Сергей Романов →  Нужен ли Дорожный кодекс РФ?

В 2010 году в дорожно-транспортных происшествиях в России погибло более 25000 человек. Пострадавших от ДТП свыше 200000 человек.

Для изменения сложившейся ситуации государство предпринимает различные действия. Из самых заметных — это ужесточение законодательства за нарушения Правил дорожного движения. Как показывает практика – одной такой меры явно не достаточно.

Проблема безопасности дорожного движения является комплексной. Ее составляющими можно определить:

— недостаточный уровень правовой культуры участников дорожного движения;

— плохое состояние дорог (зачастую именно качество дорог может стать причиной ДТП);

— низкий уровень эффективности ГИБДД (сюда можно в первую очередь отнести их не профилактическую работу, а работу, направленную на как можно большее количество выявленных нарушений);

— недостаточно эффективная организация дорожного движения (особенно это касается крупных городов);

— и т.д.

Каждый из Вас сможет назвать другие немаловажные причины. Я указал лишь самые явные.

Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности дорожного движения также разнообразно: есть и законы, но гораздо больше подзаконных актов. И чаще всего при возникновении каких-либо вопросов применяется «точечное регулирование», то есть устранение наиболее острой проблемы. А как устранение такой проблемы будет влиять на другие составляющие дорожного движения может и не всегда продумывается в должной мере.

Сам комплекс проблем, связанных с организацией дорожного движения в России, обширен и многогранен. На мой взгляд, и решение этой проблемы должно быть комплексным. Поэтому сейчас назрела необходимость принятия Дорожного кодекса РФ.

Почему именно Кодекс? Как известно кодексам свойственно именно системное регулирование отдельных отраслей права. И пусть безопасность дорожного движения не является отдельной отраслью права, но то, что ее составляющими являются очень многие вопросы, бесспорно. Поэтому эти составляющие требуют системного подхода и, соответственно, регулирования.

По моему мнению, Дорожный кодекс РФ мог бы регулировать следующие вопросы:

— определение уполномоченных и ответственных за содержание дорог, требования к качеству дорог;

— определение уполномоченных органов или должностных лиц, в чье ведение буде входить организация дорожного движения;

— непосредственно Правила дорожного движения;

— требования к органам ГИБДД по профилактике ДТП;

Интересно будет узнать Ваше мнение по вопросам, которые могли бы попасть в сферу регулирования Дорожного кодекса.

Думаю, что именно системность при решении проблем безопасности дорожного движения может изменить к лучшему нынешнюю ситуацию.

Конечно, ни один кодекс не заставит водителя или пешехода уважительно относиться к другим участникам дорожного движения, поэтому должную культуру поведения на дороге нужно поддерживать в любом случае. Поэтому будьте внимательны на дорогах!

