Федор Богдановский → Как посидеть в интернете на миллион рублей: дело "Мегафона" против владимирского молодожена
Сегодня во Владимире, вероятно, закончится один интересный гражданский процесс. Компания «Мегафон» требует от абонента вернуть 1,05 млн рублей за предоставленную услугу — мобильный интернет в роуминге. Молодой человек по имени Роман поехал в свадебное путешествие на Крит и там совершил отважный поступок: закачал на ноутбук 7 серий любимого сериала с помощью так называемого 3G-модема «Мегафона». При стоимости одного мегабайта в GPRS-роуминге порядка 450 рублей немудрено, что абонент немедленно ушел в минус, причем оператор даже не думал его останавливать. И не останавливал, пока сумма долга не составила астрономические 1 млн 55 тыс. рублей.
Невероятные долги за связь в роуминге — это старая история. Например, летом 2010 года случился конфликт между «Билайном» и сотрудницей агентства недвижимости Penny Lane Realty. Она тоже отдыхала за границей, и ее сын с помощью маминого iPhone скачал из интернета несколько игр. За четыре часа, проведенных онлайн по корпоративному тарифу, набежал долг — 522 тыс. рублей. Дело переросло в скандал: гендиректор Penny Lane опубликовал гневное письмо в защиту своей сотрудницы, взбурлили блоги, вмешались администрация президента и сам премьер-министр — и вот уже операторы большой тройки «добровольно» снижают расценки на международный роуминг и получают минимальные штрафы от ФАС.
Но оказалось, что эта история никого ничему не научила. Роман из Владимира так и не уяснил, что в роуминге к мобильному интернету лучше вообще не прикасаться, а сотовый оператор по-прежнему делает вид, что он ни при чем. Дескать, дорогая услуга — этот ваш GPRS-роуминг, и мы об этом даже написали мелким шрифтом у себя на сайте, можете поискать. Но абонента никто не заставлял ей пользоваться, а раз воспользовался, то пусть платит.
В этой истории много важных деталей, правда, мы о них знаем только со слов самого Романа (он подробно описал ситуацию здесь) либо сторонних комментаторов. Во-первых, Роман утверждает, что качал сериалы не через GPRS, а посредством куда более дешевой 3G-технологии EDGE (его «3G-модем» поддерживает оба стандарта). Проверить это невозможно — оператор благоразумно не предоставляет абонентам выписки из своих внутренних документов, разве что их затребует суд. Во-вторых, Роман говорит, что нигде на сайте оператора нет ясной информации о том, что рекламируемый им новомодный «3G-интернет» за границей превращается в стародавний GPRS, с соответствующими грабительскими расценками. Тем более что оператор не позволяет абоненту выбирать, через какой из двух стандартов ему работать. А сам предпочитает тарифицировать связь по тому стандарту, который дороже.
В-третьих, в роуминге абонент не может нормально следить за своим балансом. Изменения отражаются с большими задержками, а привычное правило «ноль на счете — телефон блокируется» перестает работать. Добавим к этому, мягко говоря, низкую прозрачность сотового оператора. Он предоставляет некую услугу, причем активно ее рекламирует, по невероятно высокой цене. Но чтобы понять, по какой именно и на каких условиях, необходимо перелопатить весь сайт «Мегафона», сравнить десяток противоречащих друг другу страниц — и сделать единственно верный вывод: дело нечисто, а «легкость, доступность и удобство мобильной связи за рубежом» — это просто рекламная обманка.
