Андрей Андреев →  Разработка единого реестра адвокатов.

В первом чтении был принят проект о внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 N 63-ФЗ. Споры о необходимости ужесточения регулирования адвокатской деятельности велись уже давно, поэтому разработка данного законопроекта была неминуема. Разберем подробнее, какие именно изменения были предложены членами Министерства юстиции Российской Федерации.

Самым важным пунктом нового законопроекта создание Единого государственного реестра адвокатов, который будет содержать достоверную информацию обо всех представителях данной профессии в Российской Федерации. Для создания и ведения реестра будет использоваться федеральная государственная информационная система по реализации полномочий и функций Минюста России.

Какие проблемы поможет решить единый реестр адвокатов? Во-первых, он поможет систематизировать списки адвокатов разных субъектов РФ, которые и так ведутся представителями территориальных органов Минюста России. Данные, содержащиеся в региональных реестрах, зачастую уже устарели, противоречат друг другу и включают в себя большое количество «мертвых душ». Если упорядочить данную систему, то получится избежать ситуаций, когда адвокат, лишенный своего статуса в одном регионе, просто переезжает в другой и продолжает оказывать услуги клиентам как ни в чем не бывало.

Еще одно важное нововведение – право вести свою профессиональную деятельность адвокат получает только после внесения в Единый государственный реестр. Если в течение трех месяцев с момента сдачи квалификационного экзамена он так и не принесет присягу адвоката, то его статус аннулируется. В реестр также будут включены данные о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен, что позволит исключить случаи его сдачи с нарушением срока.

В Министерства юстиции Российской Федерации также отмечают, что предложенные изменения поспособствуют большей прозрачности и честности в отношениях представителей профессии и органов власти – последние смогут в круглосуточном режиме получать информацию об адвокатах, в частности об их статусе, удостоверении, членстве в адвокатской палате соответствующего субъекта РФ.

Взамен обнародования своих данных в общий доступ правозащитники получают возможность без лишних формальностей проходить во многие суды и прокуратуры, всего лишь предоставив удостоверение на входе в здание.

В заключение можно сказать, что пока предложенные Минюстом изменения вызывают смешанную реакцию у представителей юридической общественности. С одной стороны, создание единой базы — инициатива необходимая. Она исключает возможность обмана со стороны неквалифицированных адвокатов, навязывающих свои услуги юридически неподкованным гражданам. Благодаря данному законопроекту у каждого появится возможность проверить разрешение на работу или получить отзывы о деятельности того или иного юриста-адвоката, прежде чем заключать с ним договор.
Впрочем, есть и свои «подводные камни». Существование всеобщего реестра порождает риски утечки конфиденциальных данных. К тому же, многие правозащитники критикуют момент с получением право вести профессиональную деятельность только после внесения в реестр – из-за этого перемещается центр влияния на отрасль от адвокатских палат к федеральному ведомству. По закону адвокатура считается институтом гражданского общества, который не входит в структуру органов государственной власти и действует на основании принципов независимости и самоуправления. Поэтому, считают противники нового законопроекта, предложенные изменения сводят на нет основополагающие принципы работы адвокатов и превращают профессиональное объединение в практически государственную структуру с существенной утратой своей независимости.

Нет комментариев