Сергей Романов →  Нужен ли Дорожный кодекс РФ?

В 2010 году в дорожно-транспортных происшествиях в России погибло более 25000 человек. Пострадавших от ДТП свыше 200000 человек.

Для изменения сложившейся ситуации государство предпринимает различные действия. Из самых заметных — это ужесточение законодательства за нарушения Правил дорожного движения. Как показывает практика – одной такой меры явно не достаточно.

Проблема безопасности дорожного движения является комплексной. Ее составляющими можно определить:

— недостаточный уровень правовой культуры участников дорожного движения;

— плохое состояние дорог (зачастую именно качество дорог может стать причиной ДТП);

— низкий уровень эффективности ГИБДД (сюда можно в первую очередь отнести их не профилактическую работу, а работу, направленную на как можно большее количество выявленных нарушений);

— недостаточно эффективная организация дорожного движения (особенно это касается крупных городов);

— и т.д.

Каждый из Вас сможет назвать другие немаловажные причины. Я указал лишь самые явные.

Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности дорожного движения также разнообразно: есть и законы, но гораздо больше подзаконных актов. И чаще всего при возникновении каких-либо вопросов применяется «точечное регулирование», то есть устранение наиболее острой проблемы. А как устранение такой проблемы будет влиять на другие составляющие дорожного движения может и не всегда продумывается в должной мере.

Сам комплекс проблем, связанных с организацией дорожного движения в России, обширен и многогранен. На мой взгляд, и решение этой проблемы должно быть комплексным. Поэтому сейчас назрела необходимость принятия Дорожного кодекса РФ.

Почему именно Кодекс? Как известно кодексам свойственно именно системное регулирование отдельных отраслей права. И пусть безопасность дорожного движения не является отдельной отраслью права, но то, что ее составляющими являются очень многие вопросы, бесспорно. Поэтому эти составляющие требуют системного подхода и, соответственно, регулирования.

По моему мнению, Дорожный кодекс РФ мог бы регулировать следующие вопросы:

— определение уполномоченных и ответственных за содержание дорог, требования к качеству дорог;

— определение уполномоченных органов или должностных лиц, в чье ведение буде входить организация дорожного движения;

— непосредственно Правила дорожного движения;

— требования к органам ГИБДД по профилактике ДТП;

Интересно будет узнать Ваше мнение по вопросам, которые могли бы попасть в сферу регулирования Дорожного кодекса.

Думаю, что именно системность при решении проблем безопасности дорожного движения может изменить к лучшему нынешнюю ситуацию.

Конечно, ни один кодекс не заставит водителя или пешехода уважительно относиться к другим участникам дорожного движения, поэтому должную культуру поведения на дороге нужно поддерживать в любом случае. Поэтому будьте внимательны на дорогах!

630 комментариев

Рамис Камалутдинов
Примем дорожный кодекс, переименуем еще ГАИ в дорожную полицию и что это изменит? Вы сами то себе верите?
2
Сергей Романов
ГИБДД вообще нужно вывести из системы МВД, и сделать составной частью единой дорожной службы. Конечно ДК это не панацея, но порядка, я думаю, будет больше. А это уже неплохо.
0
Илья Шевченко
Они за айпад борются ;)
0
Р. М.
Напишите что-нибудь интересное и актуальное и ваш пост тоже начнут комментировать.
0
Анна Летавина
здесь все борются)) посмотрите на возросшую активность в блоге. В первые 2 недели после нового года в день не более десятка комментариев было. А зато сейчас… )))
0
Алексей Ремизов
А некоторые так протестуют





englishrussia.com/index.php/2011/01/27/tireless- femen-war/
2
Анна Летавина
Шикарный протест. В Украине, да и в России похоже иным способом привлечь внимание к проблеме безопасности на дорогах невозможно.
-1
Сергей Романов
смелые девушки. Политические процессы на Украине гораздо «интереснее» российских. Даже из протеста сделали шоу. Хотя и у нас кое-что подобное появилось. Например, «синие ведерки».

К сожалению, приходиться на все это смотреть с юмором, иначе если подходить ко всему серьезно, то становится обидно за такое положение.
0
Марат Закиров
с действующим составом правительства, ГД и СФ, а также политическим «курсом» страны, если можно эти зигзаги курсом назвать — изменить в нашей стране что-либо законным путем естественных преобразований и реформ невозможно. их нет.

Иные способы — синие ведерки, манежная площадь, а дальше что?

у нас 2 беды взаимосвязаны, дороги и дураки. для нейтрализации первой вторые по дороге с мигалками ездят.
0
Сергей Романов
тогда какие у вас будут предложения по улучшению безопасности на дорогах. Египетский вариант?
-2
Гульшат Заикина
Слов нет — задел за живое!!! Конечно, он нужен, этот «Дорожный кодекс»!!!

