются требования, которые не были заявлены продавцу.

Таким образом, первыми шагами потребителя при обнаружении недостатков в товаре являются:

— определение категории недостатка, точная формулировка сути недостатка

— определение срока нахождения товара у потребителя после получения товара от продавца

— определение товара к категории технически сложных товаров

— сбор доказательственной базы для вероятного предоставления его в суд

На примере споров при купле-продаже подержанных автомобилей хотелось бы отметить следующее. Как показывает судебная практика, вопрос сбора доказательств на первоначальной стадии очень важен. К примеру, вопросы недостатков в автомобиле решаются при помощи специальных познаний. Следовательно, необходимо проведение экспертизы. Однако, зачастую суды не принимают заключения экспертов в качестве доказательств, если они проведены спустя продолжительный период времени после передачи автомобиля потребителю, мотивируя свой отказ в принятии данного заключения в качестве доказательства тем обстоятельством, что данные недостатки могли возникнуть уже после передачи автомобиля, и достоверно установить данное обстоятельство невозможно.

Кроме того, особое внимание заслуживают договоры купли-продажи, составляемые автосалонами при продаже подержанных автомобилей. Данные договоры составлены профессиональной командой юристов, что подразумевает включение в условия договора всего, что мог сделать потребитель при покупке того или иного автомобиля (вплоть до того, что потребитель мог отогнать автомобиль в соответствующую мастерскую для выявления возможных недостатков). Аналогичные условия также указываются в акте приема-передачи автомобиля.

Таким образом, получается следующая картина. Потребитель якобы имел возможность проверить автомобиль в любых мастерских, но отказался от данного права, и, осмотрев автомобиль самостоятельно, не обнаружил в нем никаких недостатков. Указанное обстоятельство противоречит действительности, поскольку автомобили не дают вывезти за пределы автосалона, но, документально, потребитель якобы мог это сделать, но не сделал.

Кроме того, особо отмечу нелюбовь большинства потребителей внимательно читать условия договора и содержание иных подписываемых документов. Данный факт в последующем также не идет на пользу потребителю.

Таким образом, при обращении к продавцу и, в дальнейшем в суд, у потребителя возникает множество проблем со сбором необходимых доказательств, с определением предмета спора, отнесения, либо не отнесения недостатка к существенным, определения существенности недостатка, необходимость выступления в суде, с целью доказать свою правоту.

Достаточно частым заблуждением, с которым мне приходится сталкиваться при решении вопросов, связанных с защитой прав потребителей, является утверждение большинства клиентов о том, что «потребитель всегда прав». Указанное утверждение и уверенность в том, что суд обязательно встанет на сторону потребителя, зачастую приводит к негативным последствиям в виде потери денег, нервным стрессам и переживаниям, и отрицательному итоговому результату.

Подводя итог, хотелось бы порекомендовать потребителям, при возникновении у них подобных проблем, незамедлительно обращаться за профессиональной помощью, поскольку качественная помощь профессионала поможет Вам в защите нарушенных прав, существенно повысит вероятность возврата уплаченных за товар денежных средств, а также дополнительных неустоек и компенсаций.

С Уважением,

Тихонов Игорь Александрович

Управляющий партнер FLC GROUP

Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на нас в социальных сетях! Спасибо за внимание!



Your text to link...

Нет комментариев