Но мне не хочется глубоко вдаваться в эти детали, гораздо интереснее обсудить сам юридический казус и перспективы дела «Мегафон против Романа из Владимира». Согласно букве договора, Роман, действительно, неправ и должен возместить оператору 1 миллион 55 тыс. рублей (любопытно, какой процент от этой суммы составляет чистая прибыль «Мегафона»?). Это — главный аргумент в пользу «Мегафона». Но даже тут есть неудобные для оператора моменты. Он откровенно мутит воду: не рассказывает клиентам сразу обо всех особенностях услуги, а предлагает на подписание типовой договор, в котором мелким шрифтом упоминается еще про какие-то дополнения к нему. А эти дополнения на десятки листов лежат на сайте «Мегафона» (где их всегда можно подкорректировать), и ты поди разыщи эти дополнения, а потом разберись в заумных юридических формулировках. Кстати, я этого документа не обнаружил — вместо описания тарифа, по которому работает 3G-модем, сайт выдает сообщение об ошибке.
С другой стороны, судебная практика по таким делам противоречива, и вот почему. Есть основополагающий принцип свободы договора: стороны могут договориться о любых условиях сделки в рамках закона. Но в отношении потребительских товаров и услуг это правило действует с большими оговорками.
Так, в Законе о защите прав потребителей говорится о том, что производитель и продавец обязаны предоставить покупателю полную информацию о товаре и услуге, в частности, «цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы» (п.2 ст.10 ОЗПП). Для меня совершенно очевидно, что ПОЛНОЙ информации об услуге потребитель не получил и не мог получить самостоятельно, а это уже дает основания признать договор недействительным.
В пользу незадачливого молодожена можно привести и несколько статей Гражданского кодекса. Так, ст. 178 ГК РФ предусматривает, что сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной. Уверен, что Роман действовал под влиянием заблуждения: он хоть и Роман, но не Абрамович. Невозможно поверить, что парень в здравом уме и трезвой памяти решил скачать около 2 Гб по цене 44 руб. за 100 Кб. А именно на этом придется настаивать «Мегафону», если он хочет получить деньги в полном объеме.
Также в ГК есть статья о недействительности сделок, заключенных на кабальных условиях (ст. 179 ГК РФ). Правда, перечисленные в ней обстоятельства кабальной сделки не совсем подходят под описанную ситуацию: «Мегафон» прямо не обманывал Романа, не заставлял пользоваться услугой и т.д.
Наконец, в пользу абонента говорит следующий факт: как пишет Роман в своем блоге, он пожаловался в Минкомсвязь, и оттуда пришел такой ответ: «в настоящее время Минкомсвязь России планирует подготовить изменения в Правила оказания телематических усуг связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 г., Правила оказания услуг подвижной связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 г., по обязанности операторов связи подробно информировать абонентов об интенсивном потреблении услуг связи и устанавливать в договоре потребительский лимит, после превышения которого оказание услуг связи будет приостанавливаться». То есть, в профильном министерстве признают проблему и даже собираются ее разрешить в пользу потребителей.
Ну и еще добавлю ссылку на постановление Конституционного суда по схожему делу в отношении банков, которые тоже любят прописывать разорительные для клиента условия мелким шрифтом, а потом требуют «заплатить согласно условиям договора». «Граждане-вкладчики как сторона в договоре лишены возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора и как таковое требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которой гражданин, как экономически слабая сторона в этих правоотношениях, нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны, т.е. для банков. При этом возможность отказаться от заключения договора банковского вклада, внешне свидетельствующая о признании свободы договора, не может считаться достаточной для ее реального обеспечения гражданам».
В общем, я думаю, что суд встанет на сторону Романа. А вы как считаете?
Невероятные долги за связь в роуминге — это старая история. Например, летом 2010 года случился конфликт между «Билайном» и сотрудницей агентства недвижимости Penny Lane Realty. Она тоже отдыхала за границей, и ее сын с помощью маминого iPhone скачал из интернета несколько игр. За четыре часа, проведенных онлайн по корпоративному тарифу, набежал долг — 522 тыс. рублей. Дело переросло в скандал: гендиректор Penny Lane опубликовал гневное письмо в защиту своей сотрудницы, взбурлили блоги, вмешались администрация президента и сам премьер-министр — и вот уже операторы большой тройки «добровольно» снижают расценки на международный роуминг и получают минимальные штрафы от ФАС.
