Дмитрий Дедов → Феномен Дона Корлеоне
Наступило время признать, что капитализм растерял свои полезные качества, и его пользу для социума нужно оценивать заново. Происходит ли то же самое с современными государствами? В этом нам поможет «Крестный отец».
Начну со следующего тезиса. Крепкие горизонтальные связи обусловлены уверенностью членов социума в их взаимной необходимости. Эта взаимная обусловленность в рыночной экономике складывается за счет разделения труда, а в открытом обществе – за счет признания ценности каждого для социума.
Эти связи не должны быть омрачены властью, это должны быть действительно горизонтальные связи. Феномен дона Корлеоне показывает, что его помощь направлена на получение встречного удовлетворения, причем не сразу, а именно тогда, когда этого захочет дон Корлеоне. Дон Карлеоне ничего не делает бескорыстно для «друзей». Напротив, оказав пустяшную любезность, он требует значительно больших жертв. Это вызвано желанием приобрести такую же власть, какую имеет государство. Он стремиться совершать то самое правосудие, на которое не способны решиться продажные судьи и прокуроры вместе взятые. Однако Карлеоне сам подкупает судей, он понимает, что коррупция способна ослабить государство, и он стремиться к этому ослаблению ради упрочения собственной власти. Таким образом, дружба, а точнее, как указывает Марио Пьюзо, долг дружбы, является лучшим средством для Карлеоне в его стремлении к власти и влиянию.
Но это далеко не все, что можно сказать о крестном отце. Его сущность значительно глубже. Это не просто персонаж, это живой человек, привлекательная модель поведения. Поэтому это самая продаваемая книга в США и, кажется, во всем мире.
Так кто же он, Дон Корлеоне? Глава одного из самых влиятельных мафиозных кланов Нью-Йорка, глава преступной организации? В романе эти факты есть, и их оценивать самим читателям. Но автор Марио Пьюзо явно симпатизирует своему герою за его харизму, силу, ум, величие, достоинство. Он представлен, в первую очередь, как создатель своего мира, своего сообщества. Это сообщество итальянских эмигрантов было задумано Доном как альтернатива «большому» американскому государству, как другой мир, в котором Корлеоне являлся спасителем и заступником бедных, униженных и оскорбленных, где Корлеоне уважали за реальную помощь и могущество, а не за высокий государственный пост, где он пользовался заслуженным, а не формальным авторитетом. Марио Пьюзо демонстрирует влияние Дона как антитезу публичной государственной власти, его искренность и заботу автор противопоставляет фальши и продажности полицейских, судей, сенаторов, которым нет дела до простых людей. В отличие от них Дон оказывает щедрую поддержку каждой работающей на него итальянской семье в случае возникающих проблем (смерть кормильца, тюремное заключение)
Что уж говорить о мудрости Корлеоне, о его стратегическом видении: он прилагает усилия по обеспечению безопасности своего мира (в моей терминологии – своей системы) от внешних факторов, объединив мафиозные кланы, убеждая, что мир лучше вражды, что реальным противником является американское государство, в которое, тем не менее, надо интегрироваться, с которым нельзя открыто конфликтовать, так как оно сильнее, поэтому он направляет самых умных и талантливых в колледжи и университеты, чтобы они могли занять должности в иерархии государственной власти.
Достоин ли он восхищения или все же осуждения за все свои преступления? Как его оценивать: с точки зрения морали или закона? или системного подхода (например, не угрожает такая отделенность эмигрантов стабильности американского государства как системы – этот вопрос сегодня актуален, как никогда)? Я вам предлагаю сделать свой выбор и дать свою оценку.
От себя лишь замечу следующее. Прежде чем осуждать Дона Корлеоне, задумайтесь над тем, а не стремится ли каждый из нас к власти, к созданию своего собственного мира. Трудно властвовать над людьми так, чтобы не принизить их. Этому надо посвятить всю свою жизнь. Поэтому многие, экономя энергию, наслаждаются властью над более скромными объектами: управляя персонажами своей книги, используя преимущество в игре, создавая художественные образы, делая открытия, выдвигая гипотезы. Каждый испытывает властный инстинкт, потому что это делает его человеком и является частью его достоинства.
Начну со следующего тезиса. Крепкие горизонтальные связи обусловлены уверенностью членов социума в их взаимной необходимости. Эта взаимная обусловленность в рыночной экономике складывается за счет разделения труда, а в открытом обществе – за счет признания ценности каждого для социума.
