Светлана Новикова → Стимулирующая лотерея – это всегда рекламная акция
В 2003 году розыгрыши призов, проводимые рекламодателями с целью стимулирования спроса покупателей, были «поставлены на госконтроль». По своему смыслу такие розыгрыши – это бесплатная для покупателя лотерея. Купил товар, безвозмездно получил лотерейный билет, принял участие в розыгрыше, если повезло – стал обладателем приза.
Исходя из лотерейной сути правоотношений организатора и участника, законодатель включил нормы о регулировании таких розыгрышей в Закон «О лотереях». К сожалению, законодатель не стал называть подобные акции как-нибудь просто, типа: «рекламный розыгрыш призов» или «рекламная лотерея», а был придуман таинственный термин «стимулирующая лотерея». Также, к сожалению, в действующей редакции Закона «О лотереях» не дано точного определения этого термина.
Тем не менее, анализ норм лотерейного и рекламного законодательства позволяет сделать однозначный вывод: стимулирующая лотерея – это всегда рекламная акция и ничего более.
Проведение стимулирующей лотереи не является видом экономической деятельности
Для начала определим, что стимулирующая лотерея не является экономическим видом деятельности, от осуществления которого можно было бы извлечь доход.
Во-первых, лотерейным законодательством чётко определено, что за участие в стимулирующей лотерее плата не взимается.
Во-вторых, в справочнике ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007, принятый Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст) такого вида деятельности, как, например, «проведение стимулирующей лотереи» не предусмотрено.
Стимулирующая лотерея – это рекламная акция исходя из совокупности норм лотерейного законодательства
Стимулирующая лотерея – это всего лишь форма проведения ограниченного по времени мероприятия – рекламной акции, так как она всегда связана с реализацией товаров (услуг), призовой фонд формируется за счёт организатора, плата за участие не взимается. Вот важные нормы Закона «О лотереях», которые позволяют сделать такой однозначный вывод:
1. Призовой фонд стимулирующей лотереи согласно п. 2 части 3 ст. 3 Закона «О лотереях» формируется за счет средств организатора лотереи.
2. Согласно части 1 ст. 16 Закона «О лотереях» договор между организатором стимулирующей лотереи и участником является безвозмездным.
3. Согласно части 2 ст. 7 Закона «О лотереях» наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, должно содержаться в уведомлении, подаваемом в уполномоченный орган (соответственно, стимулирующая лотерея всегда связана со стимулированием продажи товара).
4. Согласно п. 3 части 2 ст. 7 Закона «О лотереях» организатор обязан представить вместе с уведомлением в уполномоченный орган описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
5. Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать 12 месяцев согласно части 4 ст. 7 Закона «О лотереях».
6. Для стимулирующих лотерей не предусмотрены нормативы распределения выручки, технико-экономическое обоснование проведение лотереи, обязательная печать лотерейных билетов и другие нормы, предусмотренные для лотерей, в которых взимается плата за участие.
Стимулирующая лотерея – это рекламная акция исходя из норм рекламного законодательства
О том, что стимулирующая лотерея – это форма рекламной акции говорит и анализ норм Закона «О рекламе».
Часть 1 ст. 3 Закона «О рекламе» устанавливает, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ст. 9 Закона «О рекламе» устанавливает понятие «стимулирующее мероприятие». Это «стимулирующая лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в котором является приобретение определённого товара».
Единственная цель при проведении любых розыгрышей призов, конкурсов среди покупателей товаров – это привлечение внимания к товару, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, любые стимулирующие мероприятия (включая и стимулирующие лотереи), относятся к понятию «реклама».
Рассмотренные нормы просто не позволяют использовать этот институт права с какой-либо иной целью, кроме как с целью рекламы товара.
Каким же образом организаторы нелегальных азартных игр имеют возможность «прикрываться» стимулирующими лотереями?
Действительно, с тех пор как игорный бизнес на территории России фактически запретили (с 01.07.2009 такая деятельность возможна только в особых зонах), в стране появилась лавина «лотерейных» клубов и прочих мест, в которых на модернизированных игровых автоматах стали проводиться якобы стимулирующие лотереи.
Здесь на руку «игорщикам» сыграло то, что азартные игры по своему духу близки к лотереям, а также терминологическая ущербность как Закона «Об азартных играх», так и Закона «О лотереях». Сложно вот так вот сходу разделить эти правовые понятия. Вот и стали использовать таинственный термин «стимулирующая лотерея» деятели игорного бизнеса, сами, кстати, зачастую не понимая, о чём идёт речь.
