Artem Minasyan →  История возникновения международного женского дня – 8 Марта

Начало весны у многих людей ассоциируется с тюльпанами, пением птиц и, конечно, Международным женским днем.
Наверняка не все знают историю праздника, который мы ежегодно отмечаем 8 марта.
Немногим известно, но аналог праздника 8 марта существовал еще в Древнем Риме.
В этот день матроны — свободно рожденные женщины, состоящие в браке, получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки.
В этот день девушек освобождали от работы, они одевали самые лучшие наряды и вплетали в волосы цветы — в этот день поклонялись богине Весте, которая являлась хранительницей домашнего очага. Праздник был чрезвычайно популярен и бесследно исчез с наступлением Средневековья. В «темные» века женщины лишились всех прав, которые когда-либо имели.
Так почему же Международный женский день празднуется именно 8 марта? Оказывается, что особых причин для этого никаких нет.
А началось все в Нью-Йорке весной 1857 года, когда текстильщицы прошлись маршем по Манхэттену с требованием сокращения рабочего дня, улучшения условий труда и равную с мужчинами заработную плату. Ведь тогда женщины работали по 16 часов в сутки и получали за это копейки. Демонстрацию естественно разогнали, но шума в связи со своей необычностью она наделала изрядно. Это событие даже стали называть «Женским днем». Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10-и часового рабочего дня.
Прошло более 50-ти лет и в последнее воскресенье февраля уже 1908 года, тысячи женщин, вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Демонстрация эта, как можно догадаться, была приурочена к тому самому «Женскому дню» 1857 года. Женщины вновь стали требовать избирательного голоса, выступили против ужасных условий труда, и в особенности против труда детей. Полиция получила приказ разогнать демонстрацию. В ход были пущены шланги с грязной ледяной водой.
продолжение…

14 комментариев

Айбек Ахмедов
Артем! Спасибо! Хороший пост! Я запостил у себя на ФБ!
1
Artem Minasyan
Айбек! Спасибо за комментарий :)
2
Арiстархъ Солнечный
Восьмое марта часто называют «Днем женщины». Но это не день женщины как женщины. 8 марта – не день женщины, а день женщины-революционерки (На заре революции «Правда» называла его – «день женского Рабочего Интернационала», и возглашала здравицы: «Слава женщине! Слава Интернационалу» («Великий день», «Правда», 7 марта 1917).

Понятна потребность революционного движения иметь свои праздники вместо традиционно-народных, церковных и государственных. Но почему днем, когда революционерки должны были выходить на улицы и декларировать свою нерушимую убежденность в грядущей эмансипации, было определено именно 8 марта? Кого уволили с работы в этот день? Кого бросили в тюрьму? Кто из лидеров демдвижения родился в этот день? Ответа нет.

Значит, мотивы для такого решения были не социальными, не историческими, не публичными. Что-то личное ассоциировалось у творцов этого праздника с этой датой. Что? Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков?

Раз мотивы были личными – значит, надо присмотреться к личностям. Этот портретный ряд знаком нам с юности. Но только недавно позволили мы себе заметить, что роднили этих героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала, а еще и этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален.

Вспомнив это обстоятельство, попробуем вжиться в мир этих людей. Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд, использовать женскую энергию для борьбы с «эксплуататорами». И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки. Какому дню придать такое значение? Какую женщину взять за идеал?

Француз при такой постановке вопроса сразу вспомнил бы Жанну д'Арк. Но Клара Цеткин – еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. А в этой истории была такая фигура – Эсфирь.

Память о тех событиях сохранилась в веках. И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи). Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать «Международный женский день», праздник Пурима пришелся на 8 марта.

Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: сразу было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-воительницу Эсфирь. То есть – поздравлять с Пуримом, пусть даже и не сознавая этого.

Этот замысел был бы безобиден, если бы праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жатвы или Новолетия. Но Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию.

Это не религиозный праздник. Так о нем говорит «Еврейская энциклопедия», подчеркивающая, что этот праздник «не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием» (Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем, т. 13. М., Терра, 1991, стб. 123).

