twirl KK → Является ли реставрация (оцифровка) фонограммы производным произедением
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, вот какую штуку: является ли реставрация/оцифровка фонограммы производным произведением? Закон не содержит прямого указания.
С одной стороны, по российскому ГК, скорее нет, чем да: реставратор не создает нового содержания. С другой стороны, по американскому законодательству скорее да, чем нет: перевод произведения в другую физическую форму (аналог -> цифра) является производной работой. Все издатели реставрированных фонограмм ставят на дисках digital emastering © год оцифровки. Существуют ли какие-то разъяснения либо правоприменительная практика по этому вопросу?
Подскажите, пожалуйста, вот какую штуку: является ли реставрация/оцифровка фонограммы производным произведением? Закон не содержит прямого указания.
С одной стороны, по российскому ГК, скорее нет, чем да: реставратор не создает нового содержания. С другой стороны, по американскому законодательству скорее да, чем нет: перевод произведения в другую физическую форму (аналог -> цифра) является производной работой. Все издатели реставрированных фонограмм ставят на дисках digital emastering © год оцифровки. Существуют ли какие-то разъяснения либо правоприменительная практика по этому вопросу?
Глупости. Где вы такое вычитали?
Например, двумерное изображение трехмерного объекта является производной работой. Кажется, что разница между цифровой и аналоговой фонограммой ничуть не меньше, чем между двумерным и трехмерным объектом. Кроме того, U.S. Copyright Act of 1976, Section 101 в числе производных работ явно упоминает «art reproduction», под которую, по идее, и подпадает оцифровка и реставрация фонограммы.
Российский ГК в этом отношении значительно менее конкретен и призывает руководствоваться наличием творческой работы, чего в американском законе нет.
В п. 9 ч.2 ст. 1270 ГК РФ, раскрывается понятие переработки, под которой понимается создание производного произведения (в том числе обработка). Легального определения обработки в законе нет поэтому, отнесения произведения к производному, будет зависеть от толковании данной нормы судом.
Соответственно возникает вопрос, является ли обработка производного произведения творческим актом?
Фонограмма сама по себе является производным произведением, и скорее всего, переработка производного произведения не может считаться результатом творчества.
Тем не менее, результат правомерной переработки признается результатом интеллектуальной деятельности в соответствии с ч.3 ст. 1324 ГК РФ. Соответственно, исходя из этой логики, любая переработка фонограммы (в том числе оцифровка) возможна только с согласия правообладателя.
Правоприменительной практики, к сожалению не нашел, однако в коммент. к части 4 ГК РФ под ред. А.П.Сергеева говорится: «Совершенно очевидно, что преобразование цифрового формата фонограммы, в котором она изготовлена производителем, в любой другой цифровой формат влечет изменение качественных характеристик фонограммы, изменение ее первоначальной формы. Так, самый распространенный случай преобразования фонограммы — из формата CD в формат MP3 — неизбежно влияет на качество записи: в фонограмме приглушаются и исчезают определенные частоты, что приводит к звучанию, отличному от того, которое имело место изначально. Изменение формата фонограммы отражается как на качестве фонограммы в целом, так и на звучании отдельных музыкальных партий (инструментов)».
Таким образом, по-моему, мнению, оцифровка фонограммы является производным произведением и возможна только с согласия правообладателя, хотя по общему правилу и не соотносится с ч.2 ст. 1228 ГК РФ.
Да, но ч.3 ст. 1324 ГК РФ утверждает СМЕЖНЫЕ права на обработку фонограммы, а на производные произведения согласно ст. 1260 действуют авторские права. Получается, переработка фонограммы — не производное произведение?
Далее, лицо, осуществившее переработку, приобретает смежные права на переработанную фонограмму — с какого момента должны исчисляться смежные права?
Наконец, получается западный © на ремастеринг не действует в России, только (p)?
> Соответственно, исходя из этой логики, любая переработка фонограммы (в том числе оцифровка) возможна только с согласия правообладателя.
Допустим, что фонограмма находится в public domain (и авторские, и исполнительские права истекли).
Оцифровку, согласно статье 1228 ГК, следует отнести к техническому содействию, т.к. отсутствует критерий создания результата интеллектуальной деятельности творческим трудом.
Строго говоря, ст.1260, как и ст. 1270 действуют только в отношении авторских прав. Специальными нормами, регулирующими смежные права, а конкретно право изготовителя фонограммы, являются положения §3 гл.71 части 4 ГК. И в ней не дается определение понятия «переработка фонограммы», как права смежного с авторским. Думается, что в данном случае нормы, регулирующие авторские права на произведение, применяются к смежным по аналогии. Даже если допустить, что результатом переработки фонограммы является возникновения непроизводного произведения, с точки зрения охраны исключительных прав особой разницы для правообладателя не будет.
> Далее, лицо, осуществившее переработку, приобретает смежные права на переработанную фонограмму — с какого момента должны исчисляться смежные права?
В соответствии с п.2 ст. 1304 ГК для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Соответственно с момента создания переработанной фонограммы у автора возникают исключительные права. Действуют в течении 50 лет начиная с 1 января года след. за осуществления переработки.
> Наконец, получается западный © на ремастеринг не действует в России, только (p)?
Не совсем понял вопрос. Россия участник международных конвенций, защищающих авторов произведений и изготовителей фонограмм. Именно поэтому в России как знак охраны исключительных прав на произведение используется западный ©.
> Допустим, что фонограмма находится в public domain (и авторские, и исполнительские права истекли).
Если истекли то никаких проблем.
Знак охраны прав на фонограмму — en.wikipedia.org/wiki/%28p%29
Тем не менее, на отреставрированных дисках ставят не (p), а ©.
Обычно на ремастерированных фонограммах стоит три копирайта:
(p) на фонограмму
© на компиляцию/обложку
© на ремастеринг
Вот пример обложки: www.covershut.com/back_covers/Zino-Francescatti-and-Bruno-Walter-Mozart-Violin-Concertos-N-3-and-4-Eine-Kleine-Nachtmusik-Back-Cover-34571.jpg