630 комментариев

нияз нурмехаметов
думаю, что ты прав по поводу необходимости систематизации норм в части дорожного регулирования. я думаю, что там также должны быть отражены разделы, регулирующие автобусные городские перевозки, такси (частное). В настоящее время какждый регион самостоятельно пытается регулировать автобусные перевозки, но зачастую это не эффективно. деятельность частного такси вообще ничем не урегулировано и как результат, ты вынужден ожидать такси неопределенное количество времени, платить неопределенную стоимость проезда, ездить на транспорте, который может «развалиться на ходу».
2
Сергей Романов
Основные принципы в этом плане должны быть отрегулированы на федеральном уровне, а вот более подробные моменты можно отнести на региональный уровень. Причем не плохо было бы обязать субъекты принять такие нормы в определенные сроки после введения федеральных норм.
1
марат самигуллин
необходимость принятия дорожного кодекса рф особенно нагдядно продемонстировано этой зимой. в связи с отсутствием норм, регулирующих «дорожную» деятельность, органы местного самоуправления не смогли регулировать ситуацию, а дорожные службы не несут ответственность за ненадлежащее состояние дорог.
1
Сергей Романов
В нашем городе обеспечение безопасности на дорогах этой зимой стало особо заметной проблемой. Складывалось такое ощущение, что долгое время никто ничем не занимался. Только после роста народных возмущений начались «движения».
2
Игорь Шиналь
Готовились к зиме пол года а она пришла неожиданно :)
0
Сергей Романов
к сожалению, у нас так часто. И не только в моем городе.
1
Марат Минабутдинов
зато у нас к весне снег убрали… тперь плаваь весной будем благодраю идиотским действиям дорожников
0
александр агеев
здравствуйте! недавно столкнулся с проблемой, которая напрямую зависит от отсутствия дорожного кодекса рф. так, я был остановлен сотрудниками природоохранной инспекции, якобы, за съезд с дороги. при этом я двигался по дороге с искусственным покрытием. мне же вменили вину связи с тем, что я съехал с асфальтированной дороги и соответственно нарушил нормы, регулирующие порядок нахождения в национальном парке. и вот здесь возник парадокс в том, что правила дорожного движения указывают в качестве дороги ту дорогу, по которой я двигался, а закон об автомобильных дорогах это конкретно не регулирует. я думаю такой случай произошел не только со мной поэтому и считаю, что должная быть единая система оценки тех или иных объектов и отношений.
1
Сергей Романов
Вопрос соотнесения дорог к тому или иному виду подлежит более четкому регулированию нежели сейчас. В этом плане вроде как нормативное регулирование имеется, но действительная эффективность этих норм оставляет желать лучшего.
1
Никита Ко
Однозначно- за!
0
Сергей Романов
Хотелось бы от Вас получить более развернутый ответ почему.
0
Никита Ко
В создании кодекса есть плюсы.

Создание отдельного кодекса:

— влечет за собой необходимость контролировать его исполнение;

— объединение глобальных вопросов в кодекс приведет к решение проблем в совокупности, а не по отдельности как сейчас;

Но есть минусы:

— орган контролирующий исполнение кодекса, тоже необходимо контролировать (бюрократия);

— необходимо решить вопрос о внедрении кодекса, многие чиновники могут быть против.
0
Сергей Романов
При политической воле руководства страны ДК может быть принят довольно быстро.
0
Никита Ко
Абсолютно согласен!

Я так понял этот блог нацелен на то, что бы так сказать появилась та самая политическая воля?

А как думаете до высшего руководства донести желание масс(по созданию ДК)?
0
Сергей Романов
С этого блога вряд ли. Но если обсуждения вывести на более многочисленный уровень, то идею может и заметят.
1
Оля Николаева
эээ… пропустила тут некоторые комменты, не видела. Тогда еще один вопрос «не в тему» ))) почему в США законы чтутся и исполняются, а у нас «как бог на душу положит»???)) Возможно дело в самих законах и в чьих интересах они создаются?? А что касается «культуры» на дорогах, то школы тут мало что смогут решить, необходимо создавать УСЛОВИЯ. А чтобы всем понятно было — закрепить и пояснить их в доступном письменном виде))) Еще один пример из жизни не по теме: в аэропорту Домодедово нет эсколатора (хотя мб сейчас и сделали, не знаю), т.е. подняться с багажем на второй этаж не предоставляется возможности вообще. Но извините, разве проектировщики не могли учитывать это заранее, что в аэропорт люди приходят именно с багажом???? на улицах в подземках в Москве тоже самое — не предусмотрены спуски для колясок и тд. Поэтому всегда на Казанском вокзале найдется «хитрый жук», «работающий» нелегально, желающий «подвезти» ваши сумки за 500 и более рублей. Я уже не говорю про инвалидов и о том, какие условия созданы для их передвжения. Поэтому мне кажется бессмыслено перенимать у запада бесчисленное количество «новых проектов», менять Конституцию по 5 раз и тд. Необходимо довести до ума старое!
2
Сергей Романов
Вот видите сколько моментов требует отображения в действующем законодательстве. А насчет исполнения законов эта тема уже настолько избита, что нет смысла к ней возвращаться. Просто нет слов, одни эмоции. Вот такой вот менталитет неуважения к закону. Этот момент менталитета имеет глубокие корни и историческое обоснование.
0
Сергей Романов
Вот поэтому я и ратую за разработку обязательных условий к осуществлению дорожного движения. Причем этот вопрос мог бы получить более обширное регулирование, т.е на транспорте в целом. Но опять же повторюсь, что более детальное регулирование будет уже в принятых федеральных законах, о которых может быть упоминание в ДК.
0
гузель зайнуллина
и еще важно, прописать отвественность чиновников за неисполнение