Но оказалось, что эта история никого ничему не научила. Роман из Владимира так и не уяснил, что в роуминге к мобильному интернету лучше вообще не прикасаться, а сотовый оператор по-прежнему делает вид, что он ни при чем. Дескать, дорогая услуга — этот ваш GPRS-роуминг, и мы об этом даже написали мелким шрифтом у себя на сайте, можете поискать. Но абонента никто не заставлял ей пользоваться, а раз воспользовался, то пусть платит.
В этой истории много важных деталей, правда, мы о них знаем только со слов самого Романа (он подробно описал ситуацию здесь) либо сторонних комментаторов. Во-первых, Роман утверждает, что качал сериалы не через GPRS, а посредством куда более дешевой 3G-технологии EDGE (его «3G-модем» поддерживает оба стандарта). Проверить это невозможно — оператор благоразумно не предоставляет абонентам выписки из своих внутренних документов, разве что их затребует суд. Во-вторых, Роман говорит, что нигде на сайте оператора нет ясной информации о том, что рекламируемый им новомодный «3G-интернет» за границей превращается в стародавний GPRS, с соответствующими грабительскими расценками. Тем более что оператор не позволяет абоненту выбирать, через какой из двух стандартов ему работать. А сам предпочитает тарифицировать связь по тому стандарту, который дороже.
В-третьих, в роуминге абонент не может нормально следить за своим балансом. Изменения отражаются с большими задержками, а привычное правило «ноль на счете — телефон блокируется» перестает работать. Добавим к этому, мягко говоря, низкую прозрачность сотового оператора. Он предоставляет некую услугу, причем активно ее рекламирует, по невероятно высокой цене. Но чтобы понять, по какой именно и на каких условиях, необходимо перелопатить весь сайт «Мегафона», сравнить десяток противоречащих друг другу страниц — и сделать единственно верный вывод: дело нечисто, а «легкость, доступность и удобство мобильной связи за рубежом» — это просто рекламная обманка.
Но мне не хочется глубоко вдаваться в эти детали, гораздо интереснее обсудить сам юридический казус и перспективы дела «Мегафон против Романа из Владимира». Согласно букве договора, Роман, действительно, неправ и должен возместить оператору 1 миллион 55 тыс. рублей (любопытно, какой процент от этой суммы составляет чистая прибыль «Мегафона»?). Это — главный аргумент в пользу «Мегафона». Но даже тут есть неудобные для оператора моменты. Он откровенно мутит воду: не рассказывает клиентам сразу обо всех особенностях услуги, а предлагает на подписание типовой договор, в котором мелким шрифтом упоминается еще про какие-то дополнения к нему. А эти дополнения на десятки листов лежат на сайте «Мегафона» (где их всегда можно подкорректировать), и ты поди разыщи эти дополнения, а потом разберись в заумных юридических формулировках. Кстати, я этого документа не обнаружил — вместо описания тарифа, по которому работает 3G-модем, сайт выдает сообщение об ошибке.
С другой стороны, судебная практика по таким делам противоречива, и вот почему. Есть основополагающий принцип свободы договора: стороны могут договориться о любых условиях сделки в рамках закона. Но в отношении потребительских товаров и услуг это правило действует с большими оговорками.
Так, в Законе о защите прав потребителей говорится о том, что производитель и продавец обязаны предоставить покупателю полную информацию о товаре и услуге, в частности, «цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы» (п.2 ст.10 ОЗПП). Для меня совершенно очевидно, что ПОЛНОЙ информации об услуге потребитель не получил и не мог получить самостоятельно, а это уже дает основания признать договор недействительным.
В пользу незадачливого молодожена можно привести и несколько статей Гражданского кодекса. Так, ст. 178 ГК РФ предусматривает, что сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной. Уверен, что Роман действовал под влиянием заблуждения: он хоть и Роман, но не Абрамович. Невозможно поверить, что парень в здравом уме и трезвой памяти решил скачать около 2 Гб по цене 44 руб. за 100 Кб. А именно на этом придется настаивать «Мегафону», если он хочет получить деньги в полном объеме.
