Вадим Супрун → Использование фотографий и других персональных данных должников судебными приставами
ispolnitel.su/2012/08/biometricheskie-personalnye-dannye-dolzhnikov/
С момента включения в закон Об исполнительном производстве статьи 6.1, согласно которой сведения о наличии долга должника-гражданина являются общедоступными и не подлежат защите согласно законодательству о Персональных данных, многих интересовал непосредственный механизм использования судебными приставами данной возможности, кроме как ведения общедоступного банка данных исполнительных производств.
В частности, интересовал вопрос о возможности размещения персональных данных должников (в том числе биометрических) на информационных стендах, баннерах, в средствах массовой информации и сети интернет. В своём письме Роскомнадзор как раз и высказал своё мнение о возможности распространения Федеральной службой судебных приставов биометрических персональных данных должника-гражданина.
Как следует из ответа, к биометрическим данным, подлежащим защите, относятся отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, вес, походка и т.д. Весьма удачно то, что фотографии и видеозаписи человека Роскомнадзор также входят в перечень биометрических данных, подлежащих защите.
Далее Роскомнадзор делает вывод о том, что обработка биометрических данных без согласия субъекта может осуществляться в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов «Таким образом, исходя из общего понятия обработки персональных данных, предусмотренного статёй 3 Федерального закона «О персональных данных», судебные приставы-исполнители, в рамках исполнительных производств по принудительному исполнению судебных актов, вправе осуществлять обработку, в том числе распространять, биометрические данные (фотографию должника-гражданина) без его согласия». В принципе это и есть краткое содержание трёх страниц письма и теперь предлагаю разобраться с деталями.
Итак, основной момент сообщения Росомнадзора в том, что «Да, служба приставов может размещать фотографии должников-граждан» на стендах, баннерах, в СМИ и сети интернет, но только в рамках исполнительных производств, возбужденных на основании судебных решений. Как эта позиция соотносится со статьей 6.1 нашего закона, являющейся специальной нормой, непонятно.
Исходя из логики данного послания приставы не смогут распространять биомтерику в рамках производств по взысканию штрафов, налогов, в рамках исполнительных производств возбужденных по нотариально заверенному соглашению сторон об уплате алиментов и иных «несудебных задолженностей».
Следующий возникающий вопрос, это период распространения персональных данных. Если подходить формально, то он начинается с момента возбуждения исполнительного производства и заканчивается моментом его окончания. Судебный пристав, в ходе исполнительного производства, вправе публиковать фотографии должников на стендах районных газет (по договоренности конечно), составлять их списки и развешивать в подъездах многоквартирников, он может нараспев читать фамилии по мегафону на улицах. Но, что делать с этой «размещённой» персональной информацией после окончания производства? Надо ли будет изымать тираж газеты с размещёнными фотографиями, чиститm кэш Яндекса или принимать иные непопулярные меры по защите информации об имевшейся но уже погашенной задолженности. Логика подсказывает что нет, а юридический формализм что да.
Также один из частных вопросов, будет ли применено данное право по всем исполнительным производствам или только в рамках осуществления розыска? В принципе, техническую реализацию возможности размещения биометрики по всем 30 миллионам представляю себе с трудом. Полагаю, что в ближайшее время, рассматриваемая возможность будет опробована в основном рамках разыскных дел и после периода апробации и наработки опыта распространена на иные исполнительные производства.
Итогом можно сделать вывод о том, что по сути разъяснение Роскомнадзора не прибавило приставам новых полномочий и лишь подтвердило их право на применение мер «воздействия на должников», что, в принципе, нам только на руку. Спасибо им за это большое.
Остаётся неурегулированным вопрос об общедоступности персональных данных граждан-должников по административным штрафам и т.п., но это вопрос разрешимый. Как сказала однажды моя коллега «Вы в своём ЦА когда методички напишите, а то мне уже надоело тут правоприменительную практику создавать».
С момента включения в закон Об исполнительном производстве статьи 6.1, согласно которой сведения о наличии долга должника-гражданина являются общедоступными и не подлежат защите согласно законодательству о Персональных данных, многих интересовал непосредственный механизм использования судебными приставами данной возможности, кроме как ведения общедоступного банка данных исполнительных производств.
В частности, интересовал вопрос о возможности размещения персональных данных должников (в том числе биометрических) на информационных стендах, баннерах, в средствах массовой информации и сети интернет. В своём письме Роскомнадзор как раз и высказал своё мнение о возможности распространения Федеральной службой судебных приставов биометрических персональных данных должника-гражданина.
Как следует из ответа, к биометрическим данным, подлежащим защите, относятся отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, вес, походка и т.д. Весьма удачно то, что фотографии и видеозаписи человека Роскомнадзор также входят в перечень биометрических данных, подлежащих защите.
Далее Роскомнадзор делает вывод о том, что обработка биометрических данных без согласия субъекта может осуществляться в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов «Таким образом, исходя из общего понятия обработки персональных данных, предусмотренного статёй 3 Федерального закона «О персональных данных», судебные приставы-исполнители, в рамках исполнительных производств по принудительному исполнению судебных актов, вправе осуществлять обработку, в том числе распространять, биометрические данные (фотографию должника-гражданина) без его согласия». В принципе это и есть краткое содержание трёх страниц письма и теперь предлагаю разобраться с деталями.
Итак, основной момент сообщения Росомнадзора в том, что «Да, служба приставов может размещать фотографии должников-граждан» на стендах, баннерах, в СМИ и сети интернет, но только в рамках исполнительных производств, возбужденных на основании судебных решений. Как эта позиция соотносится со статьей 6.1 нашего закона, являющейся специальной нормой, непонятно.
Исходя из логики данного послания приставы не смогут распространять биомтерику в рамках производств по взысканию штрафов, налогов, в рамках исполнительных производств возбужденных по нотариально заверенному соглашению сторон об уплате алиментов и иных «несудебных задолженностей».
Следующий возникающий вопрос, это период распространения персональных данных. Если подходить формально, то он начинается с момента возбуждения исполнительного производства и заканчивается моментом его окончания. Судебный пристав, в ходе исполнительного производства, вправе публиковать фотографии должников на стендах районных газет (по договоренности конечно), составлять их списки и развешивать в подъездах многоквартирников, он может нараспев читать фамилии по мегафону на улицах. Но, что делать с этой «размещённой» персональной информацией после окончания производства? Надо ли будет изымать тираж газеты с размещёнными фотографиями, чиститm кэш Яндекса или принимать иные непопулярные меры по защите информации об имевшейся но уже погашенной задолженности. Логика подсказывает что нет, а юридический формализм что да.
Также один из частных вопросов, будет ли применено данное право по всем исполнительным производствам или только в рамках осуществления розыска? В принципе, техническую реализацию возможности размещения биометрики по всем 30 миллионам представляю себе с трудом. Полагаю, что в ближайшее время, рассматриваемая возможность будет опробована в основном рамках разыскных дел и после периода апробации и наработки опыта распространена на иные исполнительные производства.
Итогом можно сделать вывод о том, что по сути разъяснение Роскомнадзора не прибавило приставам новых полномочий и лишь подтвердило их право на применение мер «воздействия на должников», что, в принципе, нам только на руку. Спасибо им за это большое.
Остаётся неурегулированным вопрос об общедоступности персональных данных граждан-должников по административным штрафам и т.п., но это вопрос разрешимый. Как сказала однажды моя коллега «Вы в своём ЦА когда методички напишите, а то мне уже надоело тут правоприменительную практику создавать».
Нет комментариев