Алексей Ашихмин → Святые покровители адвокатуры
Святые покровители адвокатуры
Многие профессии имеют своих небесных покровителей. Не исключение и профессия адвоката. Тем не менее, мало кто знает, что эта профессия имеет целых трёх святых покровителей – достаточно известных святых в православном мире.
Святой Иоанн Златоуст (ок. 347 – 14 сентября 407 после Р.Х.) – архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием и Григорием Богословом.
Иоанн, «светильник мира, учитель вселенной, столп и утверждение Церкви», представляет собой самый величавый образ проповедника первых веков христианства.
Родился в Антиохии в 347 году, в богатой и знатной семье. Отец его скончался, когда он был младенцем в колыбели; а матери его Анфусе тогда не было ещё 20 лет. Всей душой мать привязалась к своему ребёнку.
Образование Иоанн получил в школах языческих, так как, по повелению императора Юлиана (Юлиан Отступник), в христианских школах было воспрещено преподавание высших наук. Своими блистательными способностями и столь же блистательными успехами он поражал и товарищей, и преподавателей.
По выходе из языческой школы Иоанн Златоуст работал адвокатом.Затем он решил принять Святое Крещение. Принял он крещение от Антиохийского епископа Мелетия, который, узнав его, полюбил и назначил чтецом при церкви в 370 году.
С 372 года Иоанн продолжал богословское образование у Картерия и у одного из лучших христианских учёных того времени Диодора, от которого усвоил антиохийский рациональный метод толкования Священного Писания.
Удалившись в пустыню, Иоанн провёл там четыре года в обществе монахов, а затем ещё два года в полном уединении. В пустыне Иоанн Златоуст написал несколько сочинений. Непомерный аскетизм расстроил здоровье Иоанна, и он возвратился в Антиохию, где в 381 году был посвящён в диакона.
Посещая богатых, чтобы от них испрашивать подаяния для бедных, и бедных, чтобы помогать им, Иоанн Златоуст в пятилетнее диаконство, равно как и в последовавшее двенадцатилетнее священство, приобрёл всестороннее знание жизни и людей.
Будучи пресвитером Иоанн Златоуст говорил проповеди по крайней мере один раз в неделю, нередко и каждый день, то после предварительного приготовления, то после некоторого размышления, а чаще всего – импровизируя. Скорописцы записывали каждую беседу Иоанна Златоуста.
В 397 году Иоанн был избран в архиепископы Константинополя. Избрание смиренного пресвитера, человека без всяких связей и знакомств в столице, на пост первого лица церкви вооружило против него многих; еще более увеличилось недовольство, когда он, вопреки примеру своего предшественника, не хотел устраивать и не посещал пиры в домах вельмож. Обличения роскоши и суетности константинопольских дам императрица Евдоксия приняла за личное оскорбление. Наконец был составлен собор из личных врагов Иоанна Златоуста, который осудил его, и он был отправлен в заточение. Едва успел он отбыть из Константинополя, как в столице произошло страшное землетрясение. Императрица увидела в этом знамение гнева небесного за гонение, которому она подвергла праведника, и возвратила Иоанна с большой торжественностью. Но так как и возвратившись Иоанн не переставал в своих проповедях громить пороки общества, то скоро последовало второе и уже окончательное изгнание его с архиепископской кафедры. Он был в 404 г. сослан в г. Кукуз, в Армении, где пробыл два года; оттуда его отправили в Пициус (Пицунда). Святитель скончался в пути 14-го (27-го по новому стилю) сентября 407 г. в г. Команы, ныне село Коман, Абхазия.
Святитель Иоанн Златоуст был погребён в Команах. В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!». Позднее мощи святителя были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 года мощи Иоанна Златоуста, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова. В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле.
Память 27 января в день перенесения мощей, 30 января в Соборе Вселенских учителей и святителей, 14 сентября в день преставления, 13 ноября — перенесенный день памяти взамен 14 сентября, которое приходится на праздник Воздвижения.
Иоанн Златоуст занимает выдающееся положение как истолкователь св. Писания. Его толкования признаны классическими в христианской литературе. Проповеди Иоанна Златоуста представляют собою ясное и простое изложение христианского нравоучения.