Но встает другая проблема: его должны соблюдать ВСЕ!!! А то у нас все равны, но кто-то равнее!!! Те же ГИБДДэшники сами не соблюдают ПДД!!! Да и водители друг к другу по свински относятся — никакого уважения!!! Можно и на власть пенять, а можно и с себя начать!!!

Много чего можно сказать, нервы просто невыдерживают)))))!!!
0
Сергей Романов
Внешне проблема кажется неподъемной. Многие считают, что единственно правильным решением будет разогнать ГИБДД в полном составе и набрать новых сотрудников, как это было в Грузии. Я думаю, что одной меры недостаточно, да и в ГИБДД очень много хороших сотрудников. Поэтому всех под одну гребенку не нужно чесать.

Я считаю, что нужно создать такие условия, при которых случайные люди в ГИБДД сами будут уходить, а нормальные будут оставаться и расти в должностях. Но это про ГИБДД.

Про дороги — это отдельный рассказ. Тут многое надо начинать практически с нуля. Потому что существующая система никак в положительном плане почти не проявляется.
1
Гульшат Заикина
Вот именно — надо менять не одну систему, а сразу все, все, которые касаются ситуации на дорогах!!!

А эта ситуация тесно связано с ситуацией в стране в целом. Понимаешь, рыба-то гниет с головы!!!

Вот подумала я-подумала: кажется, нереально это все!!!

Во всех вопросах так — как надоело уже с ветряными мельницами бороться, ты не представляешь!!!
0
Гульшат Заикина
Я вообще сейчас стараюсь лишний раз за руль не садится, если честно!!! Если расстояние не болше 5 км — пешком иду!!!!))))))
0
MeGaNooB :)
Я поддерживаю автора данной статьи. Может это и послужит решением проблемы.
0
Р. М.
Только кодекс проблему не решит. Важен не сколько закон, а важно исполнение. Вот с этим у нас большие проблемы.
2
Анна Летавина
Точно. С исполнением как всегда беда. Вроде и законы часто хорошие, но вот отдача от них не такая как планировалась. Может еще дело в нашем менталитете? Все-таки любовь к порядку это не про нас.
-2
Гульназ Гумирова
как мне кажется, создание единого кодифицированного нормативного правового акта в наши дни актуальна… на самом деле сколько людей мы теряем на дорогах… смотря телевизор, мы в новостях больше слышим об авариях, чем, например, о том как люди помогают друг другу: пропускают пешеходов, чистят дороги и т.п. Данный НПА должен будет способствовать уменьшению аварий, улучшению качества преподавания ПДД, уменьшению коррупции в данной сфере и другие реальные проблемы…

а то, что написали, что итак много кодексов и юристы путаются от такого большого количества… я скажу, что Хорошие юристы никогда не запутаются… и проблема на сегодняшний день не состоит в многообразии кодексов…
0
Сергей Романов
Я тоже не согласен с теми, кто считает наличие такого кодекса ненужной затеей. Видимо они полностью удовлетворены нынешним положением.
-1
Гульназ Гумирова
как мне кажется, создание единого кодифицированного НПА как Дорожный Кодекс на сегодняшний день актуальна… на самом деле: сколько людей мы теряем на дорогах… тысячами… смотря телевизор мы только и слышим: авария, авария, сбит пешеход, авария, не уступил дорогу и т.п.Приняв ДК, мы сможем решить многие реальные проблемы: уменьшить аварии на дорогах, сделать так, чтоб коррупция шла на убыль, улучшить качество преподавания ПДД и др. проблемы…
-1
Сергей Романов
Есть и один простой способ пусть и не решить проблему, но хотя бы немного ее улучшить. Это начать с себя.
2
Гульназ Гумирова
нынешнее положение хуже некуда… данная проблема должна решать на федеральном уровне принятием ДК, а потом уже на региональном и на местном уровнях…
-1
Сергей Романов
ДК мог бы регламентировать общие вопросы на федеральном уровне, определить степень ответственности федеральных органов власти, региональных и муниципальных. Хотя бы будет понятно кто за что отвечает. Лично я сейчас с трудом понимаю кто у нас все-таки отвечает за безопасность дорожного движения. Зато стрелочников полно.
-1
Гульназ Гумирова
а никто не отвечает… все друг на друга сваливают… а проблема не решается…
0
Сергей Романов
Вот поэтому и нужна четкая регламентация кто и за что в ответе. Почему бы это не сделать в кодексе. Зато все федеральные законы и множество подзаконных актов должны будут соответствовать его положениям.
0
Елена Мальцева
Дорожный кодекс сможет расставить всё на свои места. Каждый будет отвечать за то, что на него возложено. Никто ни на кого не будет сваливать. С помощью такого кодекса можно, хотя бы в какой-то степени, уменьшить бюрократизм, который процветает повсюду.
1
Сергей Романов
четкое распределение полномочий и обязанностей, уверен, позволит уменьшить бюрократизацию в этой сфере.
-1
Миляуша Султанова
Как и большинство, считаю, что Дорожный Кодекс нам бы не помешал, так же как и Экологический Кодекс РФ. Мне кажется, легче ориентироваться в кодексах, нежели в бесконечных подзаконных актах, я бы вообще предложила свести их до минимума, объединяя важнейшие сферы регулирования в кодексы

