Дмитрий Липатов →  Семь раз отмерь — один раз уволь

В последнее время к юристам стали довольно часто обращаться с необычным вопросом: как защитить свою фирму от козней бывшего работника. Нередко уволенный сотрудник может представлять собой угрозу для дальнейшей работы компании.

База данных

Клиенты компании — это та священная корова, к которой ни при каких обстоятельствах нельзя дать прикоснуться рукам конкурента. Данные о клиентах и стоимости заключенных с ними договоров должны храниться в строгой секретности. Однако случается и такое, что уволенный сотрудник (скажем, связанный с продажами) вместе со своей любимой кружкой уносит еще и флешку, на которой хранится база данных компании по всем ее заказчикам. С помощью такой базы конкуренты могут сделать заказчикам (как настоящим, так и будущим) такой организации более выгодное предложение по цене, срокам или иным условиям контракта. Конечно, службы безопасности еще никто не отменял. Но неплохо было бы подумать о юридической проработке охраны информации. Законодательство в этой области у нас, честно говоря, хромает. Поэтому задуматься действительно есть над чем.

Не стоит забывать в первую очередь о ФЗ «О коммерческой тайне». Он позволяет оформлять режим охраны коммерческой информации путем установления соответствующего положения и ознакомления с ним под роспись всех посвящаемых в это сотрудников. Если такая процедура будет надлежащим образом оформлена, то будет основание для возложения ответственности на уволенного работника. Но есть проблемы с трудовым законодательством. С точки зрения трудового кодекса сотруднику можно сделать выговор, уволить, в отдельных случаях — возложить материальную ответственность. Так вот, первые два случая нам не подходят: нет работника — нет взыскания. Материальную ответственность товарищ может нести на основании ст. 243 Трудового кодекса, но в пределах упущенной выгоды. Поэтому в трудовом договоре, а также в положении о коммерческой тайне следует предусмотреть, что работник не вправе разглашать такую информацию не только в течение срока действия трудового договора, но и в течение определенного времени после его истечения.

Но с точки зрения доказательства я процесс привлечения к ответственности работника будет сложным. Во-первых, нужно доказать факт «выноса» базы данных именно этим сотрудником. Во-вторых, нужно доказать факт разглашения. В-третьих, необходимо установить, заключили ли конкуренты договоры с клиентами компании. И если все эти маневры удадутся, в заключении нужно будет установить причинно-следственную связь между этими фактами, а также обосновать размер упущенной в связи с этим выгоды. Пока у нас это является довольно сложным. Но если соблюсти все формальности, связанные с коммерческой тайной и письменными предупреждениями работников об опасности их действий в отношении такой информации, небольшие шансы привлечь негодяя к ответу все же есть.

Проверки

Если бывший сотрудник обладает скверным характером, не исключен вариант, при котором он может написать кляузу в государственные органы. И тогда можно ждать проверки, которая придет неожиданно и без согласования с прокурором.

Самое первое место в рейтинге обиженных уволенных работников занимает налоговая инспекция. И это неслучайно, ведь любой сотрудник знает, что такое «наезд» проверяющих из фискального ведомства и видел реакцию руководства на их визит. Поводом может быть любое действие, попадающее под подозрение в уклонении от уплаты налогов. Самый банальный пример — выдача зарплаты (или ее части) без перечисления на счет в банке, без росписи в ведомости. То есть «в конверте». Также бывший сотрудник может упомянуть о том, что компания подозрительно перечисляет деньги консалтинговым компаниям за «воздух», активно лечит своих сотрудников через аффилированную частную клинику и т.д. Поводов для проверки из налоговой может быть море, и к ним лучше быть подготовленным.

Государственная инспекция труда также пользуется популярностью. Туда могут написать о том, что компания выплачивает зарплату работникам менее чем два раза в месяц, задерживает ее, устанавливает оклад менее МРОТа, взыскивает штрафные санкции или иным образом нарушает трудовое законодательство. А это грозит штрафами. Поэтому на всякий случай не мешает бухгалтеру и кадровику привести все дела в порядок — мало ли что.

Еще есть обращения в управления по налоговым преступлениям УВД. Правда, сейчас эта структура называется управлением экономической безопасности, но суть осталась прежней: есть сигнал — есть проверка. Но если с учетом в компании все в порядке, то попытаться привлечь к ответственности за заведомо ложный донос кляузника можно, чтобы другим неповадно было — для этого достаточно заявления в прокуратуру или следственный комитет.

Таким образом, последствий увольнения работника с трудным характером действительно много. И поэтому всегда лучше семь раз отмерить перед тем, как исключить слабое звено из рабочей цепочки.

4 комментария

Константин Панков
Тема интересна, но недостаточно раскрыта.
0
Любовь Волкова
А что делать с работодателем, который з/п не платит своевременно, в полном объеме, и допускает к работникам, мягко говоря, произвол или беспредел, как вам будет угодно......?
1
Алексей Ремизов
вот про базу клиентов я бы поспорил. Во-первых это не должно быть «коммерческой тайной», ибо а) каждый бухгалтер должен знать кому что продали б) каждый клиент сам мог сообщить что он закупает у вашей фирмы и почем в переговорах с другой фирмой. Поэтому коммерческой тайной может быть например процесс изготовления товара, ну никак ни список клиентов. Вы еще название фирмы объявите тайной, чтобы уволенный сотрудник не мог говорить, где работал.
1