Окончился вавилонский плен евреев. Желающие могли вернуться в Иерусалим. Правда, оказалось, что желающих вернуться на родину значительно меньше, чем можно было представить по предшествовавшим освобождению плачам и требованиям (из проклинаемой «тюрьмы народов» – России – при открытии ее границ также уехало гораздо меньше евреев, чем хотелось бы лидерам сионистского движения). Тысячи еврейских семей остались жить в городах персидской империи, и причем в положении отнюдь не рабском.

Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал? Персы покорили Иерусалим или евреи захватили Вавилон? Как обычно в подобных ситуациях, последним институтом власти, который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать, оказываются «силовые структуры». И вот персидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу (события происходят около 480 г. до Рождества Христова) и делится своими печальными наблюдениями. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь. Царь не знает о ее национальности. И вот, в минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает из супруга признания и обещания: ты любишь меня? значит, ты любишь тех, кого я люблю? значит, ты любишь мой народ? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит меня? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит моих друзей и родственников? значит, ты ненавидишь ненавистников моего народа? Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты считаешь и своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев…

В итоге в день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля – начало марта) во все города империи приходит царское повеление. Царь позволил Эсфири и ее двоюродному брату Мардохею составить такой указ: «напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем… И позваны были царские писцы и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя – о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» (Есф. 8,8-11)

В течение двух дней «все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле» (Есф. 9,3-5). Аман был повешен с десятью его детьми. Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена.

Возникает вопрос: как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня? Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы – мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о «веселом празднике Пурим»?

А праздник этот очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: «После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами „проклят Аман“ и „благословен Мардохей“» (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на будни, Субботу и Праздники. (Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. 664). Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием «уши Амана» (Еврейская энциклопедия, т. 13, стб. 126). Говорят, это знакомые нам всем треугольные пирожки из слоеного теста с мясом внутри. Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: «милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага?».

И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов «существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать» (там же, стб. 124).

Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?

Статья целиком.
1
Арiстархъ Солнечный
Женщинам на 8 марта

Я Клару не люблю, и Цеткин – тоже.
Вот Розу Люксембург простить бы смог:
В конце концов, на что это похоже,
Когда стреляют женщине в висок?!

И даже, если б жил я в Древнем мире
(Жаль, в этом мире я – не старожил!),
Не стал стрелять бы в голову Эсфири –
Ее бы я подушкой задушил!

А на дворе – весна и время фарта,
И каждый женский Лик – неповторим!
К тому же я узнал: восьмое марта
Вновь не совпало с датою «пурим».

Поэтому, откинув прочь сомненья,
Я русских женщин славлю в этот час,
Ведь жизнь свою без тени сожаленья
Я отдал бы за каждую из вас!

Удачи вам, Велеси, Раты, Влъды,
(Простите все, кого я не назвал!),
Прошу, чтоб Род наш в новый День Победы
Богиням русским счастье даровал!
1
Artem Minasyan
Аристарх, Великолепно!
Признаюсь честно, я не увидел прямой, непосредственной связи между Международным днем солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие и отмены детского труда и праздником Пурим.
Но версия мне очень понравилось!
Можете назвать литературу-источник? Или это Ваше изложение на основании нескольких источников?
0
Арiстархъ Солнечный
Вы наверное не заметили, — в конце я дал ссылочку на полную версию статьи.
Это один из множества източников.
0
Artem Minasyan
Да, действительно не заметил. Спасибо!
0
Artem Minasyan
Аристарх, при все при этом, согласитесь, что приятнее думать об этом как о ярком, красивом, нежном празднике безграничной любви, верности и преданности мужчин к своим женщинам.
К тем, кто в младенчестве, ночи напролет проводила у наших кроваток при каждом шорохе.
К тем, кто в юности сопереживала нашим неудачам, и радовался нашим победам.
К тем, кто молодости делила с нами наши взлеты и падения.
К тем, кто поклялась провести остаток дней в горести и в радости вместе с нами.
К тем, кто защищает наши тылы, пока мы «бьемся за место под солнцем».
К тем, кто с распростертыми объятиями бежит к нам навстречу со словами «папа пришел», когда мы возвращаемся домой.
К тем, кто нежно прикладывает свою головушку нам на плечо, и нежно обнимает своими ручками.
Разумеется у каждого из них есть свой день: день матери, день ребенка, правда нет дня жены или супруги, но есть дни влюбленных.
Разве они не заслуживают одного дня в году, одного на всех, пусть даже и появившегося такой ценой?
0
Арiстархъ Солнечный
Согласен — приятнее думать о приятном. Эnо как раз и отражает мноюприведённый стих :-)