Святой Иоанн Златоуст был величайшим оратором, образцом красноречия. Остались многочисленные сочинения Святого. А красноречие – есть необходимый атрибут не только проповедника, но и адвоката. Не зря некоторое время своей жизни Святой Иоанн Златоуст был адвокатом. Посему и назван он был Златоустом – за златые уста.
Список литературы:
История православной церкви до начала разделения Церквей. К.П. Победоносцев. «Русская симфония». Библиотека Академии Наук. Санкт-Петербург. 2007 г. 328 с.;
Творения Св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Иоанн Златоуст. Изд-во Санкт-Петербургской Духовной Академии. Т. 1-12, СПб. 1895-1906 гг.;
Статья в Википедии. Иоанн Златоуст. ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EE%E0%ED%ED_%C7%EB%E0%F2%EE%F3%F1%F2
Святой Юстиниан (Флавий Пётр Савватий Юстиниан, Юстиниан I или Юстиниан Великий, 483, Тавресий, Верхняя Македония – 14 ноября 565, Константинополь) – византийский император с 1 августа 527 года вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским.
Святой Юстиниан был родом из Болгарии. В его царствование Византия прославилась военными победами в Персии, Африке, Италии, в результате которых искоренялось язычество среди вандалов и вестготов.
По распоряжению императора Юстиниана были закрыты языческие школы в Афинах. С целью распространения христианства в пределах Малой Азии Юстиниан послал туда епископа Ефесского Иоанна, который крестил более 70 тысяч язычников. Император приказал построить для новообращенных 90 церквей, и всегда щедро поддерживал храмовое строительство в империи. Лучшими постройками его времени считаются монастырь на Синае и храм Святой Софии в Константинополе.
При святом Юстиниане было построено особенно много храмов во имя Пресвятой Богородицы. Будучи человеком разносторонне образованным, святой Юстиниан тщательно заботился об образовании церковных клириков и иноков, повелев преподавать им риторику, философию и богословие. Император Иустиниан много сил посвятил борьбе с оригенистами, возрождавшими ересь несториан. Против этих еретических измышлений святой Иустиниан составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий» и ввел обязательное ее пение в церквах. С этого времени и по сегодняшний день эта песнь поется на Божественной литургии перед малым входом. По повелению византийского императора в 553 году был созван Пятый Вселенский Собор, осудивший учение Оригена и подтвердивший определения Халкидонского Собора.
Под руководством императора Юстиниана было составлено полное собрание римских законов, дошедшее до нас под названием «Кодекса Юстиниана». В личной жизни святой Юстиниан соблюдал строгое благочестие, он много и усердно постился. Скончался святой император в 565 году. Вместе с ним к лику святых причислена его супруга и единомышленница, императрица Феодора, скончавшаяся в 548 году.
Юстиниан поставил перед собой задачу собрать накопившийся огромный материал, притом не только leges (императорские законы), но также и ius (сочинения классиков). Весь собранный материал имелось в виду привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить всё устаревшее.
Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. Активное участие в кодификации принимали выдающиеся юристы того времени – Трибониан (начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права).
Работа началась с собрания императорских законов. Комиссия, образованная для этой цели в 528 г., составила уже в 529 г. так называемый Кодекс первого издания не дошедший до нас).
В 530 г. была образована комиссия для кодификации ius, сочинений классиков. В 533 г. был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов по названием Digesta (собранное) или Pandeсtae (всё вмещающее). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг, разделённых на титулы и фрагменты.
В том же 533 г. был обнародован элементарный учебник римского права – Институции, получивший вместе с тем силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырёх книг, разделённых на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая.
Параллельно с этими кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права. Эти законы, известные под названием «50 решений», были использованы в целях пересмотра только что изданного кодекса. В результате этого пересмотра в 534 г. появился кодекс нового издания (сохранившийся), состоявший из 12 книг, разделённых на титулы.
