Степан Хухарев →  О виртуальных животных, психологии и праве

Недавно в твиттере Роман Бевзенко и наш общий коллега Сергей Кротов поделились парой историй о вмешательстве права во внутриигровые отношения в MMORPG:
NewImage
NewImage
NewImage
NewImage
Для тех, кто никогда не сталкивался с онлайн-играми, безусловно, это звучит довольно странно, впрочем, раз уж вы читаете этот постинг, значит вы более обычного открыты виртуальности. Впрочем, не поучаствовав до конца быть может не поймешь. Для примера приведу другую историю.
В игре WoW (World of Warcraft) есть внутриигровые аукционные дома. Несмотря на то, что все знают, что все товары на этом рынке — всего лишь пара пикселей, возник целый рынок. Воистину — вот куда должны бежать экономисты желающие сделать магистерскую или даже кандидатскую с докторской. Ведь там можно провести крайне интересное исследование рыночных механизмов, практически в чистом виде. При этом, что немаловажно, в WoW вещи (или «вещи»?) можно приобретать за реальные деньги!
В числе прочего, там можно приручить и животных (pets). Они растут с вами и сражаются за вас, а вы должны ухаживать за ними, кормить их и так далее. Все это занимает довольно много времени, поэтому с момента, когда вы приручили животное до его «старости» могут пройти месяцы (возможно даже годы — надо уточнить у кого-нибудь, кто играл). И тут в игру вступает эффект Тамагочи. Многие в дальнейшем оказываются психологически не в состоянии допустить гибель питомца. Он им дорог. Есть довольно старое исследование этого эффекта в Японии.
Япония является мировым лидером в исследованиях и производстве роботов. В 1999 году он производила 55% всех промышленных роботов в мире… а их доля на рынке роботов для отдыха еще выше. Именно в Японии появились первые роботы-питомцы, будь то оставшийся в прошлом Tamagochi или новый Aibo — собака с адаптивными реакциями. Эти роботы существуют наряду с большими, ориентированными на бизнес разработками, такими как Honda Asimo&Trade...
В действительности, распространение и принятие роботов в японской культуре столь велико, что после того как Sony впервые выпустила Aibo он был распродан так быстро, что Sony была наводнена письмами с просьбами увеличить их производство! Спрос был столь ошеломителен, что Sony решило провести специальное исследование о целевой аудитории Aibo. Выяснилось, что он состоял из двух основных групп: молодые мужчины, которым нравятся новые гаджеты и/или заинтересованные в компьютерной технике (роботы как способ получать удовольствие от науки и техники) и люди, которым действительно получали удовольствие от робота как от домашнего животного.
Владельцы Aibo гордо наряжали его в костюмы (хоть это и не рекомендовалось Sony) и учили их персонализированным штукам помогавшим им выработать свою собственную личность. Связь между владельцами и их питомцами была столь сильной и личной, что «на одном собрании владельцев Aibo хозяева могли различить своих роботов от других аналогичных собак Aibo»...
Разница заключается в том, что японская индустрия довольно серьезно вкладывалась в развлекательных роботов, которые «выращивали» эмоциональную привязанность у своих владельцев (вместо того, чтобы создавать роботов, которые расшифровывали бы эмоции владельца)...
Эти роботы не пытаются понять эмоции своего владельца..., но они способны эти эмоции вызывать.
На самом деле, вместо стремления к идеалу в Японии обычно, напротив, закладываются неудачи, чтобы повысить их реалистичность. (Если мы говорим о  развлекательных роботах). Например, известный японский робот yumihiki doji, кукла, которая может стрелять из лука, запрограммирована ошибаться, по крайней мере, один раз из 10. Aio таже запрограммирован время от времени не слушаться хозяина, чтобы показать характер.
… Остается вопрос почему в Японии роботы стали столь массовым явлением, в то время как на Западе к ним до сих пор относятся весьма настороженно?
В Японии, по словам Мачико, роботов считают тактичными и дружелюбными. Считается, что у них есть мысли и души. Это вполне сочетается с японскими религиозными верованиями (синтоизм и буддизм). С христианской точки зрения, только человек создан по образу и подобию человека, а японцы считают, что во всем есть душа, четкого разделения между людьми и другими формами живого просто не существует...
Подумайте, например, о погибшем от недоедания или по недосмотру Тамагочи. Для многих владельцев Тамагочи смерть его была столь серьезным и эмоционально-насыщенным событием, что для них создали специальные кладбища.
Само собой, если появляется собственность — появляются споры о собственности, особенно, если виртуальная собственность стоит реальные деньги. Что же тогда происходит? Виртуал повторяет реальную жизнь. Сначала люди пытаются разрешить спор полюбовно, а затем — обращаются в суд. Особенно, если дело касается чего-то, к чему вы эмоционально привязаны — например, виртуальные домашние животные.
WSJ сообщает, что в один из судов США поступил спор, связанный с виртуальными животными в Second Life. Для этой игры компания Ozimals Inc разработала виртуальных кроликов, которые пользовались в игре большой популярностью. Спустя некоторое время другая фирма Amaretto Ranch Breedables LLC раработала софт для виртуальных лошадей. До суда дело дошло после того как первая компания обвинила вторую в копировании софта, используемого ею для создания кроликов, и потребовала от второй закрыть свой магазин. Это, в свою очередь, значит, что приобретенные игроками лошади умрут с голоду. Amaretto подало встречный иск о том, что Ozanimals препятствует их бизнесу. Копирование софта Amaretto, естественно, отрицает. Дальше продолжу по WSJ:
A palomino mare named Star grazes on Debbie DeLouise’s clover meadow, hanging out at a salt lick there and frolicking with her foal Holly.But a legal dispute may imperil their pastoral bliss: It threatens to close the only store where Ms. DeLouise can buy food for Star and Holly. Without their special diet, the horses would waste away and turn green. “If there’s no food, I’m not sure what will happen,” says Ms. DeLouise, a Long Island, N.Y., librarian. “I certainly hope no one has to find out.”
Остается только удивляться людским странностям и ожидать окончания процесса, который решит судьбу виртуальных лошадей.
Изначально опубликовано в блоге Sceptic lawyer. Можете оставлять комментарии здесь или там.

2 комментария

Алексей Ашихмин
Странно только на первый взгляд. В Китае, например, узаконили торговлю виртуальным золотом за реальные деньги.
Какова логика?
Психологически, если человек тратит время и усилия для выбивания какого-нибудь пикселя (меча/доспеха/коня), он для него вполне реален, насколько реальны затраченные на него время и усилия.
А если я вчера купил за реальные деньги виртуальный меч, а сегодня разработчики подумали и решили этот меч удалить из игры. За что я в итоге заплатил?
Почему я не могу подать в суд из-за такого пикселя?

Я о подобных спорах уже читал. Скорее всего, даже если признают, что софт сплагиатили — возможность покупки новых лошадей отнимут, а уже купленных — оставят игрокам с возможностью их жизни. Ну и с противной стороны какие-нибудь убытки взыщут
0
Валерия Хатковская
В ВоВе нельзя украсть петов (которые, кстати бывают только у персонажей класса «охотник») :) в Вове можно украсть только аккаунт вместе со всеми персонажами, что и случается с завидным постоянством.
0