Пользователь № 126736 → Правда о законе полиции/милиции
По результатам прошедшего всенародного обсуждения законопроекта «О полиции» гражданами, представителями общественности, экспертами было сформулировано и представлено большое число полезных и важных замечаний и предложений. Неудивительно, что текст документа, направленный Президентом России в Государственную Думу, был существенно скорректирован – как кажется нам, его разработчикам, безусловно, улучшен, доработан в интересах общества и граждан. В целом и изменения, и дополнения могут быть сгруппированы в несколько условных смысловых блоков, которые хотелось бы представить вниманию общественности. Сергей Булавин
Поехали…
Все рассуждения иных участников блога про принцип состязательности в уголовном процессе, про плохой закон о полиции/милиции, являются лишь абстрактной теорий, оторванной от реальной жизни. А вот если бы комментаторы данных мыслей, вернулись бы на землю и посмотрели на реальную ситуацию в милиции (их условия работы), нагрузку, то стало бы понятно почему у нас в стране такая ситуация и с раскрываемостью преступлений, и с текучкой кадров, с материальным обеспечением сотрудников правоохранительных органов. А рассуждать с научной точки зрения легко, особенно когда сам не работаешь в той организации, которой даёшь советы. Булгаков Дмитрий
НАдо заметить: сама по себе структурная реформа сферы государственного принуждения (та самая полицейская реформа) мало что даст. Если у нас не будет подлинно независимых судов (имей мы правосудие, давно бы сформировалась практика наказания за полицейский произвол, отказ от защиты граждан, пытки и издевательства и, соответственно, давно бы «силовики» научились думать о неотвратимой ответственности за средневековое отношение к людям). Во-вторых, трудно надеяться на успех без политической реформы, ибо без создания нормальной системы политической конкуренции реформа ни одного государственного института (ни суда, ни полиции) не может быть полностью успешной.
Главный вопрос для проведения полицейской реформы формулируется просто: какую правоохранительную систему хотело бы иметь общество? Самый общий ответ — такую, чтобы она умела защищать людей от преступных посягательств, моментально реагировать на любые нарушения закона и, наконец, помогать людям. Но даже в такой форме ответ не столь банален, как кажется на первый взгляд. Ведь кто-то формулирует задачу полицейской системы и по-другому, например, как борьбу с преступностью. Вроде бы тоже правильно. Привычно — да, но правильно ли?
Во-первых, само слово «борьба» предполагает «победу». В идеале хорошо, конечно, полностью ликвидировать преступность. Но поскольку это нереально (так уж устроен мир), милитаризация цели милитаризирует и средства ее достижения. Неудивительно, что у нас сегодня силовой стиль доминирует над сугубо правовым, процессуальным.
Во-вторых, «борьба» неизбежно востребует принцип «лес рубят — щепки летят». Поэтому и задача «отличить» преступника от невиновного отходит на задний план. Здесь уже не до защиты человека, не до помощи ему. Главным становится слоган «найти и обезвредить». Так что же, полицейские или контрразведчики должны стать «сестрами милосердия»? Вовсе нет. Но и не «меченосцами», не сотрудниками «карательных органов».
В-третьих, когда речь идет о «борьбе», неизбежно появляется соблазн продемонстрировать ее успехи. Во что это выливается известно: поменьше фиксировать правонарушений, по возможности отказывать в возбуждении дел, выбивать из подозреваемых признание любыми способами, в т.ч. и пытками. В конечном счете это ведет к морально-психологическому разложению самих сотрудников правоохранительных органов. И это разложение приобрело уже масштабный характер. Полицейская функция, можно сказать, «приватизирована», т.е. стала для многих (естественно, не для всех) источником гораздо большего дохода, нежели официальное денежное вознаграждение. Никого уже не потрясают обнародуемые факты полицейского рэкета, прямого или косвенного участия сотрудников правоохранительных органов и спецслужб в организованных преступных сообществах (например, при рейдерстве) и т.д.