те, если произошло ДТП по вине заваленных дорого, чтоб выплаты делали службы, отвественные за это
1
Сергей Романов
Я только за персональную ответственность должностных лиц, ответственных за безопасность дорожного движения, будь то содержание дорог или дорожное регулирование и т.п.
0
Игорь Шиналь
этого точно никогда не будет :))
0
Ильшад Зарипов
Само по себе принятие дорожного кодекса мало что изменить. Нужно менять способы применения тех или иных норм право, отношение субъектов, осуществляющих регулирование в данной области к нормам права. Что бы эти нормы права были едины для всех, даже для них. Кодификация нормативных актом регулирующих безопасность дорожного движения только облегчить понимание норм права регулирующих дорожное движение, устранит (возможно) противоречия и исключит (тоже возможно) пробелы. А так- применение, применение и еще раз применение.
1
Сергей Романов
Для устранения противоречий и пробелов законодательства в этой сфере ДК прежде всего и направлен.
-1
Александр Латочкин
Я тут немного почитал комментарии и могу сказать, что они в основном крутятся возле двух основных тем: это коррупция в органах ГИБДД и недостаки закона (или мягкость, или не исполняются, или вообще их нет). Что касается коррупции, то это не прямая обязанность дорожного кодекса. В кодексе лишь могут быть созданы определенные условия для ее минимизации. То есть кодекс должен исключать некоторые причины их возникновения, но не бороться с их следствием.

Что касается законов, то соглашусь с теми авторами, которые считают, что систематизация законов, касающихся безопасности дорожного движения, назрела. Здесь кодекс мог бы стать тем идейным стержнем, в обеспечения действия которого принимались бы другие законы.
0
Сергей Романов
Я согласен с Вами. Так оно и есть. Нужно просто разработать идеологию такого кодекса. Тогда сразу станет понятно, что включать в сам кодекс, а что может быть отрегулировано федеральными законами.
0
Боб Арбузов
По моему мнению, это хорошая идея, так как введение дорожного кодекса усранит проблемму в с различными и многочисленными федеральными законами и многими подзаконными нормативными актами, приведя их в боле меннее нормальное состояние. Кроме того я думю, что давно уже пора определить уполномоченных и ответственных за содержание дорог, а также требования к их качеству. Но качество не единственный критерий, так как в разных регионах нашей необъятной Родины 1 км. дороги обходиться в различные суммы и как показывает практика, эти суммы далеки от адекватных. Я считаю, что дорожный кодекс также должен включать в себя определенные нормативы по стоимости строительства дорожного полотна, которые не должны зависеть от насыщенности того или иного региона денежными средствами. Также я согласен с автором, что одной из проблемм безопасности движения является низкий уровень эффективности ГИБДД. Однако это беда всего МВД и для того чтобы решить эту проблемму не надо было переименовывать милицию в полицию, а всего лишь требовалось отменить так называемую «палочную систему». Ведь именно в погоне за «палками» в ГИБДД и забывает о том, что они должны прежде всего осуществлять превентивные меры по недопущению правонарушений в сфере ПДД. Руководство требует от своих сотрудников «палки», что привело к тому, что в обществе сотрудников ГАИ воспринимают с негативной строны, как вымогателей штрафов.
0
Сергей Романов
Я думаю, что стоимость строительства дорог невозможно установить в кодексе. Здесь определяющим должно стать не стоимость, а качество. В этом плане должны быть четкие государственные стандарты качества строительства дорог, а также разработана система контроля качества. Что касается стоимости, то я бы ради эксперимента пригласил бы строить дороги иностранные компании. У них и опыта больше, да и качество получше будет. Скорее всего и дешевле выйдет в итоге строительство.
1
Эльдар Гайнетдинов
Кодекс безусловно нужен! Ведь чтобы он появился нужно его качественно проработать. Кроме того такой кодекс будет удобней как для правоприменителя, так и для водителей,
-1
Владислав Авхадеев
На мой взгляд, идея с введением Дорожного кодекса РФ — достойная, заслуживающая внимания.

