Борис Фороский → Некоторые рекомендации при проведении проверок
С момента регистрации бизнеса необходимо быть готовым к визитам контролирующих органов. Рассмотрим кратко некоторые рекомендации при проведении проверок бизнеса, когда контролеры уже стоят в дверях вашей фирмы.
Рекомендации руководителям
Вызывайте своего адвоката, юриста.
Пригласите своих ответственных работников, которым предоставлено право представлять интересы организации в отношениях с контролирующими органами.
Выясните у контролеров основания для проверки.
Попросите у контролеров предписание (решение, постановление и т.д.) на проверку.
Не надо идти на конфликт – «улыбаюсь, но про себя ругаюсь». Ведите себя корректно и дипломатично.
Попросите у контролеров документ, удостоверяющий личность. Ваш ответственный работник должен переписать данные удостоверений контролеров.
Если имеются сомнения в полномочиях контролеров — выясните фамилию и телефон руководства проверяющих (по телефонному справочнику). Позвоните и поинтересуйтесь, работают ли там данные работники и имеют ли они право вас проверять. Бывает, что под видом контролеров «проверку» проводят бывшие сотрудники контролирующих органов.
Если проверяющий не предъявляет документ, удостоверяющий личность, звоните «02».
Возьмите свой «журнал учета проверок» и все беседы начинайте только после заполнения контролерами указанного журнала (записи в журнале должны делать проверяющие).
Представьте своего ответственного работника, который будет отвечать на вопросы контролеров и решать оперативные вопросы.
Предоставьте контролерам отдельную комнату. Не предоставляйте копировальную технику, если нужны документы – пускай пишут письменное требование. Ведите журнал учета выданных документов и сделанных копий
.Если необходимо подписать акт (протокол) — внимательно прочтите, попросите копию, проставьте прочерк или знак Z («зет») в не заполненных разделах. Напишите свои замечания и комментарий – «с возражениями», подпишитесь. Возражения всегда найдутся и можно предоставить позднее.
Не отказывайтесь от подписи документа, т.к. контролеры могут что-нибудь дописать в дальнейшем.
Кроме того, контролеры обязаны предоставить копию акта (протокола). Если не дают копию акта (протокола) — напишите «копия не предоставлена».
Рекомендации сотрудникам
Прочтите вышесказанные рекомендации – «плох тот солдат, которые не хочет стать генералом».
Максимально формализуйте отношения.
Старайтесь отвечать односложно: «да», «нет». Если сомневаетесь, говорите «затрудняюсь ответить».
Если вопрос направлен против Вас, можете не отвечать – «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников» (ст.51 Конституции РФ).
Все документы, пояснения и ответы на вопросы контролеров необходимо представлять только с разрешения руководителя.
Требуют документ – «за документооборот отвечает руководитель», «найдем, предоставим». Обратитесь к руководству или ответственному работнику. Не предъявляйте документы, которые не относятся к компетенции контролеров.
Фиксируйте все действия на бумаге – время, действия контролеров, какие документы запрашивались, какие вопросы задавали.
Не подписывайте документы, не читая.
P.S.
Указанные выше рекомендации не являются исчерпывающими.
У кого есть другие предложения?
Рекомендации руководителям
Вызывайте своего адвоката, юриста.
Пригласите своих ответственных работников, которым предоставлено право представлять интересы организации в отношениях с контролирующими органами.
Выясните у контролеров основания для проверки.
Попросите у контролеров предписание (решение, постановление и т.д.) на проверку.
Не надо идти на конфликт – «улыбаюсь, но про себя ругаюсь». Ведите себя корректно и дипломатично.
Попросите у контролеров документ, удостоверяющий личность. Ваш ответственный работник должен переписать данные удостоверений контролеров.
Если имеются сомнения в полномочиях контролеров — выясните фамилию и телефон руководства проверяющих (по телефонному справочнику). Позвоните и поинтересуйтесь, работают ли там данные работники и имеют ли они право вас проверять. Бывает, что под видом контролеров «проверку» проводят бывшие сотрудники контролирующих органов.
Если проверяющий не предъявляет документ, удостоверяющий личность, звоните «02».
Возьмите свой «журнал учета проверок» и все беседы начинайте только после заполнения контролерами указанного журнала (записи в журнале должны делать проверяющие).
Представьте своего ответственного работника, который будет отвечать на вопросы контролеров и решать оперативные вопросы.