Эти связи не должны быть омрачены властью, это должны быть действительно горизонтальные связи. Феномен дона Корлеоне показывает, что его помощь направлена на получение встречного удовлетворения, причем не сразу, а именно тогда, когда этого захочет дон Корлеоне. Дон Карлеоне ничего не делает бескорыстно для «друзей». Напротив, оказав пустяшную любезность, он требует значительно больших жертв. Это вызвано желанием приобрести такую же власть, какую имеет государство. Он стремиться совершать то самое правосудие, на которое не способны решиться продажные судьи и прокуроры вместе взятые. Однако Карлеоне сам подкупает судей, он понимает, что коррупция способна ослабить государство, и он стремиться к этому ослаблению ради упрочения собственной власти. Таким образом, дружба, а точнее, как указывает Марио Пьюзо, долг дружбы, является лучшим средством для Карлеоне в его стремлении к власти и влиянию.
Но это далеко не все, что можно сказать о крестном отце. Его сущность значительно глубже. Это не просто персонаж, это живой человек, привлекательная модель поведения. Поэтому это самая продаваемая книга в США и, кажется, во всем мире.
Так кто же он, Дон Корлеоне? Глава одного из самых влиятельных мафиозных кланов Нью-Йорка, глава преступной организации? В романе эти факты есть, и их оценивать самим читателям. Но автор Марио Пьюзо явно симпатизирует своему герою за его харизму, силу, ум, величие, достоинство. Он представлен, в первую очередь, как создатель своего мира, своего сообщества. Это сообщество итальянских эмигрантов было задумано Доном как альтернатива «большому» американскому государству, как другой мир, в котором Корлеоне являлся спасителем и заступником бедных, униженных и оскорбленных, где Корлеоне уважали за реальную помощь и могущество, а не за высокий государственный пост, где он пользовался заслуженным, а не формальным авторитетом. Марио Пьюзо демонстрирует влияние Дона как антитезу публичной государственной власти, его искренность и заботу автор противопоставляет фальши и продажности полицейских, судей, сенаторов, которым нет дела до простых людей. В отличие от них Дон оказывает щедрую поддержку каждой работающей на него итальянской семье в случае возникающих проблем (смерть кормильца, тюремное заключение)
Что уж говорить о мудрости Корлеоне, о его стратегическом видении: он прилагает усилия по обеспечению безопасности своего мира (в моей терминологии – своей системы) от внешних факторов, объединив мафиозные кланы, убеждая, что мир лучше вражды, что реальным противником является американское государство, в которое, тем не менее, надо интегрироваться, с которым нельзя открыто конфликтовать, так как оно сильнее, поэтому он направляет самых умных и талантливых в колледжи и университеты, чтобы они могли занять должности в иерархии государственной власти.
Достоин ли он восхищения или все же осуждения за все свои преступления? Как его оценивать: с точки зрения морали или закона? или системного подхода (например, не угрожает такая отделенность эмигрантов стабильности американского государства как системы – этот вопрос сегодня актуален, как никогда)? Я вам предлагаю сделать свой выбор и дать свою оценку.
От себя лишь замечу следующее. Прежде чем осуждать Дона Корлеоне, задумайтесь над тем, а не стремится ли каждый из нас к власти, к созданию своего собственного мира. Трудно властвовать над людьми так, чтобы не принизить их. Этому надо посвятить всю свою жизнь. Поэтому многие, экономя энергию, наслаждаются властью над более скромными объектами: управляя персонажами своей книги, используя преимущество в игре, создавая художественные образы, делая открытия, выдвигая гипотезы. Каждый испытывает властный инстинкт, потому что это делает его человеком и является частью его достоинства.
Что ему написать в ответ от вашего имени?
Дмитрию:
— Невероятно!!! Сам импульс……………………. Это и вопрос и явление (феномен)…………………………Насколько глубоко и тонко затронуты грани противоречий…
Я вырос в русской семье в городе Львове в 60-е… Мои родители работали в 50-е по области… Днем был мирный труд, а по ночам звучали выстрелы… Что интересно – именно так подполье ОУН определило в конце 50-х основные задачи борьбы за независимость. – Отказ от террора, максимальное участие в деятельности государства, контроль основных властных позиций… Жаль, что не собирал цитаты – насколько глубоко подмечена сущность этого состояния борьбы. Именно поэтому является полной неожиданностью такой серьезный и глубокий анализ… Если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно… — Если мысль пошла рядами на бумагу… значит она востребована… и к ней взывают умы…
На те мысли, последний абзац:
«Поэтому многие, экономя энергию, наслаждаются властью над более скромными объектами.: управляя персонажами своей книги, используя преимущество в игре, создавая художественные образы, делая открытия, выдвигая гипотезы. Каждый испытывает властный инстинкт, потому что это делает его человеком и является частью его достоинства».
Ф:
— Ты мне сказал: «я часть», но ведь ты предо мной?
М:
-Я скромно высказал лишь правду, без сомненья,
Ведь это только вы мирок нелепый свой
Считаете за все, за центр всего творенья!
А я – лишь части часть, которая была
В начале всей той тьмы, что свет произвела,
Надменный свет, что спорить стал с рожденья
С могучей ночью матерью творенья.