Хочется отметить важность вопроса регулирования качества дорог, который действительно было бы нужно затронуть в данном кодексе. Почему? Потому что, от состояния дорог зависит не только количество аварий, но и в большей или меньшей степени экологическая обстановка. Чтобы решить транспортные проблемы, вместо того, чтобы реконструировать дороги, власти
-1
Сергей Романов
Возможно и Экологический кодекс был бы кстати, но пока я с трудом представляю его концепцию. Но всецело согласен, что наличие кодекса как нормативно-правовой основы для отдельной отрасли права или какой-либо важной области жизни общества будет иметь только положительный эффект. Все нормы конечно в один кодекс не загонишь, но вот знать откуда «ноги растут» будет весьма полезно.
-1
Миляуша Султанова
насчёт экологического кодекса РФ — я сама представляю его в своем роде как конституцию взаимоотношений человека и природы, тем более, что он в разработке

для меня в кодексе особенно важна регламентация полномочий органов и должностных лиц, так как, что ни говори, у нас действует принцип перекладывания проблем с одного плеча на другое
-1
Сергей Романов
Есть отличная возможность написать про концепцию экологического кодекса на этом сайте отдельным постом. Уверен, что эта тема будет обсуждаема.
-1
Елена Мальцева
Полностью согласна. У нас получается, что один подзаконный акт ссылается на другой, данный нормативный правовой акт ссылается на третий, который в свою очередь опровергает первый.

На мой взгляд, кодекс даст возможность систематизировать нормативно-правовые акты. А российскому законодательству необходима такая систематизация.
-1
Миляуша Султанова
простите, не дописала свой комментарий

продолжаю

Чтобы решить транспортные проблемы, власти не пытаются реконструировать дороги, а создают проекты строительства новых автомагистралей, что ведет к рубке леса и других ценных природных территорий (например, ситуация с Химкинским лесом)

Именно качеству дорог не уделяют должного внимания — вот и плачевные результаты

А если уж говорить об обстановке в городах — то следует основательно задуматься о развитии общественного транспорта, ведь большинство ДТП происходит именно из-за автомобильного транспорта и опять-таки возникает экологический аспект — развитие общественного транспорта сделало бы чище воздух наших городов

Такая вот тесная связь дорожного регулирования и природоохранной деятельности
-1
Сергей Романов
Сейчас вопрос экологии также довольно актуален. Вот только отношение к экологии не такое пристальное. Не все же могут понять, что негативная экология сказывается на нашем здоровье, которое может пропасть если не сейчас, то потом. Поэтому экология для многих — это не более чем слова. А вот результаты дорожной обстановки видим постоянно. Думаю, что абсолютное большинство хотя бы раз сталкивалось с негативом на дороге: будь то качество дороги или хамство водителей.
-3
Миляуша Султанова
хамство водителей — результат низкой правовой культуры, а также загруженности дорог автомобилями в целом (в городах): они пытаются проскочить, успеть, ведь так трудно ориентироваться в потоке машин
-2
Сергей Романов
при грамотной организации дорожного движения можно снизить загруженность дорог. А насчет культуры — это верно. Это уже вопрос пропаганды.
-3
Елена Мальцева
Полностью согласна с автором статьи!!!

Проблем на российских дорогах действительно чрезвычайно много, их необходимо решать комплексно, а не каждую по отдельности.

Я считаю, что именно дорожный кодекс может придать системность решению дорожно-транспортных вопросов.
-2
Лейля Мусина
Я тоже считаю необходимым принятие Дорожного кодекса.

В нашей стране совершенно не упорядочен контроль за качеством дорожного строительства, какой толщины и какие материалы при строительстве использованы и т.д. Это все вопросы безопасности, которые в нашей стране стали беспрецедентными. Поэтому с точки зрения системного государственного законодательного конструирования тема претендует на то, чтобы быть оформленной в виде базового закона, который получил бы в своем названии такой добавочный определитель, как кодекс.