Предоставьте контролерам отдельную комнату. Не предоставляйте копировальную технику, если нужны документы – пускай пишут письменное требование. Ведите журнал учета выданных документов и сделанных копий
.Если необходимо подписать акт (протокол) — внимательно прочтите, попросите копию, проставьте прочерк или знак Z («зет») в не заполненных разделах. Напишите свои замечания и комментарий – «с возражениями», подпишитесь. Возражения всегда найдутся и можно предоставить позднее.
Не отказывайтесь от подписи документа, т.к. контролеры могут что-нибудь дописать в дальнейшем.
Кроме того, контролеры обязаны предоставить копию акта (протокола). Если не дают копию акта (протокола) — напишите «копия не предоставлена».
Рекомендации сотрудникам
Прочтите вышесказанные рекомендации – «плох тот солдат, которые не хочет стать генералом».
Максимально формализуйте отношения.
Старайтесь отвечать односложно: «да», «нет». Если сомневаетесь, говорите «затрудняюсь ответить».
Если вопрос направлен против Вас, можете не отвечать – «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников» (ст.51 Конституции РФ).
Все документы, пояснения и ответы на вопросы контролеров необходимо представлять только с разрешения руководителя.
Требуют документ – «за документооборот отвечает руководитель», «найдем, предоставим». Обратитесь к руководству или ответственному работнику. Не предъявляйте документы, которые не относятся к компетенции контролеров.
Фиксируйте все действия на бумаге – время, действия контролеров, какие документы запрашивались, какие вопросы задавали.
Не подписывайте документы, не читая.
P.S.
Указанные выше рекомендации не являются исчерпывающими.
У кого есть другие предложения?
— то уведомить о проведении внеплановой проверки вас должны как минимум за сутки.
если организация уверена в собственных силах, то получив в день проверки документ о её проведении, то не лишним будет рассмотреть вариант с ответом «приходите завтра».
— вы действуете в своем правомерно, если не допускаете в помещение (на территорию) лиц, явно не указанных в решении о проведении проверки.
— универсальное правило «не создавайте конфликтных ситуаций», в то же время, следует понимать как «не препятствуйте, но и не помогайте»
А как быть когда 294-ФЗ не действует?
по моему, в некоторых ситуациях только опыт помогает в такие игры играть…
надо прочувствовать что-ли уровень допустимого давления, с учетом обстоятельств дела и личности человека, уметь предвидеть развитие ситуации (очевидно, что для этого необходимо получить максимум информации на входе)
вообще, это такое айки-до наверное.
правильно сдавая позиции, можно получить более менее приемлемый для себя результат.
с другой стороны, «хочешь мира — готовься к войне»
ещё одно универсальное правило — не мешайте «им» ошибаться. потом проще с доказательствами работать будет.
всё сказанное выше исключительно мое мнение. буду признателен коллегам за мене общие,
но более действенные методы.
Согласен. Не надо проверяющему тыкать носом – лучше предложить чай, кофе….
Лучше собрать доказательственную базу, анализировать вопросы и выяснить откуда дует ветер.
Леонардо да Винчи
В кафе установлены нарушения санитарных правил.
Внеплановая проверка (ВП) проведена по сигналу потребителя – работа кафе приостановлена.
Арбитраж — органы санитарного надзора действовали правомерно. ВП проведена на основании письма районного УВД.
Довод фирмы, что указанное письмо не содержит информации о наличии признаков административного правонарушения судом отклонен. Согласно ст. 12 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» информация, указанная в письме УВД является государственной тайной.
Дополнение № 1 к рекомендациям.
Проверка может быть открытая и скрытая.При скрытой проверке контролеры совершают «экскурсию» в организацию под видом покупателя (поставщика), с анализом документации, полученной от других контролирующих организаций.
При открытой проверке контролеры должны представить распоряжение (приказ, постановление) о проведении проверки и свои служебные удостоверения.
Вопрос № 1: Как выявить скрытую проверку?
Контрольный ответ будет опубликован через три дня.
Старый добрый фейс-контроль.
Аудио и видеозапись.
Отсутствует законодательная норма о запрете на производство аудио и видеозаписи разговоров с контролерами.
Поэтому при наличии технических возможностей установите несколько приличных камер. Например, марки <место для рекламодателя> с очень хорошим разрешением.
На худой конец можно производить запись на сотовый телефон или диктофон.
Вопрос № 2: Предложите иной экономный вариант.
Контрольный ответ будет опубликован через три дня.
На контролеров также надо оказывать психологическое воздействие.
Супер-пупер экономный вариант — напечатайте на бумаге:
«Улыбайтесь. В помещение ведется видеозапись» и т.д.
и повесьте объявление на видном месте.