Также в ГК есть статья о недействительности сделок, заключенных на кабальных условиях (ст. 179 ГК РФ). Правда, перечисленные в ней обстоятельства кабальной сделки не совсем подходят под описанную ситуацию: «Мегафон» прямо не обманывал Романа, не заставлял пользоваться услугой и т.д.
Наконец, в пользу абонента говорит следующий факт: как пишет Роман в своем блоге, он пожаловался в Минкомсвязь, и оттуда пришел такой ответ: «в настоящее время Минкомсвязь России планирует подготовить изменения в Правила оказания телематических усуг связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 г., Правила оказания услуг подвижной связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 г., по обязанности операторов связи подробно информировать абонентов об интенсивном потреблении услуг связи и устанавливать в договоре потребительский лимит, после превышения которого оказание услуг связи будет приостанавливаться». То есть, в профильном министерстве признают проблему и даже собираются ее разрешить в пользу потребителей.
Ну и еще добавлю ссылку на постановление Конституционного суда по схожему делу в отношении банков, которые тоже любят прописывать разорительные для клиента условия мелким шрифтом, а потом требуют «заплатить согласно условиям договора». «Граждане-вкладчики как сторона в договоре лишены возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора и как таковое требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которой гражданин, как экономически слабая сторона в этих правоотношениях, нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны, т.е. для банков. При этом возможность отказаться от заключения договора банковского вклада, внешне свидетельствующая о признании свободы договора, не может считаться достаточной для ее реального обеспечения гражданам».
В общем, я думаю, что суд встанет на сторону Романа. А вы как считаете?
Так что я думаю, что оператору нужно срочно идти на мировую с молодоженом :) Желательно — простив львиную долю долга.
Более того, в суде ответчиком выступает не сам Роман, а его мама.
Интересно получается, скачал «7 серий любимого сериала » и суд должен в иске отказать??????
Насчет иска, суд может либо признать, что Роман был в курсе диких расценок на роуминг («уведомлен должным образом») и должен заплатить, либо признать, что он действовал под влиянием заблуждения либо был введен в заблуждение, и списать его долг либо большую его часть. Посмотрим, чем дело обернется, мне и самому интересно.
А сказки про «задержку тарификации» могут оставить вне стен суда, ибо А) голосовой доступ отрубят сразу как деньги кончатся б) МТС теперь умеет вырубать GPRS роуминг, пускай и Мегафон тоже учится
Вы поели в ресторане, оплатили счет, пришли домой… а через месяц вам приходит повестка в суд что вы не должны ресторану еше 1 млн рублей, так как оказывается повар использовал для приготовления какую-то редкую траву, но об этом он сообщил руководству только через месяц.
Люди для того и выбирают предоплатную систему, чтобы укладывааться в бюджет.
Ну, пожалуйста, ну как можно в роуминге качать фильмы???? Ну какое заблуждение??????
Действующий ЗоЗПП лучше бы пересмотреть и найти баланс м/у потребителем и исполнителем (продавцом), а то по этому закону ГК — в сад и начинается, я не знал, я не читал и т.д.
Во-вторых, нельзя раз и навсегда найти баланс между потребителем и производителем/продавцом, особенно если речь о сложных услугах. Потому что у производителя — мощный штат юристов и маркетологов, они совершенно намеренно ищут лазейки в законах, расставляют потребителю ловушки, а потом на этом зарабатывают. Поэтому потребитель повсеместно имеет право на особую защиту.