Таким образом, неточно ставя задачи, общество не вправе ожидать от полиции и спецслужб адекватной работы — эффективной, но законной, ибо эта работа в психологическом смысле едва ли не самая трудная из всех видов государственной деятельности. Если, например, для медиков существует лишь один принцип — спасать, то полицейские (в широком смысле этого слова) вынуждены и спасать, и «губить». Или если для военнослужащих главная задача — готовиться к возможным боевым действиям, а ведя их, победить врага, то для полицейских, по большому счету, не должно существовать ни понятия «победа», ни понятия «враг», ибо они имеют дело, как правило, со своими же согражданами, чью виновность еще предстоит доказать в суде. И все эти особенности сочетаются с тем, что повседневно имея дело с аномальными, зачастую отвратительными проявлениями человеческой природы, рискуя при этом жизнью и здоровьем, часто находясь в ситуации, когда приходится быстро реагировать на происходящее, полицейский обязан ни на секунду не забывать, что он представляет закон.
Требуются новые законы
Нужно определиться с тем, кто именно выполняет полицейские функции. Российское законодательство оперирует разными терминами — «правоохранительные органы», «спецслужбы», «контролирующие органы», «органы государственной охраны». Однако при этом нет четких критериев отнесения того или иного органа к соответствующей группе. И что особенно важно, законодательно пока четко не определено, какие структуры относятся к собственно полицейским (правоохранительным?). Потому, например, непонятно, как та же Прокуратура должна осуществлять предписанную ей законом «координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», если законодательно не установлена система этих органов?
Правда, в ст.8 Закона о прокуратуре говорится, что прокуроры «координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов». То есть частично правоохранительные органы названы. Но, во-первых, опять-таки не все. А во-вторых, так и не известны критерии отнесения того или иного органа к «правоохранительным» (например, непонятно, почему таможенные органы отнесены к правоохранительным. Или сама Прокуратура – это правоохранительный орган или орган надзорный?)
Слово «полиция» происходит от греческого «politeia» (полития), что означает управление делами государства или просто управление. По мере усложнения государственных функций понятие «полиция» сузилось и стало означать систему «особых органов, обеспечивающих правопорядок и внутреннюю безопасность государства путем надзора и принуждения, а также, в некоторых государствах, разновидность внутренних войск» (цитата из учебника). Если опираться на это определение, придется признать, что у нас существует порядка двадцати ведомств, которые отвечают названным признакам, поскольку вправе (некоторые полностью, некоторые частично):
а) ограничить личную свободу гражданина (задержание, арест);
б) нарушить неприкосновенность жилища и собственности (обыск, выемка, арест или использование транспортных средств и т.п.);
в) нарушить неприкосновенность частной жизни (перлюстрация корреспонденции, прослушивание);
г) нанести вред здоровью или лишить жизни человека (применение физической силы, в т.ч. с помощью огнестрельного оружия).
Итак, для начала нужно создать систему законодательных актов, регулирующих правовой статус правоохранительных органов и спецслужб. Возможна следующая структура законодательства в данной сфере:
· федеральный закон о полицейской деятельности;
· федеральный закон о специальных службах;
· федеральные законы об отдельных ведомствах (полицейских и спецслужбах).
Необходимо изменить критерии оценки работы полицейских ведомств. Среди них (в зависимости от специфики органа, критерии могут варьироваться):
· число выявляемых преступлений и административных правонарушений;
· число предотвращенных преступлений (в т.ч. попыток и покушений на преступление);
· число лиц, обратившихся за помощью и защитой;
· число лиц, обратившихся за помощью и защитой, которым удалось помочь;
· уровень раскрываемости преступлений;
· экономический эффект, в т.ч.: а) сумма средств и материальных ценностей, возвращенных собственникам (государственным и частным); б) сумма взысканного по суду материального ущерба от преступлений;
· число удовлетворенных заявлений (жалоб), поданных в суд, в связи с неправомерными действиями сотрудников полицейских ведомств.