Собранный в Дигестах материал состоял из трёх больших групп:
Из сочинений классиков, относящихся к цивильному праву (libri ad Sabinum);
Из сочинений классиков, посвящённых преторскому эдикту (libri ad edictum);
Из сочинений Папиниана и некоторых других, не попавших в две первые категории.
Составление трёх названных сборников – Институций, Дигест, Кодекса – не могло, разумеется, остановить дальнейшее развитие жизни и устранить потребность в издании новых законов. Юстинианом был издан (после окончания кодификационных работ) ряд законов, которые известны по названием Новелл (т.е. новых законов). Новеллы объединены в сборник уже не Юстинианом, а позднее (до нас дошли некоторые частные собрания).
В Средние века Институции, Дигесты, Кодекс, и Новеллы получили в своей совокупности название Corpus iuris civilis (Свод гражданского права).
Под руководством Святого Императора Юстиниана была проделана величайшая кодификационная работа (одна из величайших в мире). Самое удивительное, что законодательство Юстиниана отличалось беспробельностью. Такому законодательству мог бы позавидовать любой современный законодатель.
Святой Юстиниан является покровителем законодательства. А законодательство красной нитью продевает всю работу адвоката. Поэтому в некоторой мере, Святой Юстиниан является покровителем адвокатуры в целом.
Список литературы:
Римское право. Новицкий И.Б. Учебник для вузов. – М.: ИКД ЗЕРЦАЛО-М, 2003. – 256 с.;
Статья на сайте www.russianchurchusa.org/ru/7/31/24. Житие Святого Императора Юстиниана;
Статья в википедии. Юстиниан I. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%BD_I
Святой мученик Юрий Новицкий (10 ноября 1882 года – 13 августа 1922 года) – профессор юридического факультета, адвокат.
Святой мученик Юрий Новицкий родился 10 ноября 1882 года в г. Умани Киевской губернии в семье мирового судьи Петра Михайловича и его жены Пелагеи Дмитриевны – столбовых дворян. В гимназию Юрий Петрович поступил в Киеве; там и началось его воцерковление: Юрий стал петь и читать на клиросе. В 1908 году, окончив юридический факультет Киевского университета святого Владимира, Юрий Петрович был оставлен стипендиатом для приготовления к профессорскому званию по кафедре уголовного права и уголовного судопроизводства; одновременно он был определен в судебную палату. Вскоре последовала командировка в Германию для продолжения учебы и подготовки диссертации. В 1914 году Юрий Петрович переехал в столицу и стал приват–доцентом Санкт–Петербургского университета, а в 1918 году – профессором, получив известность как выдающийся ученый–криминалист.
Будучи с детства глубоко религиозным человеком, Ю.П. Новицкий принял живое участие в создании в 1920 году «Общества православных приходов» Петрограда и губернии и единодушно был избран председателем правления. После того, как 16 февраля 1922 года ВЦИК принял постановление об изъятии церковных ценностей под предлогом «помощи голодающим», Юрий Петрович, как председатель Общества православных приходов и профессиональный юрист, помогал митрополиту Вениамину вести переговоры с советской властью. Достигнутое «Соглашение об изъятии ценностей из церквей» устанавливало известный контроль со стороны верующих над санкционированным святотатством. Однако кремлевские правители ставили целью спровоцировать столкновение, которое можно было бы использовать в качестве предлога для решительной борьбы с Церковью.
24 марта в «Красной газете» появилось очень резкое «письмо двенадцати», в котором петроградское духовенство обвинялось в контрреволюционных настроениях и желании «оттянуть» сдачу ценностей. Среди авторов письма находились известные активным сотрудничеством с безбожным режимом священники В. Красницкий и А. Введенский, стремившиеся к захвату церковной власти. Митрополит Вениамин запретил Введенского в священнослужении. В ночь с 28 на 29 апреля 1922 года почти все правление «Общества православных приходов», в том числе и Юрий Петрович Новицкий, было арестовано по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей».