Немецкий оператор O2 или T-Mobile. Так называемый «безлимитный» мобильный интернет — 5ГБ трафика в месяц. Затем скорость падает до 54кб/с и все. Никакие доплаты не помогут. Только ждать следующего периода. Вот Вам и баланс интересов. С одной стороны потребитель отлично понимает, за что и сколько он заплатит, с другой стороны — оператор спокойно взимает всю потраченную абонентом сумму, которая априори не может превысить стоимость 5ГБ трафика в месяц. Все довольны и никаких претензий друг к другу. А у нас Буратины с котами Базилио судятся на полном серьезе. Причем Буратины на заре второго десятилетия 21 века продолжают качать «любимые сериалы» через мобильный модем в международном роуминге. Это сколько же терпения нужно, чтобы на такой скорости дождаться закачки семи серий? Хорошо, что молодожен в свадебное путешествие на кораблике по свету не поехал. А то после такого веб-серфинга по спутниковым каналам связи сумма была бы той же, но только в свободно конвертируемой валюте. Голову то тоже на плечах надобно иметь…
Насчет баланса: сейчас он объективно не в пользу «буратин», что естественно на любом молодым рынке — таком, как мобильный интернет. Операторы вынуждены, с одной стороны, демпинговать ради привлечения клиента, а с другой стороны пользуются невниманием клиента к деталям и «снимают маржу». Роуминг в этом смысле особенно удобная штука — мол, раз уехал из родной страны или региона, привычные правила перестают действовать, а начинают действовать новые, наглые и разорительные. И всегда можно сослаться на партнера по роумингу: мол, это он деньги дерет с наших клиентов, а мы ни при чем.
Я думаю, что эта позиция операторов — «моя хата с краю» — долго не устоит. И дело даже не в решениях судов или новом регулировании. Просто в какой-то момент клиенты разберутся в мелком шрифте, а имиджевые потери превысят доходы с «буратин». Операторам придется устанавливать более справедливые расценки, чтобы получать хоть какие-то доходы от роуминга — уже не шальные, а разумные.
Нет у нас уважения к праву со стороны потребителя («авось пронесет», «я-то при чем?», «моя хата скраю» и т.д.) — не получим мы этого уважения и со стороны потребителя, как ни старайся.
Сегодня мы его пожалеем, признаем «беззащитным» и «подвергшимся добросовестному заблуждению» потребителем, крышу которого сорвало от брачной эйфории. А завтра продолжится то же самое, ведь «с рук-то все сошло — халява!»
Завтра, к примеру, спросят его: А лицензионные ли копии у него скачаны этого самого сериала? Не нарушил ли он авторские права? (я лично глубоко сомневаюсь в законности происхождения копий сериала). А от него в ответ — очередной плач в блогах и форумах типа «придумали какие-то авторские права, а меня не предупредили». И так — по кругу.
Народ наш начинает реагировать только на показательные процессы — как бы цинично это не звучало. С этого взыщут — глядишь, и другие поумнеют, и общий уровень правовой культуры хоть чуть-чуть да повысится. Весь миллион с него взыскивать, наверное, все-таки не стоит (суд, скорее всего, признает частичную вину и поставщика услуг, выразившуюся в том, о чем описано в посте). Но все же компенсация должна стать ощутимой для его кармана (в пределах реальных затрат, понесенных Мегафоном, как предложил кто-то из комментаторов).
Учитывая репутационную составляющую самого Мегафона в этом деле, не исключено, что дело может закончиться мировым соглашением, в котором стороны договорятся о приемлемой для них сумме.
У нас речь о среднем уровне или у некоторых отклонениях? Средний россиянин тоже не качает сериалы по 3G в отпуске, а большие счета за роуминг в Европе даже крупнее нашего героя.
arstechnica.com/telecom/news/2010/03/eu-cracks-down-on-bill-shock-roaming-horror-stories.ars
The grand prize goes a traveling video downloader who picked up a ?31,500 receipt for a single program.
Но согласитесь, что у них-то это, как Вы правильно подметили, действительно воспринимается как отклонение.
А у нас отношение к подобным фактам — «Ну с кем не бывает...»