Естественно, сотрудники правоохранительных органов на местах стали теряться, ибо для того, чтобы понять правовую природу происходящего действия, им необходимо было изучать незнакомое ранее лотерейное законодательство. Плюс по данным видам споров необходимо выходить в арбитраж, который, как показывает практика, предъявляет более высокие требования к искам и доказательной базе госорганов, чем суды общей юрисдикци, с которыми привыкли работать правоохранители.
Отсюда и низкие показатели борьбы с нелегальными азартными играми (если не брать в расчёт элемент коррупции).
Однако, если посмотреть на судебную практику, правоохранительные и уполномоченные органы, которые прилагали соответствующие усилия, на всей территории Российской Федерации ещё с 2008 года вполне успешно штрафовали или закрывали в судебном порядке нелегальные игорные заведения и лотереи, проводимые с нарушением Закона «О лотереях».
Примеры успешной судебной практики по пресечению деятельности по проведению азартных игр под прикрытием стимулирующей лотереи на основании действующего законодательства: Дело № А28-2162/2011, Дело № А13-1620/2011, Дело № А68-12020/2009, Дело № А50-6997/2010, Дело № А33-10131/2009, Дело № А53-1254/2009, Дело № А72-5256/2008.
В последнее же время российские суды рассматривают подобные дела ежедневно и в большей части (не менее 90%) выносят решения в пользу государства (вывод сделан на основе анализа сведений, размещённых в банке решений арбитражных судов на сайте Высшего арбитражного суда России).
Таким образом, возможность легализации игорного бизнеса создаётся не столько за счёт несовершенства Закона «О лотереях», сколько за счёт недостаточно сильной практики применения законодательства правоохранительными органами.
Исходя из лотерейной сути правоотношений организатора и участника, законодатель включил нормы о регулировании таких розыгрышей в Закон «О лотереях». К сожалению, законодатель не стал называть подобные акции как-нибудь просто, типа: «рекламный розыгрыш призов» или «рекламная лотерея», а был придуман таинственный термин «стимулирующая лотерея». Также, к сожалению, в действующей редакции Закона «О лотереях» не дано точного определения этого термина.
Тем не менее, анализ норм лотерейного и рекламного законодательства позволяет сделать однозначный вывод: стимулирующая лотерея – это всегда рекламная акция и ничего более.
Проведение стимулирующей лотереи не является видом экономической деятельности
Для начала определим, что стимулирующая лотерея не является экономическим видом деятельности, от осуществления которого можно было бы извлечь доход.
Во-первых, лотерейным законодательством чётко определено, что за участие в стимулирующей лотерее плата не взимается.
Во-вторых, в справочнике ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007, принятый Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст) такого вида деятельности, как, например, «проведение стимулирующей лотереи» не предусмотрено.
Стимулирующая лотерея – это рекламная акция исходя из совокупности норм лотерейного законодательства
Стимулирующая лотерея – это всего лишь форма проведения ограниченного по времени мероприятия – рекламной акции, так как она всегда связана с реализацией товаров (услуг), призовой фонд формируется за счёт организатора, плата за участие не взимается. Вот важные нормы Закона «О лотереях», которые позволяют сделать такой однозначный вывод:
1. Призовой фонд стимулирующей лотереи согласно п. 2 части 3 ст. 3 Закона «О лотереях» формируется за счет средств организатора лотереи.
2. Согласно части 1 ст. 16 Закона «О лотереях» договор между организатором стимулирующей лотереи и участником является безвозмездным.
3. Согласно части 2 ст. 7 Закона «О лотереях» наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, должно содержаться в уведомлении, подаваемом в уполномоченный орган (соответственно, стимулирующая лотерея всегда связана со стимулированием продажи товара).
4. Согласно п. 3 части 2 ст. 7 Закона «О лотереях» организатор обязан представить вместе с уведомлением в уполномоченный орган описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
5. Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать 12 месяцев согласно части 4 ст. 7 Закона «О лотереях».
6. Для стимулирующих лотерей не предусмотрены нормативы распределения выручки, технико-экономическое обоснование проведение лотереи, обязательная печать лотерейных билетов и другие нормы, предусмотренные для лотерей, в которых взимается плата за участие.
Стимулирующая лотерея – это рекламная акция исходя из норм рекламного законодательства
О том, что стимулирующая лотерея – это форма рекламной акции говорит и анализ норм Закона «О рекламе».
Часть 1 ст. 3 Закона «О рекламе» устанавливает, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ст. 9 Закона «О рекламе» устанавливает понятие «стимулирующее мероприятие». Это «стимулирующая лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в котором является приобретение определённого товара».
