Сергей Романов →  Нужен ли Дорожный кодекс РФ?

В 2010 году в дорожно-транспортных происшествиях в России погибло более 25000 человек. Пострадавших от ДТП свыше 200000 человек.

Для изменения сложившейся ситуации государство предпринимает различные действия. Из самых заметных — это ужесточение законодательства за нарушения Правил дорожного движения. Как показывает практика – одной такой меры явно не достаточно.

Проблема безопасности дорожного движения является комплексной. Ее составляющими можно определить:

— недостаточный уровень правовой культуры участников дорожного движения;

— плохое состояние дорог (зачастую именно качество дорог может стать причиной ДТП);

— низкий уровень эффективности ГИБДД (сюда можно в первую очередь отнести их не профилактическую работу, а работу, направленную на как можно большее количество выявленных нарушений);

— недостаточно эффективная организация дорожного движения (особенно это касается крупных городов);

— и т.д.

Каждый из Вас сможет назвать другие немаловажные причины. Я указал лишь самые явные.

Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности дорожного движения также разнообразно: есть и законы, но гораздо больше подзаконных актов. И чаще всего при возникновении каких-либо вопросов применяется «точечное регулирование», то есть устранение наиболее острой проблемы. А как устранение такой проблемы будет влиять на другие составляющие дорожного движения может и не всегда продумывается в должной мере.

Сам комплекс проблем, связанных с организацией дорожного движения в России, обширен и многогранен. На мой взгляд, и решение этой проблемы должно быть комплексным. Поэтому сейчас назрела необходимость принятия Дорожного кодекса РФ.

Почему именно Кодекс? Как известно кодексам свойственно именно системное регулирование отдельных отраслей права. И пусть безопасность дорожного движения не является отдельной отраслью права, но то, что ее составляющими являются очень многие вопросы, бесспорно. Поэтому эти составляющие требуют системного подхода и, соответственно, регулирования.

По моему мнению, Дорожный кодекс РФ мог бы регулировать следующие вопросы:

— определение уполномоченных и ответственных за содержание дорог, требования к качеству дорог;

— определение уполномоченных органов или должностных лиц, в чье ведение буде входить организация дорожного движения;

— непосредственно Правила дорожного движения;

— требования к органам ГИБДД по профилактике ДТП;

Интересно будет узнать Ваше мнение по вопросам, которые могли бы попасть в сферу регулирования Дорожного кодекса.

Думаю, что именно системность при решении проблем безопасности дорожного движения может изменить к лучшему нынешнюю ситуацию.

Конечно, ни один кодекс не заставит водителя или пешехода уважительно относиться к другим участникам дорожного движения, поэтому должную культуру поведения на дороге нужно поддерживать в любом случае. Поэтому будьте внимательны на дорогах!

