Михаил Самойлов →  ВАС РФ: Об обратной силе закона и прямом действии Конституции РФ

Случаи, когда коллегия судей передает дело в Президиум ВАС исключительно со ссылками на Конституцию РФ и разъяснения Конституционного Суда РФ, редки.

Завтра Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос об обратной силе закона (КоАП РФ) и необходимости применения арбитражными судами Конституции РФ, как закона, имеющего высшую юридическую силу и прямое действие в том случае, когда отсутствует закон, регулирующий тот или иной вопрос.

Как усматривается из определения о передаче дела в Президиум ВАС РФ, постановлением УФАС общество было привлечено к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в суме более 29 млн. руб.

В период исполнения постановления, федеральным законом были внесены изменения в статью 14.31 КоАП РФ, санкция статьи изменена, размер штрафа уменьшен. В связи с чем, общество обратилось в УФАС с ходатайством об уменьшении размера штрафа по неисполненному постановлению, поскольку минимальная санкция составляет штраф чуть менее 9 млн. руб.

УФАС отказало в удовлетворении ходатайства.

Общество обжаловало в суд бездействие руководителя Управления по непринятию мер по смягчению административного наказания.

Суды трех инстанций отказали обществу в удовлетворении заявленного требования, поскольку, по их мнению, вопрос о применении той или иной административной санкции, ввиду вступления в силу нового закона, может решаться в случаях привлечения к административной ответственности до принятия решения судьей, иным административным органом; КоАП РФ не предусмотрен порядок пересмотра вступивших в законную силу, но не исполненных постановлений об административных правонарушениях в случае вступления в силу закона, смягчающего административную ответственность. При этом главой 30 КоАП РФ не предусмотрено право либо обязанность должностного лица самостоятельно пересмотреть, изменить вынесенное им и вступившее в законную силу постановление об административном правонарушении.

Коллегия судей ВАС РФ не согласилась с таким подходом, поскольку в силу статьи 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.3 Постановления от 20.04.2006 № 4-П, императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.

Следовательно, непринятие мер по применению нового закона, смягчающего административную ответственность, по ходатайству лица, привлеченного к ответственности, является бездействием органа (должностного лица), применившего ответственность в смысле положений главы 24 АПК РФ.

Дело: ВАС-2174/11

3 комментария

Герман Зубов
То есть только ВАС вспомнил о том, что есть Конституция прямого действия. А другие суды руководствовались чем угодно, только не Конституцией.
Может ликвидировать «Суды трех инстанций» и все дела рассматривать в ВАС?
1
Михаил Самойлов
Ну зачем так критично, со временем и нижестоящие инстанции узнают про Конституцию.
2
Герман Зубов
Как сказал один умный человек, «со временем» мы все умрем.

Фраза «Россия — страна с великим будущим» родилась именно в такой формулировке в начале 20 века. Остается только порадоваться, что это предсказание не теряет своей актуальности до сих пор.
0