Заседания Петроградского губернского революционного трибунала по военному отделению проходили в здании бывшего Дворянского собрания (ныне Большой зал Филармонии) с 10 июня по 5 июля 1922 года. Подсудимые обвинялись в организации преступной контрреволюционной группы, противодействовавшей исполнению декрета Советской власти об изъятия церковных ценностей, что якобы привело к массовым беспорядкам в Петрограде и губернии. Истинная же причина организованной большевиками расправы заключалась в огромном авторитете среди народа митрополита Вениамина и его независимой политике, в частности, отказе отменить «белогвардейский акт отлучения» от Церкви «революционного священника» Введенского.
Главные обвиняемые держали себя спокойно, с большим достоинством. Им было ясно, что результат судебного разбирательства заранее предрешен. 5 июля 1922 года председатель трибунала Н.И. Яковенко огласил приговор. Десять человек присуждались к расстрелу, остальные – к тюремному заключению на разные сроки и к принудительным работам. Несколько позже шести осужденным расстрел был заменен долгосрочным тюремным заключением.
Услышав приговор, митрополит Вениамин произнес: «Слава Тебе, Боже, за все!» Профессор Новицкий заявил, что в приписываемых ему преступлениях он совершенно невиновен, «но, – добавил он, – если кому нужна в этом деле жертва, я готов без ропота встретить смерть, прошу лишь о том, чтобы этим ограничились и пощадили остальных привлеченных». Показательно, что Юрий Петрович пытался переложить на себя часть вины, инкриминируемой его другу, настоятелю Казанского собора протоиерею Николаю Чукову, человеку многодетному.
В ночь на 13 августа, четверо новомучеников – митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Петрович Новицкий и Иван Михайлович Ковшаров были расстреляны, вероятно, на Ржевском полигоне, неподалеку от станции Пороховые по Ириновской железной дороге. Место захоронения их мощей Господь оставил сокрытым.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1992 года Юрий Новицкий причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Список литературы:
Статья на сайте hram.iphil.ru/patrons/yuriy. Святой мученик Юрий Новицкий.
Святые покровители адвокатуры хранят многих верующих адвокатов, хранят они и саму профессию в первую очередь от её тёмных пятен, от недобросовестности.
Якимович Алексей Михайлович
Оригинал статьи: advokaaat.ru/pokroviteli_advokaturi.html
Многие профессии имеют своих небесных покровителей. Не исключение и профессия адвоката. Тем не менее, мало кто знает, что эта профессия имеет целых трёх святых покровителей – достаточно известных святых в православном мире.
Святой Иоанн Златоуст (ок. 347 – 14 сентября 407 после Р.Х.) – архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием и Григорием Богословом.
Иоанн, «светильник мира, учитель вселенной, столп и утверждение Церкви», представляет собой самый величавый образ проповедника первых веков христианства.
Родился в Антиохии в 347 году, в богатой и знатной семье. Отец его скончался, когда он был младенцем в колыбели; а матери его Анфусе тогда не было ещё 20 лет. Всей душой мать привязалась к своему ребёнку.
Образование Иоанн получил в школах языческих, так как, по повелению императора Юлиана (Юлиан Отступник), в христианских школах было воспрещено преподавание высших наук. Своими блистательными способностями и столь же блистательными успехами он поражал и товарищей, и преподавателей.
По выходе из языческой школы Иоанн Златоуст работал адвокатом.Затем он решил принять Святое Крещение. Принял он крещение от Антиохийского епископа Мелетия, который, узнав его, полюбил и назначил чтецом при церкви в 370 году.
С 372 года Иоанн продолжал богословское образование у Картерия и у одного из лучших христианских учёных того времени Диодора, от которого усвоил антиохийский рациональный метод толкования Священного Писания.
Удалившись в пустыню, Иоанн провёл там четыре года в обществе монахов, а затем ещё два года в полном уединении. В пустыне Иоанн Златоуст написал несколько сочинений. Непомерный аскетизм расстроил здоровье Иоанна, и он возвратился в Антиохию, где в 381 году был посвящён в диакона.
Посещая богатых, чтобы от них испрашивать подаяния для бедных, и бедных, чтобы помогать им, Иоанн Златоуст в пятилетнее диаконство, равно как и в последовавшее двенадцатилетнее священство, приобрёл всестороннее знание жизни и людей.