Перестать воевать с гражданами
Пора демилитаризовать органы, входящие в полицейскую систему. В этих целях нужно:
· структурно развести оперативно-следственный аппарат и войсковые структуры (проще говоря, вывести последние из состава соответствующих ведомств);
· пересмотреть военноподобные системы званий (начиная с самого их количества) и порядок прохождения службы во всех структурах. Разумеется, реформирование здесь должно не ухудшить, но, наоборот, существенно улучшить материальное положение сотрудников и создать перспективы профессиональной карьеры.
Следует провести существенную реорганизацию МВД.
И вот на этом хотел бы остановиться подробнее.
А) Задачи (функции) Министерства внутренних дел сегодня настолько разнообразны, что главная задача — защита личности и общества от преступных посягательств — становится отнюдь не главной. По сути, у нас вообще нет ведомства, целиком нацеленного и полностью отвечающего за тяжкую преступность «традиционно уголовного» характера.
Б) Наличие такой крупной задачи МВД, как поддержание боеготовности Внутренних войск и их использование, милитаризует всю полицейскую систему. Это весьма опасно, так как военная и полицейская функции государства имеют не только разный смысл, но и разные психологические основы. Неизбежно возникает соблазн переносить военные методы на полицейскую деятельность, что снижает общий квалификационный уровень последней.
В) Имея разветвленную не только горизонтальную, но и вертикальную структуру, МВД (а с ним и государство в целом) утеряло необходимую маневренность в сфере противодействия преступности (профилактики, выявления, пресечения преступлений, доведения дел до суда). Речь идет о том, что органы МВД (хотя и в виде разных структурных подразделений) обязаны сегодня не только бороться с квалифицированной, профессиональной, организованной преступностью, но и выполнять функции рутинного поддержания порядка. Это ведет к следующим негативным последствиям:
· размывается ответственность местных (региональных и муниципальных) органов власти за состояние правопорядка на их территориях;
· личный состав территориальных органов внутренних дел не ощущает в должной мере свою ответственность перед местными жителями;
· теряется или не повышается квалификация милицейской элиты – сыщиков, в т.ч. и потому, что эти сотрудники часто отвлекаются для выполнения не свойственных им задач (патрулирования, охраны и т.д.);
· централизация разноплановых полицейских функций в рамках МВД не позволяет быстро перестраивать и перенацеливать милицию для решения специфических для данной местности задач (например, где-то акцент должен быть сделан на молодежной, подростковой преступности, где-то – на корыстных преступлениях и т.п.).
Как реорганизовать МВД
Из сказанного вытекают и основные направления реорганизации МВД. Предлагается упразднить МВД, создав вместо этого ведомства несколько самостоятельных систем.
На федеральном уровне создается Федеральная уголовная полиция (в статусе федеральной службы), занимающаяся выявлением, пресечением и расследованием наиболее опасных преступлений (насильственных, корыстных, некоторых преступлений против порядка управления). Их перечень предстоит определить.
Внутренние войска преобразуются в Национальную гвардию, целиком подчиненную Президенту РФ.
Федеральная миграционная служба должна быть полностью самостоятельным органом, в целом сохраняющим свои нынешние функции и полномочия.
В каждом из субъектов РФ создаются полицейские управления со своими нижестоящими подразделениями, в ведении которых будут находиться:
· выявление, пресечение и расследование некоторых преступлений;
· физическая защита контролирующих органов (силами спецподразделений);
· безопасность дорожного движения (эта сфера, видимо, должна быть поделена с муниципальной милицией, о чем ниже);
· вневедомственная охрана,
· разрешительная система (лицензирование оружия и проч.);
· экологическая полиция, «полиция нравов» и т.п. (по усмотрению самого субъекта РФ).
Региональные полицейские управления должны контролироваться органами власти соответствующего субъекта РФ и подчиняться им.