«Разве они не заслуживают одного дня в году, одного на всех, пусть даже и появившегося такой ценой? » — они заслуживают к себе мужского заботливого внимания и любви КАЖДЫЙ день, а не в 1 из 365 в году. Любимой женщине приятное по-моему разумнее делать не только по календарным праздникам (которые будто обязывают на это), а от сердца и в обычные дни. Для проявления заботы не обязательно дожидаться каких-то определённых дат.
0
Artem Minasyan
Разумеется. Именно так и ведут себя достойные мужи человечества. Говоря про один день в году я имел в виду один особенный день, не такой как все. Мне кажется такой день с должен быть. День, в который наши женщины в разы больше и сильней ощущают нашу любовь.
0
Artem Minasyan
Аристарх, еще раз спасибо за ссылочку.
Я ознакомился с содержанием сайта. У меня сложилось впечатление что публикация носит антисемитский характер. Я достаточно прочитал об истории еврейской нации и ее влияния на мировую историю вплоть до современности. Читал источники о теории золотого миллиарда и многое другое. Но, возможно, в силу того что я противник националистических лозунгов, то ли в силу внутреннего не желания принимать это за истину, мне приятнее думать, о другой версии происхождения Международного женского дня.
А Вам все равно спасибо за ссылку — очень интересно, но есть внутреннее сопротивление, с которым я пока не хочу бороться.
0
Арiстархъ Солнечный
Artem, честно говоря, мне тоже неприятно ощущение упомянутой связи между событиями (образы возникают печальные). Правда бывает горькой, приятнее жить в иллюзиях. Цель инфорации — чтобы читатель задумался и сам начал анализировать ситуации (а не воспринимать «на веру» всё то что ему преподносят СМИ).
Прошу точнее относиться к понятиям. Представителями семитского народа являются также арабы, по отношению к которым евреи очень давно испытывают вражду. Поэтому ярким примером антисемитизма являются сами евреи. Описание событий прошлого и цитирование документов не выражает ещё никаких «анти-».
0
Artem Minasyan
Аристарх, между описанием событий, т.е. констатацией фактов, и отстаиванием позиции согласно определенным историческим событиям есть разница.
Описание событий — без ложной скромности, пост который я опубликовал, есть описание событий, по крайней мере, одна из версий. Пост не содержит оценок событий тех времен, либо иных призывов.
Ваш комментарий к посту мне искренне понравился, и нравился до тех пор пока я не заметил нотки неких приоценивать значимость и влияние событий описанных в посте на современность или на ход развития истории.
0
Artem Minasyan
прошу прощения не дописал и случайно нажал enter…

Ваш комментарий к посту мне искренне понравился, и нравился до тех пор пока я не заметил нотки та:
националистических призывов, цитирую часть Вашего комента:
Возникает вопрос: как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня? Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы – мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей?
Вы хотите сказать что это описание событий? По Вашему это не призыв к «ненависти» к одной из наций мира?

И еще, цитирую:
Правда бывает горькой, приятнее жить в иллюзиях. Цель инфорации — чтобы читатель задумался и сам начал анализировать ситуации (а не воспринимать «на веру» всё то что ему преподносят СМИ)

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)
Это ст. 2 ФЗ «О средствах массовой информации»

Сре?дства ма?ссовой информа?ции (СМИ) понимается как средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.
так трактует понятие СМИ Википедия.
Аристарх, сайт, ссылку на которую Вы дали, не является средством массовой информации? Авторы постов этого информационного ресурса не пытаются навязать свое мнение неограниченному кругу лиц, задавая провокационные вопросы, которые Вы же процитировали в посте?
0