Ольга Кутяева → Предоставление рабочего персонала в аренду: реалии, небылицы, налоговые риски
Цель создания любой коммерческой организации – получение прибыли, которая зависит от умения организации правильно планировать свои доходы и расходы.
Основной статьей расходов организации являются расходы на персонал (заработная плата, «зарплатные» налоги и платежи, социальные расходы и т. д.). Одним из способов снижения расходов на персонал можно назвать аренду персонала у специализированных организаций. Из услуг по аренде персонала можно выделить: аутсорсинг, аутстаффинг, лизинги подбор временного персонала.
Поскольку эти явления появились в России сравнительно недавно, они не получили законодательного закрепления в Гражданском кодексе РФ. С точки зрения юридической природы аутсорсинг представляет собой договор возмездного оказания услуг. Юридическая природа лизинга персонала и аутстаффинга гораздо сложнее и не укладывается в рамки ни договора аренды, ни договора возмездного оказания услуг.
Не менее сложны при аутстаффинге и лизинге персонала трудовые отношения, которые фактически складываются между работником и заказчиком-работодателем. Ведь именно последний предоставляет работу, организует труд, рабочее место, обеспечивает необходимым оборудованием и инструментами. Трудовой договор при этом заключается между работником и кадровым агентством. Таким образом, происходит разрыв между фактически существующими трудовыми отношениями с реальным работодателем (заказчиком) и их юридическим закреплением с формальным работодателем (кадровым агентством). В результате может пострадать самая слабая сторона трудовых отношений – работник, что всегда негативно воспринимается государственными органами, в частности трудовой и налоговой инспекциями.
Лидером по использованию аутсорсинга считается США. Аутсорсинг используют не только коммерческие компании. Есть примеры применения аутсорсинга правительственными структурами. Так, например, Правительство Великобритании содержит на аутсоринговом обслуживании информационные системы налоговых ведомств, а США передало на аутсорсинг сбор налогов.
В России аутсорсинг и аутстаффинг возникли в 90-х гг. XXв. в связи с расширением российского бизнеса и его выходом на мировой рынок. Первыми потребителями таких услуг в России стали иностранные компании, которые не хотели брать на себя риск расходов на персонал. Для российских предприятий основная цель использования аутсорсинга и аутстаффинга – снижение издержек. Российский рынок аутсорсинга представлен услугами в области информационных технологий, рекламы, транспортных услуг, бухгалтерских и юридических услуг, аудита, управления недвижимостью, охраны и клиринга.
Договор аренды персонала дает возможность сохранять статус малого предприятия или право на применение специального налогового режима.
Заключая договор аренды персонала, организация – потребитель услуг снимает с себя решение вопросов, связанных с поиском сотрудников, оформлением их на работу, обучением, социальным обеспечением, увольнением. Появляется возможность привлекать квалифицированный персонал в необходимом количестве на определенный период времени, не увеличивая штат сотрудников.
У организации сокращаются затраты на кадровое и бухгалтерское делопроизводство. И, конечно же, организация оптимизирует расходы, связанные с «зарплатными» налогами и страховыми взносами. Все расходы, связанные с выплатой заработной платы и обязательных платежей, возникают у поставщика персонала. При этом пользователь услуг может уменьшать базу по налогу на прибыль на расходы по оплате услуг аренды персонала (если они экономически обоснованны и документально подтверждены).
Минусы. В ГК РФ отсутствует понятие договора аренды персонала, трудовое законодательство не предусматривает лизинговых отношений в сфере найма рабочей силы. Тем не менее данный договор имеет право на существование. В соответствии со статьей 421 ГК РФ стороны могут заключать договоры как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами.
Для работника негативные последствия таких договоров связаны с нестабильным характером работы (краткосрочная занятость). Агентство заключает с сотрудником срочный договор, и при отсутствии необходимости в данном работнике его просто увольняют.
Часто кадровые агентства, получая льготы, предоставленные малому бизнесу, делают минимальные отчисления на страхование рисков, а персонал предоставляют крупным предприятиям с вредными условиями труда. И если работник теряет здоровье, то получает минимальную компенсацию.
Суды при разрешении налоговых споров исходят из презумпции добросовестности налогоплательщика.
Налоговая выгода – это уменьшение налоговых обязательств налогоплательщика вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, применения более низкой налоговой ставки, а также возврат или возмещение налога из бюджета (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).
Выгода может быть признана необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Как показывает судебная практика, проигрыш налогового органа в споре с налогоплательщиком связан с отсутствием достаточных доказательств, подтверждающих, что действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.