Будучи пресвитером Иоанн Златоуст говорил проповеди по крайней мере один раз в неделю, нередко и каждый день, то после предварительного приготовления, то после некоторого размышления, а чаще всего – импровизируя. Скорописцы записывали каждую беседу Иоанна Златоуста.
В 397 году Иоанн был избран в архиепископы Константинополя. Избрание смиренного пресвитера, человека без всяких связей и знакомств в столице, на пост первого лица церкви вооружило против него многих; еще более увеличилось недовольство, когда он, вопреки примеру своего предшественника, не хотел устраивать и не посещал пиры в домах вельмож. Обличения роскоши и суетности константинопольских дам императрица Евдоксия приняла за личное оскорбление. Наконец был составлен собор из личных врагов Иоанна Златоуста, который осудил его, и он был отправлен в заточение. Едва успел он отбыть из Константинополя, как в столице произошло страшное землетрясение. Императрица увидела в этом знамение гнева небесного за гонение, которому она подвергла праведника, и возвратила Иоанна с большой торжественностью. Но так как и возвратившись Иоанн не переставал в своих проповедях громить пороки общества, то скоро последовало второе и уже окончательное изгнание его с архиепископской кафедры. Он был в 404 г. сослан в г. Кукуз, в Армении, где пробыл два года; оттуда его отправили в Пициус (Пицунда). Святитель скончался в пути 14-го (27-го по новому стилю) сентября 407 г. в г. Команы, ныне село Коман, Абхазия.
Святитель Иоанн Златоуст был погребён в Команах. В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!». Позднее мощи святителя были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 года мощи Иоанна Златоуста, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова. В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле.
Память 27 января в день перенесения мощей, 30 января в Соборе Вселенских учителей и святителей, 14 сентября в день преставления, 13 ноября — перенесенный день памяти взамен 14 сентября, которое приходится на праздник Воздвижения.
Иоанн Златоуст занимает выдающееся положение как истолкователь св. Писания. Его толкования признаны классическими в христианской литературе. Проповеди Иоанна Златоуста представляют собою ясное и простое изложение христианского нравоучения.
Святой Иоанн Златоуст был величайшим оратором, образцом красноречия. Остались многочисленные сочинения Святого. А красноречие – есть необходимый атрибут не только проповедника, но и адвоката. Не зря некоторое время своей жизни Святой Иоанн Златоуст был адвокатом. Посему и назван он был Златоустом – за златые уста.
Список литературы:
История православной церкви до начала разделения Церквей. К.П. Победоносцев. «Русская симфония». Библиотека Академии Наук. Санкт-Петербург. 2007 г. 328 с.;
Творения Св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Иоанн Златоуст. Изд-во Санкт-Петербургской Духовной Академии. Т. 1-12, СПб. 1895-1906 гг.;
Статья в Википедии. Иоанн Златоуст. ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EE%E0%ED%ED_%C7%EB%E0%F2%EE%F3%F1%F2
Святой Юстиниан (Флавий Пётр Савватий Юстиниан, Юстиниан I или Юстиниан Великий, 483, Тавресий, Верхняя Македония – 14 ноября 565, Константинополь) – византийский император с 1 августа 527 года вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским.
Святой Юстиниан был родом из Болгарии. В его царствование Византия прославилась военными победами в Персии, Африке, Италии, в результате которых искоренялось язычество среди вандалов и вестготов.
По распоряжению императора Юстиниана были закрыты языческие школы в Афинах. С целью распространения христианства в пределах Малой Азии Юстиниан послал туда епископа Ефесского Иоанна, который крестил более 70 тысяч язычников. Император приказал построить для новообращенных 90 церквей, и всегда щедро поддерживал храмовое строительство в империи. Лучшими постройками его времени считаются монастырь на Синае и храм Святой Софии в Константинополе.