Роман откровенно врёт. Да и Вам советую разобраться в своих познаниях тарифов. GPRS/EDGE/3G — мобильный интернет — стоят одинаково. По крайней мере, во Владимирской области, и в Москве. В остальных регионах, полагаю. тоже. И если подумать головой, 3G в итоге выходит как раз дороже — больше скорость — больше информации можно скачать за одно и то же время.
На сайте про GPRS-роуминг написано не таким уж мелким шрифтом. И не так уж сложно прогрессивному молодому человеку, который ведет ЖЖ, разобраться в сайте Оператора и найти там заветные роуминговые тарифы. Да и вы врёте, что перелопатить надо десяток страниц. vl.megafon.ru/ — в выпдающем меню раздела Роуминг выбираем международный роуминг. Вуаля! Видим тарифы! Один клик мышью на сайте.
А эти дополнения на десятки листов лежат на сайте «Мегафона» (где их всегда можно подкорректировать) — Эти «Условия оказания услуг связи» — юридический документ, который просто так не подкорректируешь.
И Вы, как и Роман, врёте. Ссылаетесь на сайт Московского МегаФона, а почему? Давайте делать всё так, как должен был делать Роман.
Суд перенесен на 9 февраля. С нетерпением жду этой даты и верю в справедливое решение суда, основанное на фактах, а не на лжи.
Проблема в том, что я не вру :) На что спорим? Если не согласны, пришлите мне ссылку на Приложение к договору для покупателей 3G-модемов на сайте «Мегафона», который вам так хорошо знаком. Причем чтобы было ясно, как я, простой пользователь — пусть даже и продвинутый, могу там этот документ разыскать.
Еще мне понравилась рекомендация «разобраться в своих познаниях тарифов», а то, мол, 3G, GPRS и EDGE — это по цене одно и то же. И вообще, дескать, надо головой думать. То есть, это моя, пользовательская проблема — понять, что работа «3G-модема» за рубежом тарифицируется по ставкам GPRS-роуминга. Посмотрим, как мне в этом помогает оператор связи, не прячет ли он от меня ключевую информацию?
Буду «делать всё так, как должен был делать Роман». Мне надо узнать, сколько стоит мобильный интернет с 3G-модема в Греции. Я иду в раздел «Роуминг» vl.megafon.ru/roaming/ (владимирского филиала, чтоб вам потрафить). Вижу там не слишком крупные буквы про Доступные тарифы. В конце — приписка: «Обратите внимание на значительную разницу стоимости GPRS трафика в домашней сети и в роуминге». Спасибо, Капитан очевидность, а где расценки? И кстати, почему нет ничего про мой 3G-модем? Хорошо хоть про iPhone написали — это еще одна проблема, когда пользователи айфонов платят операторам тысячи из-за того, что в роуминге у них iPhone автоматом полез обновлять данные о погоде и курсах валют. А операторы их не останавливают. Кстати, у московского «Мегафона» про iPhone ничего не написано — там нет этой проблемы?
Ладно, пойду в другой раздел — «GPRS-роуминг» (http://vl.megafon.ru/roaming/gprs-rouming/). Читаю: «Сеть «МегаФон-Центр» предоставляет своим абонентам возможность использования услуг на базе технологии GPRS, находясь в роуминге.» Хорошо, опять про GPRS, а почему опять ничего нет про мой 3G-модем?
Внизу страницы — ссылка на тарифы vl.megafon.ru/roaming/mroaming/. Там написано: «Европа. GPRS-услуги (за 100 Кб) — 44 руб.» Почему-то опять ничего нету про 3G и EDGE. Так, вижу примечание: «Тарификация GPRS, любые APN (в т.ч. Мобильный Интернет (GPRS), MMS (GPRS), WAP-доступ (GPRS)), осуществляется интервалами по 100 КБ...» Опять этот GPRS! Про MMS и WAP еще написали, а где мой 3G?
Так откуда я должен взять информацию о том, что 3G в роуминге стоит как GPRS?