договор следует заключать с независимой фирмой, для которой предмет аутсорсинга или услуги по предоставлению персонала являются основным видом деятельности;
договор должен быть составлен максимально подробно, с точным описанием предмета аутсорсинга, с указанием штатных единиц, требований к ним, с закреплением конкретных обязанностей сторон, в том числе в отношении работников (при лизинге персонала);
стоимость услуг аутсорсера должна быть разумной и соответствовать рыночным ценам на аналогичные услуги;
желательно, чтобы в штате организации-заказчика не было сотрудников, выполняющих аналогичные функции;
операции по оказанию предоставления персонала должны быть должным образом оформлены;
все действия аутсорсера должны быть документально подтверждены;
в тексте договора и подтверждающих его исполнение документов необходимо использовать дословную терминологию НК РФ, не стоит употреблять термины «аутсорсинг» и «аутстаффинг»;
необходимо издать внутренний организационно-распорядительный документ о необходимости привлечения сторонней организации или стороннего персонала, подтвердив ее предварительно проведенным финансовым анализом внедрения бизнес-проекта;
следует учитывать требования законодательства о персональных данных;
должен быть организован постоянный контроль за исполнением договора с тщательным документированием результатов таких проверок.
Что касается аутстаффинга, при котором фирма передает часть своих работников кадровому (лизинговому) агентству, а в последующем их арендует, и когда фактически у работников меняется только работодатель, а цель всей схемы сводится к уходу от налогов, остается только предостеречь компании от использования данной схемы. Выгода от экономии на налогах в данном случае будет сведена к нулю безуспешными попытками доказать в судах экономическую целесообразность своих действий.
Оригинал материала с разборами конкретных примеров и судебной практики — https://gsl-news.org/25635-arenda-personala-pravda-i-vymysel-nal/
Основной статьей расходов организации являются расходы на персонал (заработная плата, «зарплатные» налоги и платежи, социальные расходы и т. д.). Одним из способов снижения расходов на персонал можно назвать аренду персонала у специализированных организаций. Из услуг по аренде персонала можно выделить: аутсорсинг, аутстаффинг, лизинги подбор временного персонала.
Поскольку эти явления появились в России сравнительно недавно, они не получили законодательного закрепления в Гражданском кодексе РФ. С точки зрения юридической природы аутсорсинг представляет собой договор возмездного оказания услуг. Юридическая природа лизинга персонала и аутстаффинга гораздо сложнее и не укладывается в рамки ни договора аренды, ни договора возмездного оказания услуг.
Аутстаффинг (лизинг персонала)
На практике при аутстаффинге (или при лизинге персонала) заключается договор возмездного оказания услуг между кадровым агентством и заказчиком-работодателем. Однако в предмете данного договора, помимо классической услуги по подбору необходимого заказчику персонала, возникает еще один аспект, не характерный для договоров оказания услуг, – передача работников кадрового агентства заказчику-работодателю.Не менее сложны при аутстаффинге и лизинге персонала трудовые отношения, которые фактически складываются между работником и заказчиком-работодателем. Ведь именно последний предоставляет работу, организует труд, рабочее место, обеспечивает необходимым оборудованием и инструментами. Трудовой договор при этом заключается между работником и кадровым агентством. Таким образом, происходит разрыв между фактически существующими трудовыми отношениями с реальным работодателем (заказчиком) и их юридическим закреплением с формальным работодателем (кадровым агентством). В результате может пострадать самая слабая сторона трудовых отношений – работник, что всегда негативно воспринимается государственными органами, в частности трудовой и налоговой инспекциями.
Лидером по использованию аутсорсинга считается США. Аутсорсинг используют не только коммерческие компании. Есть примеры применения аутсорсинга правительственными структурами. Так, например, Правительство Великобритании содержит на аутсоринговом обслуживании информационные системы налоговых ведомств, а США передало на аутсорсинг сбор налогов.
В России аутсорсинг и аутстаффинг возникли в 90-х гг. XXв. в связи с расширением российского бизнеса и его выходом на мировой рынок. Первыми потребителями таких услуг в России стали иностранные компании, которые не хотели брать на себя риск расходов на персонал. Для российских предприятий основная цель использования аутсорсинга и аутстаффинга – снижение издержек. Российский рынок аутсорсинга представлен услугами в области информационных технологий, рекламы, транспортных услуг, бухгалтерских и юридических услуг, аудита, управления недвижимостью, охраны и клиринга.
Плюсы и минусы договоров аренды персонала
Плюсы. Организация, выступающая аутсорсером, специализируется в области подбора персонала, а значит, обладает необходимыми знаниями, техническим оснащением и, благодаря накопленному опыту, может предложить уже готовые решения.Договор аренды персонала дает возможность сохранять статус малого предприятия или право на применение специального налогового режима.
