Константин Скавитин → Одумались, но не передумали: "Проект стандарта для старшей школы ПОКА не будут вносить в Минобрнауки"
По сообщению электронного периодического издания РИА Новсти проект стандарта для старшей школы пока не будут вносить в Минобрнауки: «Проект федерального государственного стандарта для старшей школы, вызвавший активную критику учительского и родительского сообщества, не будет внесен в Минобрнауки без достижения консенсуса, заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. „На сегодняшний день даже не стоит вопрос о его реальном внесении. Этот проект находится в обсуждении“, — сказал министр, выступая в среду в Совете Федерации. Фурсенко подчеркнул, что с 1 сентября 2013 года может начаться апробация нового стандарта в некоторых школах, а „в полной мере он будет задействован не раньше 2020 года“.» (© РИА НОВОСТИ, 2011. Все права защищены).
Хотя на проект федерального государственного стандарта для старшей школы оказали влияние некоторые, несомненно положительные идеи, новость порадовала, однако не устранила все опасения относительно будущего российской школы…
Сложилось ощущение, что, услышав глас общественности, ответственные за принятие столь судьбоносного решения о реформировании образования люди одумались, поняли, что граждане к решению вопроса о реформировании школы морально не готовы, точнее — категорически против такого варианта реформирования школы.
Но означает ли это, что Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования («ФГОС») будет кардинально переработан, что будут не только услышаны, но и учтены критические высказывания относительно ФГОСа, что разработчики ФГОСа передумали? Хочется верить, что время даст положительный ответ на эти вопросы.
Вместе с тем, опубликованные в свободном доступе материалы, позволяют говорить о том, что в качестве основного достоинства нового ФГОСа рассматривается именно принципиальное изменение подхода к образованию школьников в 10-11 классах, т.е. «править стандарт» равносильно «изменить подход». Будет ли он изменен при столь положительном обосновании*, изложенном в частности в пояснительной записке к ФГОС — огромный вопрос…
* «Стандарт представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, который разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.»; «При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны»; «В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования»; «Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. В связи с этим отличительной особенностью нового Стандарт является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.»
Анализируя опубликованные материалы, с сожалением констатирую: все-таки не передумали… И задаюсь вопросом: передумают ли?
Предлагаю Вам высказать свое мнение о будущем ФГОС.
Хотя на проект федерального государственного стандарта для старшей школы оказали влияние некоторые, несомненно положительные идеи, новость порадовала, однако не устранила все опасения относительно будущего российской школы…
Сложилось ощущение, что, услышав глас общественности, ответственные за принятие столь судьбоносного решения о реформировании образования люди одумались, поняли, что граждане к решению вопроса о реформировании школы морально не готовы, точнее — категорически против такого варианта реформирования школы.
Но означает ли это, что Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования («ФГОС») будет кардинально переработан, что будут не только услышаны, но и учтены критические высказывания относительно ФГОСа, что разработчики ФГОСа передумали? Хочется верить, что время даст положительный ответ на эти вопросы.
Вместе с тем, опубликованные в свободном доступе материалы, позволяют говорить о том, что в качестве основного достоинства нового ФГОСа рассматривается именно принципиальное изменение подхода к образованию школьников в 10-11 классах, т.е. «править стандарт» равносильно «изменить подход». Будет ли он изменен при столь положительном обосновании*, изложенном в частности в пояснительной записке к ФГОС — огромный вопрос…
* «Стандарт представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, который разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.»; «При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны»; «В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования»; «Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. В связи с этим отличительной особенностью нового Стандарт является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.»
Анализируя опубликованные материалы, с сожалением констатирую: все-таки не передумали… И задаюсь вопросом: передумают ли?
Предлагаю Вам высказать свое мнение о будущем ФГОС.
Не буду скажем так по пунктам рассуждать, выскажу общий тренд мысли.
1- Закон очень многое берет из системы обучения западных стран, де-факто почему то признается превосходство над нашей системой обучения, я считаю это не правильным, все таки советская а раньше и русская система обучения всегда была как минимум на уровне а может и выше.
2- Не понятем смысл, как школьник 9-11 классов может заведомо знать что ему надо а что нет? Тем более в этом возрасте как раз и надо по максимуму давать знаний по макс. областям знаний.
Особенно соглашусь с Скавитиным Константином, по тематике вопроса «Россия в мире: <...> 3) сформированность взгляда на мир глазами гражданина России с точки зрения ее национальных интересов <...> 6) сформированность способности противостоять фальсификациям истории в ущерб национальным интересам России»… при том уровне знаний когда историю страны более мение знает 30-40 % населения это уже печалит… а если еще дать выбор школьнику изучать историю или нет… то скоро почему отмечаем 9 мая буду знать избранные… а там и не далеко до того что из победителей станем проигравшими со всеми последствиями.
Общем скажу так, ставить в основу образования принцип — «что хочу то и учу» приведет к тому что в 21 веке Россия перестанет быть научной державой, все таки «Сталинский задел» уже подходит к концу.
С уважением к автору.
Хотя, по большому счету, в чем-то Фурсенко прав: зачем чиновнику высшая математика? Для того, чтобы сосчитать, сколько бюджетных средств можно положить себе в карман, достаточно и арифметики :-)
Могу ошибиться но считается что если произойдет контакт между людьми и пришельцами то первый способ общения будет через математику… 2+2=4 во всей вселенной… от сюда и будет найдем общий язык.
Мне кажеться все придет к тому что процес обучения в школе подгонят под сырьевую экономику, там много умных не надо… доступ к сырью как место под солнцем много не бывает.
Хотя я министра понимаю, его дети и внуки вряд ли будут учиться в средней школе и точно не пойдут в средней руки ВУЗ по этому итоги рефрмы его мало беспокоят.
С уважением.
ilya-shevchenko.livejournal.com/33595.html
С 2010 г. ученики младших классов (1-4) учатся по новым стандартам приказ Минобнауки России от 06.10.2009 г. №373. Он предусматривает изучение следующих предметов из предметных областей:
12.1. Филология: Русский язык. Родной язык; Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке; Иностранный язык.
12.2. Математика и информатика.
12.3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир);
12.4. ОСНОВЫ духовно-нравственной КУЛЬТУРЫ народов России;
12.5. Искусство: Изобразительное искусство, Музыка.
12.6. Технология.
12.7. Физическая культура.
Эти предметные области являются обязательными. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять
менее 2904 часов и более 321 0 часов.
Не сильно отличается от того, что мы учили в младших классах. Даже есть то, что мы не изучали. Только по количеству часов я не могу сравнить.
Приказом от 17.11.2010 г. № 1897 утвержден стандарт для 5-9 классов:
"… В. учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
— филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
— общсствснно-научные прсдмсты (история России, всеобщая история, обществознание, география);
— матсматика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
— основы духовно-нравственной культуры народов России;
— естсствснно-научные предметы (физика, биология, химия);
— искусство (изобразительное искусство, музыка);
— технология (технология);
— физичсская культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Учебный план образовательного учреждения должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов".
Что касается стандартов для 10-11 класса, о которых говорилось выше, то это не окончательный вариант. Как я понимаю, в Минобразовании хотят, чтобы ученики старших классов больше изучали именно те предметы, которые им в дальнейшем будут нужны в соответствии с выбранной специальностью. То есть ученик к 10 — му классу должен определиться, кем ему стать, и больше уделять внимание именно этим предметам. А знания истории, языка и др. предметов формируются до 9 класса.
Так что, думаю, что ничего страшного пока не наблюдается в отношении стандартов.