630 комментариев

Владимир Полуянов
Ой как интересно, пользователи только-только зарегистрировались и сразу как давай комментировать!
2
Илья Шевченко
Да ещё и одну и ту же тему :)))
1
Р. М.
Задайте такой вопрос Вашему земляку.
-4
Р. М.
а вы всем такие вопросы задаете?
-3
Роман Атаханов
Актуальная тема. Дорожный кодекс просто необходим в современном обществе.
-1
Сергей Романов
В некоторых европейских странах уже есть такие. России такой кодекс весьма полезен будет.
-1
Елена Андреева
А кто знает о практике применения дорожных кодексов в европе?
2
Валентина Кузьменко
Действительно, на мой взгляд, тема очень актуальна и давно уже требует ее детального разрешения. Принятие Дорожного кодекса позволит систематизировать законодательство в области дорожного движения, его безопасности. Россия тяготеет к романо-германскому праву, а в ряде европейских стран уже принят такой кодекс. Однако перед его принятием необходима его четкая разработка.
-1
Сергей Романов
В Гос.Думе вроде уже лежит проект такого кодекса. Хорошо бы его опубликовать и послушать мнения людей, т.е. сделать общественные слушания.
0
Венера Ибрагимова
А каким образом можно узнать о наличии такого законопроекта и когда он будет рассматриваться? Не в первый раз слышу, что в Думе лежат проекты, но движения по ним никаких нет.
-1
Сергей Романов
На сайте Гос.Думы возможно такая информация есть.
0
Айсылу Азимова
Считаю, что безопасность дорожного движения в первую очередь связана не с качеством законов, а с качеством их исполнения. Это касается и водителей, и сотрудников ГИБДД, и тех, кто отвечает за качество и содержание дорог. Поэтому Дорожный кодекс вряд ли существенно изменит ситуацию. Нужно начинать повышать правовую культуру в обществе. Но это не значит, что Дорожный кодекс не нужен.
1
Сергей Романов
Вот поэтому и нужно, чтобы было все четко расписано кто и за что отвечает. Конечно это культуру не поднимет. Здесь нужны более глобальные изменения, но в части дисциплинирования исполнения законов со стороны чиновников, думаю, что положительные изменения должны быть.
0
Альсина Ибрагимова
Уважаемый Сергей! эта тема лично для меня очень и очень актуальна и злободневна! Но решит ли она проблему в целом? Не уверена… У нас ведь в России каждый за рулем царь, а каждый, кто с полосатой палочкой — инквизитор! Тем не менее, вера в лучшее всегда живет моем сердце))
0
Сергей Романов
Проблему в целом может и не решит, но хотя бы сдвинет с мертвой точки. Лучше предпринимать усилия для изменения ситуации, чем пенять что ничего не получится и ничего не делать.
1
Альсина Ибрагимова
Сергей, вашему оптимизму можно только позавидовать)) Дерзайте! Я буду держать за этот проект пальчики скрещенными...)
0
Сергей Романов
Скрещенными пальцами тут не поможешь, к сожалению.
0
Олег Журавлев
Я сам оптимист, но почему то особо не верю в настоящее время в возмоэжность исправить все к лучшему.
2
Сергей Романов
Тут надо не на оптимизме выезжать, а на конкретных действиях.
3
Марина Истомина
Вечер добрый, коллега! Смотрю, тема уж очень многих задела за живое. Не хотелось оставаться в стороне.

Дорожный кодекс — звучит, конечно, заманчиво. Вот только разрабатывать его надо не спеша. Чтобы умники-гибддшники, каких в нашем отечестве пруд пруди, найдут лазейку и будут использовать его снова себе во благо. По-моему, здесь нужно конкретно указать, какие действия сотрудников этой службы называть правомочными, а за какие можно будет привлекать к ответственности и их самих! А то увидят за рулем иномарки девушку и давай ее по всем возможным статьям штрафовать. Хорошо, если девушка с мозгами и хоть немного в правилах и правах своих разбирается! ну, это уже из личного)
0
Сергей Романов
Чем более четко прописан закон, тем меньше будет его интерпретаций. А следовательно, исполнение будет лучше. Поэтому четкость в законе — это один из обязательных элементов его эффективности.
0
Мария Орлова
Согласна с мнением, что главная проблема у нас в исполнении законов. Даже самый хороший закон можно испортить не должным исполнением. Но лучше иметь хороший закон, чем плохой. Поэтому если Дорожный кодекс сможет в себе сочетать все положительные моменты, о которых тут столько уже написано, но я за такой Дорожный кодекс.
0
Сергей Романов
Наличие закона лучше, чем отсутствие.
2
Фанис Сагдиев
закон есть, просто поверхностный
1
Олег Журавлев
да и законы то в общем неплохие. А вот насчет исполения всецело согласен. нужно менять исполнителей.
2
Елена Андреева
коррупция в органах ГИБДД не выдерживает никакой критики.
2
Игорь Шиналь
может начать их хвалить
0
Сергей Романов
хвалить есть за что, но об этом пишут и показывают мало.
0
ЛЯЛЯ Лялина
ДА, состояние дорог в России оставляет желать лучшего.Будем надеяться, что дорожный кодекс РФ кот. предлагает автор статьи решит эти насущные проблемы!
0
Сергей Романов
Ну я хоть и оптимист, но сам не уверен, что такой кодекс сможет решить все проблемы. Но хотя бы начать решать может.
1
Елена Андреева
я думаю, что состояние дорог это одна из основных проблем безопасности дорожного движения. Но главная проблема это все-таки хамство водителей и эгоизм
3
Фанис Сагдиев
допустим если даже дорожный кодекс появится, предпологаю что ДТП не станет меньше… судя логике правило поведения на дороге, мало чем поможет не внимательности водителя или какой нибудь трудной ситуации (гололед, купленные права, стресс, и наконец механический сбой в магине)… тобишь кодекс это лишь формальность в писменном виде, откуда будут вытекать последствия произошедшего, нежели оберегать от будущих ситуаций. Хотя и вреда от него не какого, любая благая идея заслуживает шанса жить и существовать! в общем я за
0
Сергей Романов
весьма противоречивый комментарий.
0
Олег Журавлев
да вообще вся ституация противоречивая.
2
Эльза Абдуллина
Бесспорно, дорожный кодекс нужен. Но с ним вместе нужны и «свежие» люди, не привыкшие закрывать глаза на нарушения «своих». Нужно не просто ужесточать меры, но и требовать их беспрекословного выполнения. Только в том случае, если не будет на дорогах таких, которые в любой ситуации будут чувствовать себя безнаказанными, появится хоть какой-то порядок. Это все про порядки на дорогах.