Я могу продолжить. Рассказать, например, что на сайте указано, что в Греции работает CAMEL-роуминг, то есть, абоненты якобы могут получать информацию об изменении баланса в режиме онлайн. Герой истории утверждает, что на пратике это не так. Важно другое. Я хорошо ваш сайт (в смысле, мегафоновский) прошерстил, там нигде четко и ясно не высказана мысль: «Стоимость мобильного интернета в роуминге тарифицируется по расценкам услуги GPRS-роуминг вне зависимости от формы (MMS) и протокола передачи данных (3G, EDGE, GPRS, WAP). Расценки на GPRS-роуминг по разным странам и регионам смотрите тут». Я уверен, что эту простую фразу просто забыли написать. Не может же «Мегафон» сознательно путать пользователей, заставлять их строить догадки по таким важным вопросам, как стоимость конкретных услуг. Или я не прав?
Ни на йоту не соглашаясь с Еленой в части ее манеры преподношения своего мнения, тем не менее она права в одном. GPRS/EDGE/3G — мобильный интернет — действительно стоят одинаково.
Все дело в том, что Вы путаете технологию передачи данных с тарификацией.
GPRS (англ. General Packet Radio Service — пакетная радиосвязь общего пользования) — надстройка над технологией мобильной связи GSM, осуществляющая пакетную передачу данных. GPRS позволяет пользователю сети сотовой связи производить обмен данными с другими устройствами в сети GSM и с внешними сетями, в том числе Интернет. GPRS предполагает тарификацию по объёму переданной/полученной информации, а не по времени, проведённому онлайн.
EDGE (EGPRS) (англ. Enhanced Data rates for GSM Evolution) (сленговое Ёж) — цифровая технология для мобильной связи, которая функционирует как надстройка над 2G и 2.5G (GPRS)-сетями.
3G (от англ. third generation — третье поколение), технологии мобильной связи 3 поколения — набор услуг, который объединяет как высокоскоростной мобильный доступ с услугами сети Интернет, так и технологию радиосвязи, которая создаёт канал передачи данных.
То есть попросту говоря — «прокаченный» канал передачи данных. Иначе — более скоростной канал. Но платите Вы не за канал, а за количество (объем) информации, полученный по этому каналу.
Грубо говоря, для упрощенного понимания, можно привести следующий пример. Допустим, у Вас дома интернет подведен через кабель (Ethernet — витую пару). Если Вы вставите разъем Ethernet непосредственно в компьютер, то скорость загрузки данных (скорость интернета) может достигать 100 мегабит в секунду. Но если Вы решили воспользоваться беспроводным способом получения данных, то Вы вставите кабель Ethernet в Wi-Fi роутер (максимальная скорость которых равна 54 Мбит/с при существующем в России стандарте 802.11g). Соответственно один и тот же объем информации — например пресловутые семь серий любимого сериала, в зависимости от выбранного способа получения пакетов данных Вы загрузите на свой компьютер за разное время. Но провайдеру заплатите независимо от способа получения информации только за объем закаченного трафика. Если эти семь серий «весят» 5Гб — то и заплатите Вы за 5Гб. А сколько по времени Вы качали этот объем — 20 минут или трое суток, то провайдеру «до лампочки».
То же самое и с пакетами информации при использовании мобильного интернета. Если у Вас «прокаченное оборудование» — модем 3G или телефон, поддерживающий технологию 3G и т.д. — качать будете быстрее. Если старенькая модель — качать будете через технологию EDGE, которую поддерживает Ваше оборудование. Но ОПСОС (оператор сотовой связи) будет тарифицировать именно объем информации, а не скорость ее передачи. Именно поэтому ОПСОСЫ указывают базовую технологию — GPRS, поскольку все остальное (EDGE, 3G) — лишь надстройки над GPRS, которые или есть или нет у конечного пользователя. ОПСОСУ сие неведомо и неинтересно. Ему интересен только объем информации, переданный по каналу GPRS, а уж с помощью надстроек или нет — неважно.
Ну это если не сильно упрощенно и не вдаваясь в технические детали.
