Илья Александров → Отсутствие акционерного соглашения в Белорусской Калийной Компании как катализатор конфликта акционеров
alexandrow@alexandrow.biz
www.alexandrow.biz
1. Суть и корни конфликта
Конфликт акционеров совместного предприятия — ЗАО «Белорусская Калийная Компания» (ЗАО БКК) обострился в конце августа 2013 и вылился в задержание и предъявление обвинения генеральному директору Уралкалия и Председателю совета директоров ЗАО БКК Владиславу Баумгертнеру. Это — типичный кейс для иллюстрации недостаточной подготовки и возможно, формального подхода юристов обоих предприятий к вопросам создания совместного предприятия в 2005 году.
Золотое правило в каждом совместном бизнесе — заранее договориться на берегу обо всех аспектах ведения совместной деятельности, в т.ч. о порядке выхода из совместного бизнеса — ведь ничто не вечно под Луной. В 2005 году таких действий не предприняли, в итоге оказались в состоянии острого конфликта, который возник на фоне разногласий партнеров относительно дальнейшей долгосрочной стратегии максимизации прибыли и увеличения доли на мировом рынке калийных удобрений. В прессе публиковались сообщения о том, что БеларусьКалий намерен создать собственную складскую инфраструктуру в важнейших для сбыта удобрений странах (Бразилия, Индия, Китай) — т.е. пойти на изменение структуры сбыта калийных удобрений, минуя международных посредников. Такие действия могли бы принести ощутимый эффект в течение 2-3 лет, однако белорусский бюджет вряд ли выдержал бы кассового разрыва, который наступил бы в результате резкого изменения политики продаж на фоне снизившихся цен на калийную соль.
Именно такого рода договоренности, которые должны базироваться на долгорсочной стратегии развития бизнеса, отсутствуют в документах, регламентирующих деятельность ЗАО БКК. Отсутствует, по всей видимости, внятный финансовый план работы на ближайшие 5-10 лет, не подписано акционерное соглашение, которое бы обеспечило реализацию бизнес-плана предприятия и устанавливало бы ряд специфических обязательств для сторон по со-инвестированию в развитие инфраструктуры трейдингового бизнеса. Безобразная для такого крупного бизнес-проекта ситуация.
2. Способы разрешения спора и устранения конфликтной ситуации
Понятно теперь уже, что случай с задержанием Владислава Баумгертнера стал политическим фактором, который пока усиленно нивелируется СМИ в России и в Беларуси. Появились публикации о намерении ряда российских бизнесменов срочно выкупить пакет акций Сулеймана Керимова и разрешить конфликт путем проведения новых переговоров с Александром Лукашенко и руководством БеларусьКалия.
Скорее всего, так и произойдет, потому что порча союзнических отношений в данный период времени не отвечает долгосрочным интересам России и Беларуси. Имиджевые потери Беларуси от факта задержания приглашенного на встречу с премьер-министром Мясниковичем бизнесмена также очевидны — уже есть пресс-релиз КАМАЗа с информацией об отказе посетить Минск со стороны генерального директора г-на Когогина.
Разрешение конфликта, на мой взгляд, на данный момент возможно путем проработки и подписания детального акционерного соглашения в новом СП — которым, возможно, станет вновь образованное ОАО «Белорусская калийная компания» — клон функционировавшего ранее ЗАО БКК. Проблема заключается в том, что на данный момент в законодательстве Республики Беларусь, в отличие от Российской Федерации, отсутствует институт акционерного соглашения, соответствующие законопроекты пока не были анонсированы. Поэтому создание СП может пойти двумя путями: через форсированное принятие новой редакции Закона РБ «Об АО и ООО» с новеллами в части возможности подписания акционерных соглашений (по крайней мере аналогичные положениям российского ФЗ «Об акционерных обществах», вступившим в силу для Российской Федерации с 01.07.2009), либо через создание аналогичной структуры в другой юрисдикции — например, в Швейцарии. Планы создать совместного международного трейдера в третьей юрисдикции уже около 2 лет циркулировали в БеларусьКалии и в Уралкалии.
Заявленный белорусской стороной ущерб в 100 млн. долларов США, который был нанесен российским партнером — структурами Уралкалия и, как утвержадет белорусское следствие, командой Владислава Баумгертнера и основным акционером Сулейманом Керимовым, должен быть документально подтвержден. Вынесем пока за скобки расследование возбужденных уголовных дел и обратимся к гражданско-правовой стороне спора. Поскольку в совместном предприятии нет акционерного соглашения и, соответственно, нет арбитражной оговорки о возможности передачи спора на рассмотрение международного арбитражного суда (желательно — находящегося в нейтральной юрисдикции), спор между акционерами, по всей видимости, будет рассматриваться в соответствии с общими правилами подведомственности и подсудности — белорусским хозяйственным судом по месту нахождения ЗАО БКК (г. Минск) или по месту нахождения основного добывающего предприятия (Гомельская область, г. Гомель). Также не очень благоприятная для российских партнеров перспектива, учитывая конституционные полномочия первого лица — президента Лукашенко (право издавать декреты, имеющие силу закона), степень зарегулированности белорусской системы госуправления и фактическую зависимость хозяйственных судов от фактора получения «ценных указаний» извне.
По крайней мере у российского акционера есть шанс минимизировать потери, используя страховой полис, согласно которому УралКалий застраховал свой предпринимательский риск в рамках бизнеса ЗАО БКК. Хоть здесь успели подложить соломки — и то хорошо.
Продолжаем внимательно следить за развитием событий и юридически важными новостями в этом показательном со всех сторон конфликте акционеров.
Илья Александров, Dr. iur., LL.M., MBA (Finance),
Управляющий партнер «Александров и Партнеры»,
123001 Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 8-12 стр. 1
alexandrow@alexandrow.biz
+7 495 724 82 18, 723 12 89
www.alexandrow.biz
Нет комментариев