Больше всего мне нравится пункт «определение уполномоченных и ответственных за содержание дорог, требования к качеству дорог». Было бы хорошо, если бы появились такие уполномоченные :)
1
Сергей Романов
Исполнение законов не менее важно, чем наличие законов.
5
Азат Хафизов
Необходимость создания такого кодекса несомненно назрела давно и проблемы, затронутые в статье становятся с каждым годом все более актуальными. Уже сей час практически в каждой третьей семье по 2, а то и по 3 автомобиля и думаю это не предел. проблема эта актуальна еще и потому, что все имеющееся сейчас многообразие и разнообразие указов, приказов и законов, регулирующих эту сферу требуют упорядочения в единый документ.
2
Сергей Романов
именно качественная систематизация имеющихся нормативно-правовых актов в области безопасности дорожного движения должна стать важной составляющей их эффективности.
-1
Андрей Додин
С учетом увеличения количества автомобилей нужно решать проблему со стоянками и парковками. Особенно это актуально для больших городов. Должно в каком-нибудь акте отражено, что возле жилого дома должна быть определенная территория для стоянки автомобилей.
1
Сергей Романов
Я думаю, что эта норма должна быть включена в нормативно-правовые акты в области строительства.
1
Айгуль Латочкина
На все сто поддерживаю идею о кодексе. Надеюсь, что он скоро появится.
1
Сергей Романов
Вроде в Гос.Думе лежит проект, но никакого движения нет.
1
Эдуард Белоногов
остается только надеятся
0
Феруза Шакурова
Если кодекс повысит культуру участников дорожного движения, то я только за!
-1
Сергей Романов
Как одна из мер в повышении культуры водителей ДК был бы полезен. Но это только одна из мер, а не панецея.
0
Оля Николаева
К примеру, британский дорожный кодекс был создан еще в 1931 году. ДК есть и в других странах. Поэтому, я думаю, это единственный путь к цивилизованному развитию и нашей старны. Т.к. у нас проблемы заложены не только в правовом регулировании, но и в системе в целом. К примеру, у нас в городе на многих перекрестках загорается зеленый свет светофора для машин, совершающих поворот направо/лево, одновременно с зеленым сигналом для пешеходов (то есть, «едь и дави» что ли?), а дальше стоят гаишники, наблюдающие за этой картиной: пропустил или нет и тд. На кого это рассчитано?? В общем, я всеми руками «за» принятие ДК по одной простой причине, что в таком случае можно было бы говорить об ответственности и равноправие сторон в суде, а значит и улучшении ситуации в целом на дорогах.
1
Илья Шевченко
:)))
3
Сергей Романов
И Вам спасибо за критику:)
-1
Илья Шевченко
Да то ж не критика, а попытка прощупать основания и логику появления выводов. К сожалению ничего понять мне не удалось. Ведь большинство высказывающихся говорят о том, что вообще было бы неплохо, так как на дорогах бардак. Но мир не так просто устроен, чтобы рассуждая таким образом принимать решения о принятии новых кодексов.
3
Илья Шевченко
Ведь смотрите, у нас много и так чего создаётся. о из этого всего мало что работает. Значит дело в устройстве того, что созидает это нечто.
2
Сергей Романов
Я думаю как-нибудь написать пост про эффективность законов. Можно будет обсудить этот вопрос.
1
Роман Клавикордов
Ребята-депутаты, сделайте такой кодекс! Пусть он не будет работать как надо, но он будет всё же.
1
Илья Шевченко
Пусть хоть трава не расти, а кодекс будь!
5
Сергей Романов
Перед выборами нам столько всего опять обещать начнут. Может и за кодекс словечко замолвить?
1
гузель зайнуллина
добрый вечер, Сергей. тему вы подняли актуальную, даже злободневную. это говорю (а точнее пишу) как активный автолюбитель и участник дорожного движения