Заключая договор аренды персонала, организация – потребитель услуг снимает с себя решение вопросов, связанных с поиском сотрудников, оформлением их на работу, обучением, социальным обеспечением, увольнением. Появляется возможность привлекать квалифицированный персонал в необходимом количестве на определенный период времени, не увеличивая штат сотрудников.
У организации сокращаются затраты на кадровое и бухгалтерское делопроизводство. И, конечно же, организация оптимизирует расходы, связанные с «зарплатными» налогами и страховыми взносами. Все расходы, связанные с выплатой заработной платы и обязательных платежей, возникают у поставщика персонала. При этом пользователь услуг может уменьшать базу по налогу на прибыль на расходы по оплате услуг аренды персонала (если они экономически обоснованны и документально подтверждены).
Минусы. В ГК РФ отсутствует понятие договора аренды персонала, трудовое законодательство не предусматривает лизинговых отношений в сфере найма рабочей силы. Тем не менее данный договор имеет право на существование. В соответствии со статьей 421 ГК РФ стороны могут заключать договоры как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами.
Для работника негативные последствия таких договоров связаны с нестабильным характером работы (краткосрочная занятость). Агентство заключает с сотрудником срочный договор, и при отсутствии необходимости в данном работнике его просто увольняют.
Часто кадровые агентства, получая льготы, предоставленные малому бизнесу, делают минимальные отчисления на страхование рисков, а персонал предоставляют крупным предприятиям с вредными условиями труда. И если работник теряет здоровье, то получает минимальную компенсацию.
Из судебной практики
Ранее считалось, что заключение договора аренды персонала является безопасной схемой экономии «зарплатных» налогов. Однако арбитражная практика свидетельствует, что договоры аренды персонала находятся под пристальным вниманием контролирующих органов, экономическая обоснованность этих расходов вызывает множество вопросов с их стороны. Возрастает риск судебных разбирательств, так как из-за неправильного оформления договоров аренды персонала налоговая инспекция может переквалифицировать такой договор в трудовые отношения между заказчиком и предоставляемыми сотрудниками. Все это может привести к доначислению налогов, пеней и штрафов.Суды при разрешении налоговых споров исходят из презумпции добросовестности налогоплательщика.
Налоговая выгода – это уменьшение налоговых обязательств налогоплательщика вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, применения более низкой налоговой ставки, а также возврат или возмещение налога из бюджета (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).
Выгода может быть признана необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Как показывает судебная практика, проигрыш налогового органа в споре с налогоплательщиком связан с отсутствием достаточных доказательств, подтверждающих, что действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.
Выводы
Подводя итоги, отметим, что использование аутсорсинга или лизинга персонала в условиях современного рынка возможно, но залог успешного и выгодного использования, в том числе в виде снижения налоговых рисков, напрямую зависит от соблюдения ряда существенных условий:договор следует заключать с независимой фирмой, для которой предмет аутсорсинга или услуги по предоставлению персонала являются основным видом деятельности;
договор должен быть составлен максимально подробно, с точным описанием предмета аутсорсинга, с указанием штатных единиц, требований к ним, с закреплением конкретных обязанностей сторон, в том числе в отношении работников (при лизинге персонала);
стоимость услуг аутсорсера должна быть разумной и соответствовать рыночным ценам на аналогичные услуги;
желательно, чтобы в штате организации-заказчика не было сотрудников, выполняющих аналогичные функции;
операции по оказанию предоставления персонала должны быть должным образом оформлены;
все действия аутсорсера должны быть документально подтверждены;
в тексте договора и подтверждающих его исполнение документов необходимо использовать дословную терминологию НК РФ, не стоит употреблять термины «аутсорсинг» и «аутстаффинг»;
необходимо издать внутренний организационно-распорядительный документ о необходимости привлечения сторонней организации или стороннего персонала, подтвердив ее предварительно проведенным финансовым анализом внедрения бизнес-проекта;
следует учитывать требования законодательства о персональных данных;
должен быть организован постоянный контроль за исполнением договора с тщательным документированием результатов таких проверок.
Что касается аутстаффинга, при котором фирма передает часть своих работников кадровому (лизинговому) агентству, а в последующем их арендует, и когда фактически у работников меняется только работодатель, а цель всей схемы сводится к уходу от налогов, остается только предостеречь компании от использования данной схемы. Выгода от экономии на налогах в данном случае будет сведена к нулю безуспешными попытками доказать в судах экономическую целесообразность своих действий.
Оригинал материала с разборами конкретных примеров и судебной практики — https://gsl-news.org/25635-arenda-personala-pravda-i-vymysel-nal/
Нет комментариев