Иоганн Вольфганг Гете
Фауст
Да что говорить — любой бизнес, любое предприятие, любое свободное объединение (те же мотоклубы, к примеру, или профессиональные сообщества, или — тем более — криминальные) являют собой устроительство особого мира со своими правилами, традицией, системами поощрения к росту и развитию, пенитенциарной системой и пр. признаками ;) А их лидеры устанавливают и реализовывают свою власть в том или ином виде, с теми или иными намерениями и амбициями. Иногда вразрез с законами государства, иногда — с полнейшей интеграцией в систему общественных отношений ;)
Вы правы: в той или иной степени мы все такие. Кто-то ограничивается аристотелевским «общежитием» как «общественное животное», кто-то стремится «общежитием» руководить. Нормально это.
Я полностью согласен с Вами в оценке личности Карлеоне (действительно мерзавец),
а также в том, что власть можно применять в различных целях (и во благо, и во вред).
Однако выступающий предложил нам двух действующих лиц для сравнения — государство (США) и частное лицо (Карлеоне).
После вдумчивого размышления и изучения соответствующего материала, я думаю, вы согласитесь со мной, что ещё неизвестно, что хуже — безразличие государства (самый замечательный «проект» — частная страховая медицина в США, можете из интереса посмотреть фильм «Здравозахоронение», если Вам неизвестны подробности) или же жестокость мафии (тут и так ясно).
Я лично не испытываю тёплых чувств ни к государству США, ни к дону Карлеоне.
Примечание: приятно видеть, что кто-то ещё читает судебные уставы ))
Однако, если этот левиафан не поддерживает должным образом порядок и справедливость в обществе, в силу поражения опухолью коррупции и др. болезнями, у населения такого «больного» левиафана, два варианта:
1. Быть пищей внутри левиафана;
2. Быть паразитом внутри левиафана.
Такие как Дон Карлеоне — очевидно выбирают второй вариант.
"- Слушай, а что такое по-английски: хау аре ю?
— Как поживаешь или как дела…
— А им что, всем интересно, как у меня дела?
— Не, не интересно…
— А что тогда спрашивают?
— Просто так, здесь вообще все просто так, кроме денег..."
Просто надо быть более искренним и честным, прежде всего, перед самим собой. Все сложное — просто.
Власть это огромное испытание, которое не каждый может пройти.
Что касается стремления каждого к власти, то это большое преувеличение. Начиная с садика и заканчивая уже проф. деятельностью — я замечал, что мало людей готовы получить власть (одни стесняются, другие не хотят проблем, а в основном это люди хотящие простой жизни, как в книге JimCollins о которой Дмитрий Дедов уже описывал в другом посте: люди хотят просто хорошо жить, они не хотят быть великими.
А такие Карлеоне есть и у нас. Возьмите любую национальную группу ( например, в Краснодарском крае — это Армяне) у них устойчивая связь друг с другом и данная группа совместными усилиями проталкивает своих членов в прокуратуру, милицию, суды, администрации и т.д. и это происходит не потому, что эта группа плоха, а потому, что продажные представители большинства позволяет это делать, как только будет ограничен этот продажный канал кадров, сразу ситуация измениться.
Возможно я не очень внимательно смотрел фильм и совсем не читал книгу, но представлять Дона Вито революционером-нигилистом и ниспровергателем основ политической системы североамериканских соединенных штатов… не знаю не знаю, есть в этом, на мой взгляд, определенная натяжка.
Как-то не припомню я эпизодов с обсуждением членами семьи Карлеона планов по захвату Капитолийского холма, учреждению альтернативных органов федеральной, региональной (штаты) и муниципальной власти.
Однако, очень хорошо помню как Дон Вито сетовал на то, что ему не хватило времени на то чтобы Майкл не занимался делами семьи «Сенатор Карлеоне, Губернатор Карлеоне...»:
"But I never — I never wanted this for you. I work my whole life, I don't apologize, to take care of my family. And I refused to be a fool dancing on the string, held by all those bigshots. I don't apologize — that's my life — but I thought that… that when it was your time — that — that you would be the one to hold the strings. Senator Corleone… Governor Corleone… or something..."
Ну и где здесь видиние американского государства как реального противника???
Типа ненавижу фашистских оккупантов, но для начала активной партизанско-диверсионной деятельности стану каким-нить гауляйтером… Так что ли?
С уважением, Н.Е.Лишанков
Мне кажется, Э. Фромм очень убедительно описал это переживание в Anatomie der Menschlichen Destruktivitat.
Творческое преобразование мира (причастие к Божьему миротворению) и властолюбие — это совсем разные векторы. Хотя все от Бога, включая Люцифера.
Насчет кризиса государств (по крайней мере государства российского) — наблюдение верное, на мой взгляд.
Жаль, что уехав в Страсбург, Д.И.Дедов пропал в русских блогах. Или не пропал?