я думаю, что, к моему величайшему сожалению, принятие кодекса ничего не решит. тк все службы у нас «получают деньги» за устранение случившихся последствий, а не за успешные профилактические меры. таким образом, службы ДПС заинтересованы в существовании ДТП, а не в предотвращении их. нужно менять систему «оплаты их услуг».

понимаете, что я имею в виду?
0
Сергей Романов
Я сам сторонник оценки работы ГИБДД по количеству произошедших ДТП и количеству погибших. Современные цифры показывают отрицательные результаты такой работы. Повторюсь, но еще раз отмечу, что Дорожный кодекс это не панацея от вышеуказанных проблем. Он предназначен для упорядочения законодательства в этой сфере. Менталитет сотрудников ГИБДД он явно не поменяет.
-1
Морис-Тимотеус Лист
По моему личному мнению, тут кодекс не нужен совершенно есть четкие правила которые надо соблюдать всегда, по себе скажу что за год всего один штраф зато что тонировка на лобовом стекле, в остальном даже не придерались инспекторы… и нонсен не требовали взяток?!

Те кто «ноют» что на дорогах проблемы их там всего две — дороги и дураки (приминительно к нашей дискуссии), 1-ая проблема государства а 2-ая общества и то дурака только столб или могила исправит.

Мое сугубо личное мнение ППД надо еще более ужесточать и ввести норму конфескации авто за нарушения, нет желания соблюдать ППД сиди без машины и точка.

Даже откровенный идиотизм когда патруль должен стоять на всеми видимом месте «показушно» ловить нарушителей, учитывая что каждый водитель будет моргать фарами (уже типичное зековское повидение — есть менты или мусора а есть мы честные водители)… смысл от такого патруля? большенство сразу после такого патруля плюет на скоростной режим и гордо летит вперед…

Проблема взяток это обоюдная беда водитель-инспектор, один не хочет штраф получать так еще идти и оплачивать а второму есть смысл брать… не жить же на оклад…

Подводя итог, скажу так соблюдай правила не плати инспекторам и самое Важное — опасайся дураков на машине и все будет хорошо.