О потребителе нужно РЕАЛЬНО заботиться! Ведь потребители — это мы с Вами (люди, человеки) :)
С уважением!
Что касается конкретной правовой ситуации — позволю себе с Вами не согласиться. Сам я правила Мегафона не читал (лень), да и пользую МТС. Но нет оснований не верить Федору:
«Внизу страницы — ссылка на тарифы vl.megafon.ru/roaming/mroaming/. Там написано: «Европа. GPRS-услуги (за 100 Кб) — 44 руб.»… Так, вижу примечание: «Тарификация GPRS, любые APN (в т.ч. Мобильный Интернет (GPRS), MMS (GPRS), WAP-доступ (GPRS)), осуществляется интервалами по 100 КБ...»
Давайте посчитаем. 44 рубля за 100кб. Соответственно за мегабайт — 440 рублей. За гигабайт — 440 000 рублей. За 5 гигабайт — 2 200 000 рублей. Ну и почему же владимирский молодожен утверждает, что его не предупредили, а Федор ему вторит? Не понимаю — в чем суть претензии?
Тогда нужно расшифровать сколько в Гигобайте Килобайтов. И про Мегобайт не забыть рассказать.
Что Вы скажете если судья будет разъяснять в судебном процессе права и обязанными лиц, участвующих в деле монотонно и тихим голосом? Наверное в этом и смысл аудиофиксации судебных заседаний в арбитражном суде, не только разъяснить, но и сделать это так, чтобы было понятно. А еще после разъяснения спросить о том, все ли понятно, нет ли необходимости что-то повторить, разъявшими более подробно.
Времени это займет немного. Зато судья будет уверен, что участники процесса понимают и осознают свои прав и обязанности. Кроме этого, не лишним будет сообщить участникам о том, что если в ходе процесса они захотят уточнить свои права и обязанности, то могут сказать об этом председательствующему по делу судье.
Вот тогда можно говорить о том, что суд выполняет свою функцию.
Почему так не должны поступать иные лица предоставляющие гражданам услуги?
С уважением!
Теперь о пользователях. Что нужно разъяснить пользователю, имеющему желание воспользоваться услугами мобильного интернета в международном роуминге помимо того, что 100 килобайт стоит 44 рубля? То, что фильм весит 500 мегабайт? Что в мегабайте 1024 килобайта? Или что такое роуминг в принципе? Дмитрий, предполагается, что пользователь, обратившийся за услугой, априори понимает ее суть. Ну не мне Вам рассказывать…
Я говорю о другом: суть претензии — в том, что пользователю на сайте оператора не сказали просто и доступно, что его 3G-модем в роуминге будет работатать по тарифу «GPRS-роуминга», к тому же баланс будет обновляться с задержками (сейчас на сайте это упоминается, однако одновременно говорится, что в Греции работает CAMEL-роуминг), а правило «ноль на счете — счет блокируется» перестает действовать. Именно эту информацию — отвечающую на вопросы потребителя и изложенную понятным языком, — должен добавить ответственный оператор. Пока же операторы делают вид, что они ни при чем, а на самом деле просто зарабатывают на «буратинах» шальные тыщи и десятки тыщ монет.
Нельзя заставлять потребителя самому разбираться в том, совпадают или нет принципы передачи данных в разных (с коммерческой точки зрения) технологиях. Потому что он, потребитель, прежде всего интересуется потребительскими свойствами услуги, а не технологической стороной. Операторы связи, банки, медийные компании прекрасно это понимают, когда предлагают услуги пользователям. А вот когда наступает час расплаты, вдруг начинают рассуждать о технической стороне дела.
Попросту говоря, если мне продали 3G-модем, я должен хотя бы иметь возможность узнать на сайте оператора, что оплачивать его в роуминге я буду по GPRS-тарифу. Мне, потребителю, этого хватит, можете оставить меня в неведении насчет того, что «3G» — это на самом деле 2,5G, а тот, в свою очередь, представляет собой усовершенствованный 2G (GPRS).