При святом Юстиниане было построено особенно много храмов во имя Пресвятой Богородицы. Будучи человеком разносторонне образованным, святой Юстиниан тщательно заботился об образовании церковных клириков и иноков, повелев преподавать им риторику, философию и богословие. Император Иустиниан много сил посвятил борьбе с оригенистами, возрождавшими ересь несториан. Против этих еретических измышлений святой Иустиниан составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий» и ввел обязательное ее пение в церквах. С этого времени и по сегодняшний день эта песнь поется на Божественной литургии перед малым входом. По повелению византийского императора в 553 году был созван Пятый Вселенский Собор, осудивший учение Оригена и подтвердивший определения Халкидонского Собора.
Под руководством императора Юстиниана было составлено полное собрание римских законов, дошедшее до нас под названием «Кодекса Юстиниана». В личной жизни святой Юстиниан соблюдал строгое благочестие, он много и усердно постился. Скончался святой император в 565 году. Вместе с ним к лику святых причислена его супруга и единомышленница, императрица Феодора, скончавшаяся в 548 году.
Юстиниан поставил перед собой задачу собрать накопившийся огромный материал, притом не только leges (императорские законы), но также и ius (сочинения классиков). Весь собранный материал имелось в виду привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить всё устаревшее.
Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. Активное участие в кодификации принимали выдающиеся юристы того времени – Трибониан (начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права).
Работа началась с собрания императорских законов. Комиссия, образованная для этой цели в 528 г., составила уже в 529 г. так называемый Кодекс первого издания не дошедший до нас).
В 530 г. была образована комиссия для кодификации ius, сочинений классиков. В 533 г. был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов по названием Digesta (собранное) или Pandeсtae (всё вмещающее). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг, разделённых на титулы и фрагменты.
В том же 533 г. был обнародован элементарный учебник римского права – Институции, получивший вместе с тем силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырёх книг, разделённых на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая.
Параллельно с этими кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права. Эти законы, известные под названием «50 решений», были использованы в целях пересмотра только что изданного кодекса. В результате этого пересмотра в 534 г. появился кодекс нового издания (сохранившийся), состоявший из 12 книг, разделённых на титулы.
Собранный в Дигестах материал состоял из трёх больших групп:
Из сочинений классиков, относящихся к цивильному праву (libri ad Sabinum);
Из сочинений классиков, посвящённых преторскому эдикту (libri ad edictum);
Из сочинений Папиниана и некоторых других, не попавших в две первые категории.
Составление трёх названных сборников – Институций, Дигест, Кодекса – не могло, разумеется, остановить дальнейшее развитие жизни и устранить потребность в издании новых законов. Юстинианом был издан (после окончания кодификационных работ) ряд законов, которые известны по названием Новелл (т.е. новых законов). Новеллы объединены в сборник уже не Юстинианом, а позднее (до нас дошли некоторые частные собрания).
В Средние века Институции, Дигесты, Кодекс, и Новеллы получили в своей совокупности название Corpus iuris civilis (Свод гражданского права).
Под руководством Святого Императора Юстиниана была проделана величайшая кодификационная работа (одна из величайших в мире). Самое удивительное, что законодательство Юстиниана отличалось беспробельностью. Такому законодательству мог бы позавидовать любой современный законодатель.
Святой Юстиниан является покровителем законодательства. А законодательство красной нитью продевает всю работу адвоката. Поэтому в некоторой мере, Святой Юстиниан является покровителем адвокатуры в целом.
Список литературы:
Римское право. Новицкий И.Б. Учебник для вузов. – М.: ИКД ЗЕРЦАЛО-М, 2003. – 256 с.;
Статья на сайте www.russianchurchusa.org/ru/7/31/24. Житие Святого Императора Юстиниана;
Статья в википедии. Юстиниан I. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%BD_I
Святой мученик Юрий Новицкий (10 ноября 1882 года – 13 августа 1922 года) – профессор юридического факультета, адвокат.
Святой мученик Юрий Новицкий родился 10 ноября 1882 года в г. Умани Киевской губернии в семье мирового судьи Петра Михайловича и его жены Пелагеи Дмитриевны – столбовых дворян. В гимназию Юрий Петрович поступил в Киеве; там и началось его воцерковление: Юрий стал петь и читать на клиросе. В 1908 году, окончив юридический факультет Киевского университета святого Владимира, Юрий Петрович был оставлен стипендиатом для приготовления к профессорскому званию по кафедре уголовного права и уголовного судопроизводства; одновременно он был определен в судебную палату. Вскоре последовала командировка в Германию для продолжения учебы и подготовки диссертации. В 1914 году Юрий Петрович переехал в столицу и стал приват–доцентом Санкт–Петербургского университета, а в 1918 году – профессором, получив известность как выдающийся ученый–криминалист.