p.s. На счет дураков не уверен они всегда сами найдут тебя… тут уже фатум. судьба.
3
Сергей Романов
Хороший комментарий. Я согласен, что тут две беды: дураки и дороги. Если применительно к дорогам ДК может быть полезен, то относительно дураков нужны более системные методы. Отличная идея наказывать конфискацией автомобиля. Причем это можно сделать по многим составам административных правонарушений: езда в пьяном виде, передача управления пьяным или лицам не имеющим прав и т.п. Причем конфисковать вне зависимости от личности нарушителя. Собственник авто должен отвечать за тех, кому дает управлять своим авто.
1
Морис-Тимотеус Лист
Пасибо польщен, но чесно конфискация… врядли, может среднестатистического гражданина и отнимут а вот у господ с мигалками… тут вони и соплей будет море… даже океаны, я думаю тут нужны публичные суды чтобы все знали у кого и за что отняли машину…
0
Сергей Романов
Компанейщина с отнятием автомобилей у господ не нужна. Просто нужно изымать автомобили у всех водителей, нарушивших определенные нормы права. А решения судов и так выкладываются в интернете, смотрите у кого что отбирают.
0
Рустем Сабитов
Если и принимать Дорожный кодекс РФ, то надо очень и очень хорошо его проработать со всех сторон. А то как у нас получается? Принимаем «офигенно продуманный» законопроект, а через месяц-два начинаем видеть первые недостатки, так называемые «дыры». Начинаем дорабатывать проект, что бы залатать «дыру», а через месяц у нас 2-3 новые «дырки». И так по возрастающей.

Наше законодательство очень слабо подготовлено в плане регулирования ситуаций, происходящих на дорогах России.

Банальный пример:

В августе 2010 года в районе города Кстово Нижегородской области произошло ДТП с участие автомобилей КамАЗ (зарегистрирован в РФ) и РЕНО Магнум (зарегистрирован в Литовской республике). ДТП произошло в результате разрыва переднего левого колеса автомобиля РЕНО, в результате чего он выехал на полосу встречного движения, совершив столкновение с автомобилем КамАЗ. В результате ДТП погибли водитель и пассажир автомобиля КамАЗ, а водитель РЕНО, получив травму в виде перелома ключицы, через неделю выписался с больницы и уехал к себе на родину в Литву.

Вопрос: Кто виноват в данной ситуации?

Ответ: Никто не виноват!!! Я был в шоке, когда увидел постановление следователя СО при УВД г. Кстово. По результатам экспертизы колеса, разрыв произошел в результате перегрева колеса. И всё. Больше ничего не написано.

На вопрос: «Где остальные ответы на такие вопросы как: „Соответствовала ли высота протектора допустимым нормам? Не было ли перегруза на оси?“ я услышал ответ, который меня добил до конца: „Для получения ответа на эти вопросы Вам необходимо обратиться к производителю колеса“,… т.е. в Италию!!!

Дальше больше. Решили взыскать всё через суд. Не тут то было. Наш любимый АПК РФ и тут защитил иностранных граждан. Оказывается, если у иностранного лица, причинившего вред, нет представительства (филиала) либо имущества на территории РФ, то он может творить здесь что хочет. Может приезжать, совершать ДТП и уезжать к себе на родину.

Вот так вот господа.

Если уж и принимать ДК РФ, то надо очень-очень и очень хорошо подумать о его содержании.
1
Вадим Белов
А вот есть страны в которых не то что кодекса, но и дорожных знаков нет и светофоров, а само интересное нет аварий, все потому, что люди воспитанные. Т.ч. стоит начать с дет. садов и школ, а еще лучше с семей, воспитывать и растить настоящих людей. Именно эти люди в последствии смогут написать и принять правильные законы, а самое главное соблюдать их.

Вот как-то так! :)
2
Сергей Романов
Знаком с такой практикой. В одном из городов Европы убрали все светофоры. Так теперь в отсутствие светофоров водители стали особенно осторожны. Получается, что предоставление такой свободы только дисциплинирует.
1
Игорь Шиналь
Уберите у нас светофоры утром в час пик! будет полная Ж
0
Сергей Романов
В Европе без Ж получается. Наоборот, все водители становятся более осмотрительными.
0
Оля Николаева
Это как у Станиславского — «театр начинается с вешалки». Тут тоже самое))) Необходимо создать подведомственные органы, найдутся и ответчики. А кодекс был бы неплохим подспорьем этому)))
3