Единственная цель при проведении любых розыгрышей призов, конкурсов среди покупателей товаров – это привлечение внимания к товару, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, любые стимулирующие мероприятия (включая и стимулирующие лотереи), относятся к понятию «реклама».
Рассмотренные нормы просто не позволяют использовать этот институт права с какой-либо иной целью, кроме как с целью рекламы товара.
Каким же образом организаторы нелегальных азартных игр имеют возможность «прикрываться» стимулирующими лотереями?
Действительно, с тех пор как игорный бизнес на территории России фактически запретили (с 01.07.2009 такая деятельность возможна только в особых зонах), в стране появилась лавина «лотерейных» клубов и прочих мест, в которых на модернизированных игровых автоматах стали проводиться якобы стимулирующие лотереи.
Здесь на руку «игорщикам» сыграло то, что азартные игры по своему духу близки к лотереям, а также терминологическая ущербность как Закона «Об азартных играх», так и Закона «О лотереях». Сложно вот так вот сходу разделить эти правовые понятия. Вот и стали использовать таинственный термин «стимулирующая лотерея» деятели игорного бизнеса, сами, кстати, зачастую не понимая, о чём идёт речь.
Естественно, сотрудники правоохранительных органов на местах стали теряться, ибо для того, чтобы понять правовую природу происходящего действия, им необходимо было изучать незнакомое ранее лотерейное законодательство. Плюс по данным видам споров необходимо выходить в арбитраж, который, как показывает практика, предъявляет более высокие требования к искам и доказательной базе госорганов, чем суды общей юрисдикци, с которыми привыкли работать правоохранители.
Отсюда и низкие показатели борьбы с нелегальными азартными играми (если не брать в расчёт элемент коррупции).
Однако, если посмотреть на судебную практику, правоохранительные и уполномоченные органы, которые прилагали соответствующие усилия, на всей территории Российской Федерации ещё с 2008 года вполне успешно штрафовали или закрывали в судебном порядке нелегальные игорные заведения и лотереи, проводимые с нарушением Закона «О лотереях».
Примеры успешной судебной практики по пресечению деятельности по проведению азартных игр под прикрытием стимулирующей лотереи на основании действующего законодательства: Дело № А28-2162/2011, Дело № А13-1620/2011, Дело № А68-12020/2009, Дело № А50-6997/2010, Дело № А33-10131/2009, Дело № А53-1254/2009, Дело № А72-5256/2008.
В последнее же время российские суды рассматривают подобные дела ежедневно и в большей части (не менее 90%) выносят решения в пользу государства (вывод сделан на основе анализа сведений, размещённых в банке решений арбитражных судов на сайте Высшего арбитражного суда России).
Таким образом, возможность легализации игорного бизнеса создаётся не столько за счёт несовершенства Закона «О лотереях», сколько за счёт недостаточно сильной практики применения законодательства правоохранительными органами.
запрещены законом.
Так почему надо улучшать практику применения, когда деятельность развлекательных заведений полностью соответствует законодательству?
2. Есть неудачные дела, есть судьи со своим мнением. К чему Вы ведете, к тому, что это повод ограничивать права добросовесных рекламодателей?
2. к тому, что надо оставить в покое развлекательный бизнес
2. К развлекательному бизнесу прямого отношения не имею (не знаю уж, к сожалению или к счастью :) Я-то переживаю за рекламный.
Но в данном деле, ссылку на которое Вы привели, большое подозрение, что это не развлекательный бизнес. Вот я хожу с ребенком в развлекательный центр «Космик», там действительно стоят развлекательные автоматы — всякие игрушки за деньги.
Здесь же возникает сомнение. Именно из-за того, что используются аппараты, схожие с игорными. Правоохранители, конечно, ничего не доказали. Но сомнение осталось. Хотя признаю, ничего не мешает бывшему владельцу игорного зала изъять из своих аппаратов устройство, случайным образом определяющее выигрыш, и сдавать их в прокат на время, как обычный развлекательный автомат.
Что же касается фразы «Правоохранители, конечно, ничего не доказали. Но сомнение осталось», то необходимо отметить, что формально все пороки доказательной базы трактуются в пользу обвиняемого/привлекаемого.
Что касается незаконного изъятия. Наверное, если нанесён ущер бизнесу из-за простоя, надо пытаться взыскивать его с государства? Я понимаю, что это сложно, но попробовать надо. Я знаю спор, когда налоговый орган незаконно удерживал кассовые аппараты, магазин взыскал среднедневную выручку за всё время простоя.