Наконец, на местном (но только поселенческом) уровне создается муниципальная милиция. Замечу, что именно на этом уровне термин «милиция» является оправданным, поскольку изначально и был предназначен для самозащиты граждан (см., например, Поправку II к Конституции США). Собственно говоря, и Ленин применял этот термин только потому, что рассчитывал заменить платную полицию и армию вооружением народа. Разумеется, муниципальная милиция не будет именно таким, непосредственным вооружением народа, а тем более, она не аналог «народных дружин». Это будет фактически сегодняшняя милиция общественной безопасности, но имеющая принципиально иное качество (к сожалению, сопротивление руководства МВД в конце 90-х годов не позволило реализовать указ Президента о формировании муниципальной милиции вне системы МВД).
Во-первых, муниципальная милиция не будет иметь вышестоящего «милицейского» органа, а будет подчиняться только местному сообществу (непосредственно и в лице его выборных органов).
Во-вторых, она будет содержаться исключительно на средства местных бюджетов. Такой способ финансирования представляет собой одну из принципиальных гарантий того, что милиция перестанет смотреть на людей как на потенциальных обитателей «обезьянников». Конечно, переход к этому составляет сегодня трудность, в силу бюджетной нищеты местного самоуправления. Поэтому необходимо будет одновременно пересмотреть и его источниковую базу.
В-третьих, будет введен принцип выборности населением руководителей муниципальной милиции в каждом населенном пункте и их регулярной подотчетности жителям.
В-четвертых, основной задачей муниципальной милиции станет охрана общественного порядка — патрульно-постовая служба с полномочиями по дознанию, институт участковых, детские комнаты милиции и т.п. В городах, возможно, на эту милицию будет возложена и безопасность дорожного движения. Здесь придется поделить эту сферу компетенции с региональными властями.
Таковы некоторые, самые общие и предварительные наброски направлений полицейской реформы, под которой я разумею, конечно же, отнюдь не только реформу милиции, но и спецслужб, и прокуратуры, и ряда контролирующих органов.
Вы отчасти правы, но пока что милиция желает лучшего но там все не так плохо как считают.
Многие мои знакомые работающие в МВД рассказывают что последние год-два ситуация меняется к лучшему.
С уважением.
С уважением
Особенно с тем, что нужно поставить на иной уровень техническое оснащение, перевести документооборот в электронный вид, сделать работу сотрудников абсолютно прозрачной.
Я не согласен с тем что выборы должностного лица — наилучший метод контроля за ним. Особенно учитывая как легко в нашей стране сфальсифицировать выборы любого уровня. Боюсь эффект от этого будет обратным и в правоохранительные органы на места пройдет уже совсем конкретная сволочь.
Я считаю что выборы бесполезны без последующего контроля со стороны граждан и вышестоящего начальства за деятельностью должностного лица с возможностью привлечь его к ответственности и снять с должности по факту противоправных действий(либо приостановить полномочия на время проверок по заявлению).
За ментами, то есть теперь полицией, у нас всегда следила прокуратура, в совке за прокуратурой следило кгб. Сейчас за прокуратурой не следит никто.
Я думаю что реальный механизм должен выглядеть так: должен быть единый федеральный центр, в который любой гражданин может послать заявление на любого сотрудника правоохранительных органов (да и вообще любого чиновника). Этот центр должен обладать полномочиями проверять деятельность должностных лиц, на которых были поданы заявления, при необходимости приостанавливать действие их (проверяемых) полномочия на время проверки и по результатам этих проверок либо отводить заявление, либо подавать на стол вышестоящему начальству данного лица представление о соответсвующих санкциях и представление о возбуждении уголовного дела в генпрокуратуру.
Все эти действия в обязательном порядке должны публиковаться в прессе и доводится отдельно до подавшего заявление гражданина.
Этот орган сам по себе должен быть открытым и прозрачным.
Да, для того чтобы орган не был тут же завален доносами и клеветой, необходимо прописать в прописать в методике проверки обязательную проверку самого заявителя, его реальные мотивы, побудившие к обращению в данный орган. Этот факт должен быть доведен до сведения всех граждан до начала работы органа.