Будучи с детства глубоко религиозным человеком, Ю.П. Новицкий принял живое участие в создании в 1920 году «Общества православных приходов» Петрограда и губернии и единодушно был избран председателем правления. После того, как 16 февраля 1922 года ВЦИК принял постановление об изъятии церковных ценностей под предлогом «помощи голодающим», Юрий Петрович, как председатель Общества православных приходов и профессиональный юрист, помогал митрополиту Вениамину вести переговоры с советской властью. Достигнутое «Соглашение об изъятии ценностей из церквей» устанавливало известный контроль со стороны верующих над санкционированным святотатством. Однако кремлевские правители ставили целью спровоцировать столкновение, которое можно было бы использовать в качестве предлога для решительной борьбы с Церковью.
24 марта в «Красной газете» появилось очень резкое «письмо двенадцати», в котором петроградское духовенство обвинялось в контрреволюционных настроениях и желании «оттянуть» сдачу ценностей. Среди авторов письма находились известные активным сотрудничеством с безбожным режимом священники В. Красницкий и А. Введенский, стремившиеся к захвату церковной власти. Митрополит Вениамин запретил Введенского в священнослужении. В ночь с 28 на 29 апреля 1922 года почти все правление «Общества православных приходов», в том числе и Юрий Петрович Новицкий, было арестовано по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей».
Заседания Петроградского губернского революционного трибунала по военному отделению проходили в здании бывшего Дворянского собрания (ныне Большой зал Филармонии) с 10 июня по 5 июля 1922 года. Подсудимые обвинялись в организации преступной контрреволюционной группы, противодействовавшей исполнению декрета Советской власти об изъятия церковных ценностей, что якобы привело к массовым беспорядкам в Петрограде и губернии. Истинная же причина организованной большевиками расправы заключалась в огромном авторитете среди народа митрополита Вениамина и его независимой политике, в частности, отказе отменить «белогвардейский акт отлучения» от Церкви «революционного священника» Введенского.
Главные обвиняемые держали себя спокойно, с большим достоинством. Им было ясно, что результат судебного разбирательства заранее предрешен. 5 июля 1922 года председатель трибунала Н.И. Яковенко огласил приговор. Десять человек присуждались к расстрелу, остальные – к тюремному заключению на разные сроки и к принудительным работам. Несколько позже шести осужденным расстрел был заменен долгосрочным тюремным заключением.
Услышав приговор, митрополит Вениамин произнес: «Слава Тебе, Боже, за все!» Профессор Новицкий заявил, что в приписываемых ему преступлениях он совершенно невиновен, «но, – добавил он, – если кому нужна в этом деле жертва, я готов без ропота встретить смерть, прошу лишь о том, чтобы этим ограничились и пощадили остальных привлеченных». Показательно, что Юрий Петрович пытался переложить на себя часть вины, инкриминируемой его другу, настоятелю Казанского собора протоиерею Николаю Чукову, человеку многодетному.
В ночь на 13 августа, четверо новомучеников – митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Петрович Новицкий и Иван Михайлович Ковшаров были расстреляны, вероятно, на Ржевском полигоне, неподалеку от станции Пороховые по Ириновской железной дороге. Место захоронения их мощей Господь оставил сокрытым.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1992 года Юрий Новицкий причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Список литературы:
Статья на сайте hram.iphil.ru/patrons/yuriy. Святой мученик Юрий Новицкий.
Святые покровители адвокатуры хранят многих верующих адвокатов, хранят они и саму профессию в первую очередь от её тёмных пятен, от недобросовестности.
Якимович Алексей Михайлович
Оригинал статьи: advokaaat.ru/pokroviteli_advokaturi.html
4 комментария