А что касается «определения уполномоченных органов или должностных лиц, в чьё ведение будет входить организация дорожного движения» — то это должна быть дорожная полиция, и её правовой статус должен будет отдельно регулироваться в ФЗ РФ «О полиции», который вступит в законную силу 1 марта 2011 г.
0
Сергей Романов
Я все-таки склоняюсь к мысли, что дорожная полиция должна быть выведена из системы МВД.
0
Пользователь № 126736
А мне кажется, что дорожная полиция не будет выведена из системы МВД, потому что полиция будет едина.
0
Сергей Романов
если создать единую дорожную службу, то можно будет создать в ней структурное подразделение дорожной полиции. И ее функциями обозначить в первую очередь профилактическую деятельность, а не ловлей правонарушителей.

Поэтому показателями ее работы будет именно количество ДТП (чем меньше, тем лучше), а не количество выписанных штрафов.
1
Владислав Авхадеев
Если она будет выведена из системы МВД, то в каком виде она тогда будет, интересно?

В продолжение таких мыслей (о выводе этой структуры из МВД РФ), могу рекомендовать создать Федеральную Службу Безопасности Дорожного Движения РФ — т. е. отдельный орган исполнительной власти.

Или Федеральное Агентство Безопасности Дорожного Движения РФ.
0
Сергей Романов
Именно в составе единой дорожной службы, а не обособленно от всех. Должна быть единая структура, отвечающая за дорожное движение в целом.
1
Игорь Шиналь
Они в таком случае не слишком обнаглеют?
0
Сергей Романов
надеюсь с ростом зарплат их аппетиты расти не будут.
0
Игорь Шиналь
для некоторых будет уроком поговорка жадность фраера сгубила
0
Камо Агабабян
Конечно нужен!

Моё мнение:

главное чтоб коррупционеры-назовём их так, начали нормально работать.
-1
Сергей Романов
коррупционеров не заставлять работать надо, а выгонять.
0
Камо Агабабян
Избавиться от них это главная задача, но, увы деньги на сегодняшний день решают всё…

Главное убрать с должностей всех тех кто берёт взятки, бухих за рулём сажать, думаю будет по стабильней.
0
Сергей Романов
Если такие изменения и произойдут, то не думаю, что быстро. Все-таки проблема коррупции уж очень сложная. Тут нужен системный подход к ее решению. Одного закона недостаточно.
0
Эльза Абдуллина
А если всех гаишников в ближайшее время сменит компьютер? К примеру, если каждые 100 метров дороги будут контролироваться роботами, а платить штрафы будет невыгодно. Тут и не разгонишься. С компьютером не поспоришь, ему взятку не дашь… По последним данным, новый фиксатор скорости в 10 раз лучше выполняет свою работу, нежели среднестатистический гаишник.
0
Сергей Романов
автоматизация деятельности конечно же ведет к уменьшению уровня коррупции.
1
Татьяна Иванова
Но все же, я думаю они придумают где заработать. В масштабах России на федеральных трассах столько фиксаторов не поставить.
1
Сергей Романов
ставят на самых оживленных местах. Но пьяных водителей все-равно люди проверяют.
2
Екатерина Рыбкина
Перед тем, как что-то создавать и обсуждать необходимость, я задаюсь вопросом «Для кого?». Вот и с новым Дорожным Кодексом возникает тот же самый вопрос.