Да здравствует капитализм, товарищи! За что боролись, на то и…
Переименование закона необходимо коррупционной элите для того чтобы по сути ничего не изменилось и никто за совершенные преступления не ответил и не понес заслуженного наказания. Закон о полиции нужен этой коррупционной элите с придатком состоящего из судебноследственнопрокурорского (полицейского) сообщества. Расчет простой. Они свой придаток будут продолжать кормить людьми, кто не может противостоять судебноследственнопрокурорскому сообществу и таким образом все останется на своих местах.
1. Я не понимаю, для чего тратить столько денег на переименование структуры, когда милиция, допустим, Санкт-Петербурга не имеет или имеет в недостаточном объеме даже банальных компьютеров? Не говоря уже о каких-то других электронных систем. Может лучше детекторы обнаружения взрывчатки закупить или мы до следующего взрыва ждать будем?
2. Прописать в Законе, что каждое выделение сотрудников для обеспечения правопорядка не на территории района оформляется приказом. В Санкт-Петербурге, по статистике, 1 массовое мероприятие в 2 дня.Когда милиции заниматься своей прямой работой? Запретить выделять сотрудников для обеспечения правопорядка при проведении коммерческих и рекламных мероприятий, например, таких, как: фестиваль пива и кваса, сникерс-урбания, фестиваль чая и кофе. Организаторы подобных мероприятий достаточно обеспечены, чтобы нанять необхомое количество сотрудников служб безопасноти.
3. КЗоТ, если я не ошибаюсь, устанавливает 120 часов переработки в год. Что происходит в МВД. Переработка оплачивается на основании приказа, который издается только при введении усиленного варианта несения службы. И все. Сотрудники, как правило, работает по 10-11 часов в день. Это кто-нибудь оплатит? При проведении футбольных матчей, массовых мероприятий, служба может длиться по 12-15 часов и что? Многим сотрудникам из-за особенностей службы (график) отгулов дать невозможно, а к отпуску разрешается добавлять не более 10 дней. Это нолрмально?
4. Снять, наконец, с МВД функции охраны лиц, подлежащих гос. охране. На это существует целая Федеральная служба.
Идет этакая игра слов… «мент» -«пент»
Отличный маркетинговый ход!!! что бы отвлечь внимание от сути закона.
Суть закона, по моему мнению, сформулирована здесь:
Статья 32. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
2. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное.
Презумпция виновности в чистом виде!
Ну и так, «по мелочам»
Статья 13 «Права полиции»
5)беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами, статистическими данными и иными сведениями, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;
Кто определяет необходимость? Суд, прокурор или сам полицейский? Представляете что будет если с текущим уровнем образования полицейские начнут знакомиться с документами организации? Это же сколько придется им писать объяснений, что за чем почему…
Статья15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки
1. Полиция имеет право входить беспрепятственно либо проникать в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые организациями, с повреждением, если в этом есть необходимость, запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих входу, проникать в находящиеся там контейнеры, емкости и иные объекты, в транспортные средства
1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.
2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:
1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств несчастного случая.
4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.
5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:
1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;
2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.
6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.
7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.
8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.
5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
Сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.
С уважением
С уважением
С уважением
С Уважением!
С уважением
Очень сложно конкретно судить как с этим всем справиться, наверное должно пройти время и немало реформ что бы в нашей стране в правоохранительной системе что то изменилось
Да и квалификация никакая у новоприбывших.
Из милиции реально люди бегут сейчас вменяемые, никому не сдались эта болтовня и враки об отмене палочной системы и о повышении довольствия, терпение уже закончилось…
Все сгнило окончательно, но самое непонятное лично для меня — то, что наверху всех устраивает
Ну галдим мы у себя, а что от этого министру и его подчиненным? ничего, собака лает — ветер носит… пока будет палочная система и зарплаты уровня «на еду» — не будут люди нормально в этой структуре работать.