Хотелось бы также для примера отметить новый Дорожный кодекс Италии, одобренный Сенатом итальянского парламента29 июля 2010 года, призванный сделать дороги страны более безопасными.

Документ, состоящий из 61-й главы, разрабатывался и обсуждался в высшем законодательном органе Италии в течение 18 месяцев и был наконец-то единогласно одобрен.

Многие обозреватели называют документ «революционным» и слишком «жестким».

Согласно положений нового ДК владельцы гостиниц, баров и ресторанов будут обязаны предоставлять клиентам «этилометры», измеряющие содержание алкоголя в крови. Отсутствие подобных приборов может обернуться штрафом в размере до 1200 евро.

Штраф в 624 евро грозит водителям грузового транспорта и новичкам, у которых в крови будет обнаружена даже самая малая доза алкоголя.

Дирекции пляжей могут быть оштрафованы на суммы от 5 тыс. до 20 тыс. евро, если будут уличены в организации танцевальных вечеров с возможностью распития спиртных напитков ранее 17 часов и позже 20 часов.

Решившего же сесть за руль в состоянии наркотического опьянения ждет штраф в размере 6 тыс. евро и арест сроком до одного года. Кроме того, водителю-наркоману грозит лишение водительских прав от одного до двух лет, если в момент задержания он управлял чужим автомобилем.

Еще несколько новшеств: люди старше 80 смогут продлить лицензию только после консультации врача-специалиста.

В проекте нового ДК говорится также и о санкциях против тех, кто имеет привычку выбрасывать мусор из автомобиля. Привыкших мусорить на дорогах обяжут платить штрафы от 100 до 400 евро.
0
Сергей Романов
Кстати, многое из зарубежного опыта можно было бы внедрить и у нас.
0
Кирилл Зеленов
У нас бесполезно вводить такие астрономические штрафы, поскольку станет выгоднее договориться с гаишниками. Они то уж такой возможности заработать не упустят.
1
Сергей Романов
Поэтому нужно менять саму структуру ГИБДД.
2
Гульнара Валиева
Согласна с автором статьи. Я также за принятие Дорожного Кодекса. Про зарубежный опыт тоже можно подумать, особенно про штрафы. Хотя для тех у кого есть деньги — будет все равно.
-1
Сергей Романов
одними штрафами ситуацию не изменить. Иначе бы у нас штрафы давно бы достигли заоблачных высот.
0
Алена Мухамеджанова
Во всем и полностью поддерживаю, давно нужно навести порядок.
-1
Сергей Романов
Для начала нужно навести порядок в законодательстве.
0
Валерий Одесский
Да, вопрос достаточно актуальный и требует своего разрешения! Хорошо что поднимаются такие темы! Проблема коррупции в органах ДПС также имеет большое значение!
-2
Сергей Романов
Проблема коррупции пожалуй одна из центральных, поэтому ДК если и поможет, то не в полной мере. Все-таки для решения этой проблемы нужно более глобально действовать.
-1
Айрат Алимов
Сиситемность при решении задач в любой сфере общественной жизни — это хорошо. Вот только рассмотрение и принятие этого кодекса растянется на долгие годы. А так как в России с первого раза хорошо ни когда не получается, то внесение дальнейших поправок в ДК будет очень сильно затягиваться, так как для этого нужно будет принятие федерального закона. Именно поэтому я не вижу принципиальной необходимости в его принятии. Список вопросов, которые вы хотите включить в ДК, они и так регулируются, правда различными нормативно-правовыми актами. Сейчас проще вносить изменения отдельно в каждый из них.

А по поводу недостаточности мер в части увелечения штрафов, я бы не согласился: взять хотя бы увелечение штрафа за езду с непристегутым ремнем безопасности. Сейчас значительно больше водителей стали пристегиваться. Или то же увелечение штрафов за непропускание пешеходов на зебре…
-2
Сергей Романов
Спасибо за комментарий. Но все-таки с Вами не соглашусь, что отдельными внесениями в нормативно-правовые акты будет больше толку. Я считаю, что в едином ДК будет и единая нормативная идеология. А с разными законами я такого единства не вижу.
-3
Татьяна Малышева
Хорошо, что подымаются такие темы!!! Навести порядок в законодательстве давно пора, я за принятие ДК.
-3
Сергей Романов
на этом сайте поднимается много интересных тем.
-4
Диман Чабанский
Сергей, очень актуальная тема! Полностью Вас поддерживаю!
-4