Для водителей? — не думаю. Есть ПДД, которые нарушаются постоянно этими самыми водителями.

Для ГИБДД? — не думаю. По-моему, их и так всё устраивает.

Для пешеходов? — не думаю. Они предпочитают не заваливать голову ненужной им информацией. (красный, желтый, зелёный, налево, направо.) Регулировщик — это уже что-то неизвестное. Хотя пешеходы должны знать.

Для юристов? — не думаю. Прибавляется работа.

Для кого же?
0
Сергей Романов
Вообще-то это нужно для всех: и для пешеходов, и для водителей.
0
Марат Минабутдинов
для нас граждан… и порядка в стране
0
Катя СЮремова
Согласна, комплексный подход, система, но вот что еще хочется отметить. Живу в большом городе и по сводке ДТП видно что в причине аварии часто "… не справился с управлением, вылетел; или в связи с гололедом, занесло; или выкинуло из колеи и т.д. Ввести в автошколах, курсы экстремального вождения, т.к. уровень подготовки водителей низкий (низкий уровень оснащения города спец техникой в условиях погодной нестабильности). Условия на дорогах не меняются, тогда может должны быть подготовленные водители!
1
Сергей Романов
Вопрос подготовки водителей тоже требует более жесткой регламентации. А то у нас уж слишком просто права получить.
-1
Марат Минабутдинов
мне кажется нужно чутко продумать как выдавать новые права придуманные правительством РФ
0
Марат Минабутдинов
Просто надо перетсать дурачков за руль сажать
0
Анна Журавлева
Если данный кодекс решит хотя бы одну из бед России — дураки и дороги, то конечно же он нужен.
0
Сергей Романов
Дуракам закон не писан)
-1
Лена Чу
На мой взгляд на дорогах не хватает именно культуры вождения у водителей, и пожалуй особенно у мужчин. Уж слишком много примеров. Женщины конечно тоже не идеальны, но все же они аккуратнее относятся к дороге. Не думаю что кодекс решит всех проблем, не забывайте где мы живем, а живем мы в России!!! В европейских странах водители и пассажиры пристегиваются для безопасности, а у нас? У нас, чтобы «пристегнись, а то гаишник оштрафует». Что-то в данных словах не слышно беспокойства о жизни и здоровья. (И опять же вернемся к женщинам. Они всегда пристегивались и до того как за это стали штрафовать:)) Да и к тому же если когда-то и появится кодекс, то это будет не в ближайшие 10лет, уж очень долго у нас «на верху» все принимают и решают.

Необходим и пересмотр обучения водителей. Наверное, сделать более подробным и доскональным и соглашусь по поводу экстремальных курсов. Понятно что здесь все равно необходим опыт, но во всяком случае, человек уже будет, хотя бы примерно, но знать. Я начала ходить на водительские курсы, так там сказали, что уже со следующего потока обучение будет другим, будет меньше теории (что-то не ощущается улучшений), даже страшно подумать кого будут выпускать, если народ не будет знать банальных правил дорожного движения.

Так что одним кодексом и ужесточением проблемы не решить, даже на прямых дорогах случаются аварии. Менять нужно в первую очередь сознание людей. Понимания того, что во время движения ни нужно говорить по телефону, что пристегиваться нужно для безопасности, а не для того, что не получить штраф. Этот список можно продолжать и продолжать, так же и про гаишников. И вот может тогда у нас станет меньше аварий на дорогах. Но пока об этом остается лишь мечтать!
2