Artem Minasyan → История возникновения международного женского дня – 8 Марта
Начало весны у многих людей ассоциируется с тюльпанами, пением птиц и, конечно, Международным женским днем.
Наверняка не все знают историю праздника, который мы ежегодно отмечаем 8 марта.
Немногим известно, но аналог праздника 8 марта существовал еще в Древнем Риме.
В этот день матроны — свободно рожденные женщины, состоящие в браке, получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки.
В этот день девушек освобождали от работы, они одевали самые лучшие наряды и вплетали в волосы цветы — в этот день поклонялись богине Весте, которая являлась хранительницей домашнего очага. Праздник был чрезвычайно популярен и бесследно исчез с наступлением Средневековья. В «темные» века женщины лишились всех прав, которые когда-либо имели.
Так почему же Международный женский день празднуется именно 8 марта? Оказывается, что особых причин для этого никаких нет.
А началось все в Нью-Йорке весной 1857 года, когда текстильщицы прошлись маршем по Манхэттену с требованием сокращения рабочего дня, улучшения условий труда и равную с мужчинами заработную плату. Ведь тогда женщины работали по 16 часов в сутки и получали за это копейки. Демонстрацию естественно разогнали, но шума в связи со своей необычностью она наделала изрядно. Это событие даже стали называть «Женским днем». Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10-и часового рабочего дня.
Прошло более 50-ти лет и в последнее воскресенье февраля уже 1908 года, тысячи женщин, вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Демонстрация эта, как можно догадаться, была приурочена к тому самому «Женскому дню» 1857 года. Женщины вновь стали требовать избирательного голоса, выступили против ужасных условий труда, и в особенности против труда детей. Полиция получила приказ разогнать демонстрацию. В ход были пущены шланги с грязной ледяной водой.
продолжение…
Наверняка не все знают историю праздника, который мы ежегодно отмечаем 8 марта.
Немногим известно, но аналог праздника 8 марта существовал еще в Древнем Риме.
В этот день матроны — свободно рожденные женщины, состоящие в браке, получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки.
В этот день девушек освобождали от работы, они одевали самые лучшие наряды и вплетали в волосы цветы — в этот день поклонялись богине Весте, которая являлась хранительницей домашнего очага. Праздник был чрезвычайно популярен и бесследно исчез с наступлением Средневековья. В «темные» века женщины лишились всех прав, которые когда-либо имели.
Так почему же Международный женский день празднуется именно 8 марта? Оказывается, что особых причин для этого никаких нет.
А началось все в Нью-Йорке весной 1857 года, когда текстильщицы прошлись маршем по Манхэттену с требованием сокращения рабочего дня, улучшения условий труда и равную с мужчинами заработную плату. Ведь тогда женщины работали по 16 часов в сутки и получали за это копейки. Демонстрацию естественно разогнали, но шума в связи со своей необычностью она наделала изрядно. Это событие даже стали называть «Женским днем». Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10-и часового рабочего дня.
Прошло более 50-ти лет и в последнее воскресенье февраля уже 1908 года, тысячи женщин, вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Демонстрация эта, как можно догадаться, была приурочена к тому самому «Женскому дню» 1857 года. Женщины вновь стали требовать избирательного голоса, выступили против ужасных условий труда, и в особенности против труда детей. Полиция получила приказ разогнать демонстрацию. В ход были пущены шланги с грязной ледяной водой.
продолжение…
Понятна потребность революционного движения иметь свои праздники вместо традиционно-народных, церковных и государственных. Но почему днем, когда революционерки должны были выходить на улицы и декларировать свою нерушимую убежденность в грядущей эмансипации, было определено именно 8 марта? Кого уволили с работы в этот день? Кого бросили в тюрьму? Кто из лидеров демдвижения родился в этот день? Ответа нет.
Значит, мотивы для такого решения были не социальными, не историческими, не публичными. Что-то личное ассоциировалось у творцов этого праздника с этой датой. Что? Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков?
Раз мотивы были личными – значит, надо присмотреться к личностям. Этот портретный ряд знаком нам с юности. Но только недавно позволили мы себе заметить, что роднили этих героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала, а еще и этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален.
Вспомнив это обстоятельство, попробуем вжиться в мир этих людей. Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд, использовать женскую энергию для борьбы с «эксплуататорами». И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки. Какому дню придать такое значение? Какую женщину взять за идеал?
Француз при такой постановке вопроса сразу вспомнил бы Жанну д'Арк. Но Клара Цеткин – еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. А в этой истории была такая фигура – Эсфирь.
Память о тех событиях сохранилась в веках. И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи). Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать «Международный женский день», праздник Пурима пришелся на 8 марта.
Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: сразу было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-воительницу Эсфирь. То есть – поздравлять с Пуримом, пусть даже и не сознавая этого.
Этот замысел был бы безобиден, если бы праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жатвы или Новолетия. Но Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию.
Это не религиозный праздник. Так о нем говорит «Еврейская энциклопедия», подчеркивающая, что этот праздник «не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием» (Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем, т. 13. М., Терра, 1991, стб. 123).
Окончился вавилонский плен евреев. Желающие могли вернуться в Иерусалим. Правда, оказалось, что желающих вернуться на родину значительно меньше, чем можно было представить по предшествовавшим освобождению плачам и требованиям (из проклинаемой «тюрьмы народов» – России – при открытии ее границ также уехало гораздо меньше евреев, чем хотелось бы лидерам сионистского движения). Тысячи еврейских семей остались жить в городах персидской империи, и причем в положении отнюдь не рабском.
Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал? Персы покорили Иерусалим или евреи захватили Вавилон? Как обычно в подобных ситуациях, последним институтом власти, который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать, оказываются «силовые структуры». И вот персидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу (события происходят около 480 г. до Рождества Христова) и делится своими печальными наблюдениями. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь. Царь не знает о ее национальности. И вот, в минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает из супруга признания и обещания: ты любишь меня? значит, ты любишь тех, кого я люблю? значит, ты любишь мой народ? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит меня? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит моих друзей и родственников? значит, ты ненавидишь ненавистников моего народа? Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты считаешь и своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев…
В итоге в день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля – начало марта) во все города империи приходит царское повеление. Царь позволил Эсфири и ее двоюродному брату Мардохею составить такой указ: «напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем… И позваны были царские писцы и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя – о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» (Есф. 8,8-11)
В течение двух дней «все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле» (Есф. 9,3-5). Аман был повешен с десятью его детьми. Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена.
Возникает вопрос: как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня? Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы – мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о «веселом празднике Пурим»?
А праздник этот очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: «После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами „проклят Аман“ и „благословен Мардохей“» (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на будни, Субботу и Праздники. (Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. 664). Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием «уши Амана» (Еврейская энциклопедия, т. 13, стб. 126). Говорят, это знакомые нам всем треугольные пирожки из слоеного теста с мясом внутри. Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: «милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага?».
И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов «существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать» (там же, стб. 124).
Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?
Статья целиком.
Я Клару не люблю, и Цеткин – тоже.
Вот Розу Люксембург простить бы смог:
В конце концов, на что это похоже,
Когда стреляют женщине в висок?!
И даже, если б жил я в Древнем мире
(Жаль, в этом мире я – не старожил!),
Не стал стрелять бы в голову Эсфири –
Ее бы я подушкой задушил!
А на дворе – весна и время фарта,
И каждый женский Лик – неповторим!
К тому же я узнал: восьмое марта
Вновь не совпало с датою «пурим».
Поэтому, откинув прочь сомненья,
Я русских женщин славлю в этот час,
Ведь жизнь свою без тени сожаленья
Я отдал бы за каждую из вас!
Удачи вам, Велеси, Раты, Влъды,
(Простите все, кого я не назвал!),
Прошу, чтоб Род наш в новый День Победы
Богиням русским счастье даровал!
Признаюсь честно, я не увидел прямой, непосредственной связи между Международным днем солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие и отмены детского труда и праздником Пурим.
Но версия мне очень понравилось!
Можете назвать литературу-источник? Или это Ваше изложение на основании нескольких источников?
Это один из множества източников.
К тем, кто в младенчестве, ночи напролет проводила у наших кроваток при каждом шорохе.
К тем, кто в юности сопереживала нашим неудачам, и радовался нашим победам.
К тем, кто молодости делила с нами наши взлеты и падения.
К тем, кто поклялась провести остаток дней в горести и в радости вместе с нами.
К тем, кто защищает наши тылы, пока мы «бьемся за место под солнцем».
К тем, кто с распростертыми объятиями бежит к нам навстречу со словами «папа пришел», когда мы возвращаемся домой.
К тем, кто нежно прикладывает свою головушку нам на плечо, и нежно обнимает своими ручками.
Разумеется у каждого из них есть свой день: день матери, день ребенка, правда нет дня жены или супруги, но есть дни влюбленных.
Разве они не заслуживают одного дня в году, одного на всех, пусть даже и появившегося такой ценой?
«Разве они не заслуживают одного дня в году, одного на всех, пусть даже и появившегося такой ценой? » — они заслуживают к себе мужского заботливого внимания и любви КАЖДЫЙ день, а не в 1 из 365 в году. Любимой женщине приятное по-моему разумнее делать не только по календарным праздникам (которые будто обязывают на это), а от сердца и в обычные дни. Для проявления заботы не обязательно дожидаться каких-то определённых дат.
Я ознакомился с содержанием сайта. У меня сложилось впечатление что публикация носит антисемитский характер. Я достаточно прочитал об истории еврейской нации и ее влияния на мировую историю вплоть до современности. Читал источники о теории золотого миллиарда и многое другое. Но, возможно, в силу того что я противник националистических лозунгов, то ли в силу внутреннего не желания принимать это за истину, мне приятнее думать, о другой версии происхождения Международного женского дня.
А Вам все равно спасибо за ссылку — очень интересно, но есть внутреннее сопротивление, с которым я пока не хочу бороться.
Прошу точнее относиться к понятиям. Представителями семитского народа являются также арабы, по отношению к которым евреи очень давно испытывают вражду. Поэтому ярким примером антисемитизма являются сами евреи. Описание событий прошлого и цитирование документов не выражает ещё никаких «анти-».
Описание событий — без ложной скромности, пост который я опубликовал, есть описание событий, по крайней мере, одна из версий. Пост не содержит оценок событий тех времен, либо иных призывов.
Ваш комментарий к посту мне искренне понравился, и нравился до тех пор пока я не заметил нотки неких приоценивать значимость и влияние событий описанных в посте на современность или на ход развития истории.
Ваш комментарий к посту мне искренне понравился, и нравился до тех пор пока я не заметил нотки та:
националистических призывов, цитирую часть Вашего комента:
И еще, цитирую:
Аристарх, сайт, ссылку на которую Вы дали, не является средством массовой информации? Авторы постов этого информационного ресурса не пытаются навязать свое мнение неограниченному кругу лиц, задавая провокационные вопросы, которые Вы же процитировали в посте?