Андрей Андреев → Закон о развитии креативных индустрий: официальный выход из тени или очередной повод платить налоги?
Мы живем в эпоху экономики впечатлений, когда при покупке товара или услуги в первую очередь оцениваются именно эмоции, которые они дарят потребителю. Именно поэтому в современном мире креативные индустрии занимают все более значимое место — они не только приносят высокий доход, но и формируют имидж и культурное наследие государства, а также дают своей аудитории те самые, необходимые им чувства. Впервые в России данный термин появился в Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».
Не так давно Госдума приняла в I чтении законопроект о развитии креативных индустрий в России. Документ предлагает закрепить в законе понятие «креативные индустрии», под которым понимается экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, распространением и реализацией креативных продуктов — результатов интеллектуальной деятельности. Также присутствует пункт о разработке единого реестра субъектов креативных индустрий, в который войдут сведения о физических и юридических лицах, а также об индивидуальных предпринимателях, которые соответствуют критериям субъекта креативных индустрий.
Что дает данный закон и на какие сферы деятельности он повлияет? Согласно докладу «Креативная экономика Москвы в цифрах» от ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, креативный сектор включает в себя 16 отраслей:
Добавленная стоимость креативных индустрий Москвы достигла 1.12 трлн руб., или 6.29% валового регионального продукта (ВРП). По вкладу в столичную экономику творческий сектор более чем в 1.5 раза опережает даже столь масштабную отрасль, как строительство (3.9% ВРП). Что и приводит нас к вопросу — насколько сильно государство регулирует такую крупную ветвь экономики?
Как показал недавний опыт с блогерами (которые, впрочем, станут отдельной отраслью экономики), — не очень. Пока креативные индустрии остаются в тени и работают в серых схемах, но новый законопроект может повлиять на ситуацию, предоставив меры господдержки. Их имеют право получить те субъекты, которые зарегистрированы на территории России в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или самозанятого, работают в России, осуществляют один из установленных видов креативных индустрий и включены в реестр, а также у них нет просроченной задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетным средствам или обязательным платежам перед бюджетами бюджетной системы России.
Новый законопроект позволит нормализовать и легализовать деятельность в сфере культуры, дизайна, искусства и других творческих областях. Создание четких правовых рамок способствует снижению неопределенности и рисков для работников этой сферы, а также обеспечивает возможность получения финансовой поддержки и инвестиций.
Однако, важно также рассмотреть, какие компенсации и обязательства возникают для предпринимателей и творческих работников в связи с введением законодательства, направленного на креативные индустрии. Некоторые предприниматели считают, что введение законов о развитии креативных индустрий может привести к дополнительным налоговым обязательствам, бюрократическим преградам и вероятному ужесточению цензуры, что отталкивает от легальной деятельности и стимулирует сохранение неформальных структур.
Для того чтобы закон о развитии креативных индустрий реально стал официальным выходом из тени и способствовал развитию данного сектора, необходимо обеспечить прозрачность и предсказуемость его применения, а также учесть мнение и интересы предпринимателей и специалистов в данной области. Это позволит достичь баланса между поддержкой и регулированием, создавая условия для процветания креативных индустрий и одновременно обеспечивая соблюдение налоговых и правовых норм.
Не так давно Госдума приняла в I чтении законопроект о развитии креативных индустрий в России. Документ предлагает закрепить в законе понятие «креативные индустрии», под которым понимается экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, распространением и реализацией креативных продуктов — результатов интеллектуальной деятельности. Также присутствует пункт о разработке единого реестра субъектов креативных индустрий, в который войдут сведения о физических и юридических лицах, а также об индивидуальных предпринимателях, которые соответствуют критериям субъекта креативных индустрий.
Что дает данный закон и на какие сферы деятельности он повлияет? Согласно докладу «Креативная экономика Москвы в цифрах» от ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, креативный сектор включает в себя 16 отраслей:
- Музыка
- Дизайн
- Фотография
- Культурное наследие
- Телерадиовещание
- Исполнительское искусство
- Архитектура
- Музеи, библиотеки, архивы
- Издательская деятельность
- Кино и анимация
- Мода
- Образование в креативных индустриях
- ИТ и видеоигры
- Арт-индустрия
- Реклама
- Ювелирное дело.
Добавленная стоимость креативных индустрий Москвы достигла 1.12 трлн руб., или 6.29% валового регионального продукта (ВРП). По вкладу в столичную экономику творческий сектор более чем в 1.5 раза опережает даже столь масштабную отрасль, как строительство (3.9% ВРП). Что и приводит нас к вопросу — насколько сильно государство регулирует такую крупную ветвь экономики?
Как показал недавний опыт с блогерами (которые, впрочем, станут отдельной отраслью экономики), — не очень. Пока креативные индустрии остаются в тени и работают в серых схемах, но новый законопроект может повлиять на ситуацию, предоставив меры господдержки. Их имеют право получить те субъекты, которые зарегистрированы на территории России в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или самозанятого, работают в России, осуществляют один из установленных видов креативных индустрий и включены в реестр, а также у них нет просроченной задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетным средствам или обязательным платежам перед бюджетами бюджетной системы России.
Новый законопроект позволит нормализовать и легализовать деятельность в сфере культуры, дизайна, искусства и других творческих областях. Создание четких правовых рамок способствует снижению неопределенности и рисков для работников этой сферы, а также обеспечивает возможность получения финансовой поддержки и инвестиций.
Однако, важно также рассмотреть, какие компенсации и обязательства возникают для предпринимателей и творческих работников в связи с введением законодательства, направленного на креативные индустрии. Некоторые предприниматели считают, что введение законов о развитии креативных индустрий может привести к дополнительным налоговым обязательствам, бюрократическим преградам и вероятному ужесточению цензуры, что отталкивает от легальной деятельности и стимулирует сохранение неформальных структур.
Для того чтобы закон о развитии креативных индустрий реально стал официальным выходом из тени и способствовал развитию данного сектора, необходимо обеспечить прозрачность и предсказуемость его применения, а также учесть мнение и интересы предпринимателей и специалистов в данной области. Это позволит достичь баланса между поддержкой и регулированием, создавая условия для процветания креативных индустрий и одновременно обеспечивая соблюдение налоговых и правовых норм.
Нет комментариев