Ирина Симонова → Проблемы профилактики наркомании среди молодежи в учреждениях высшего профессионального образования
В Российском обществе наблюдается кризис целевых жизненных ценностей и правовой нигилизм, выражающий противоречие между идеями правового государства и реальным отношением граждан к правопорядку. На данный момент достаточно распространенный характер в повседневной жизни населения приобрели такие явления как юридическое невежество, неразвитое и деформированное правосознание, дефицит политико-правовой культуры. В этой связи, молодежь, являясь одной из самых незащищенных групп населения, оказавшись в сложных жизненных ситуациях, порой становится субъектом, легко вовлекаемым в криминальную среду, наркоманию и алкоголизм, иное девиантное поведение.
«Преступность, насилие из отдельных антисоциальных явлений, фактов становится неотъемлемым компонентом окружающей молодого человека социальной среды, и как результат этого влияния – различные формы социаль¬ной девиации». «Социальная дезорганизация, резкое ухудшение криминогенной обстановки и рост явлений девиантного поведения приводит к формированию в рамках молодежной субкультуры определенного образа жизни, неразрывно связанного с потреблением наркотиков»
Наркомания уже стала в России важнейшим фактором социальной дезорганизации, так как представляет большую угрозу нормальному функционированию всего общественного организма. Так, по данным Белгородского областного наркологического диспансера, в соответствии с которыми с 1 января по 31 декабря 2010 года было освидетельствовано (положительной пробой анализа) на предмет потребления наркотических средств 593 человека, из них 558 мужчин и 35 женщин, в том числе 83 несовершеннолетних (65 мужчин, 18 женщин).
В этой связи, как справедливо отмечается, уголовная политика РФ в целях воссоздания системы социальной профилактики и предупреждения наркомании должна «включать в себя разработку и осуществление комплекса целенаправленных мер по коренному повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан, а также принятие Федеральной целевой программы правового просвещения и воспитания, базирующейся на научно обоснованной концепции формирования правовой культуры». Этому, на наш взгляд, должна способствовать система правового просвещения, обучения и воспитания. Однако правовому обучению как необходимому компоненту образовательного процесса школ, других общеобразовательных учреждений и вузов не уделяется должного внимания. Так, недостаточное учебно-методическое и материально-техническое обеспечение правовоспитательной деятельности в рамках, прежде всего, высших профессиональных образовательных учреждений не способствует качественному и результативному осуществлению профессорско-преподавательским составом и кураторами учебных групп функций, направленных на мотивацию доверительного отношения студентов к государственно-правовым институтам современного российского общества и государства, что, безусловно, негативно сказывается на состоянии их правосознания и правовой культуры. Так, определенная доля вины лежит на государстве, прежде всего из-за отсутствия в стране целостной и последовательной политики в отношении молодежи. Обращаясь к девиантному поведению, отметим, что в Российской Федерации формируются основы государственной правовой политики в сфере противодействия наркотизации общества, проституции, иных отклонений в социальной и правовой сфере. Тем не менее, «противодействие наркотизму должно основываться на общесоциальных мерах профилактики, включающих медицинское, правовое и поведенческое просвещение, поддержку профессионального образования, развитие сети общедоступных массовых спортивных учреждений, программ государственной поддержки занятости молодежи»
Для преодоления подобного рода «искажений и отклонений», на наш взгляд, особое значение следует уделить правовому обучению и воспитанию учащейся молодежи. Полагаем, что повышать уровень правовой культуры студентов необходимо через разработку и реализацию соответствующих приемов и способов правового обучения и правового воспитания, сопровождающих самовоспитание молодого человека и определяющих в совокупности целостную систему правового образования. Кроме того, государство, посредством законодательных и исполнительно-распорядительных органов и их должностных лиц, призвано, на наш взгляд, разработать, внедрить и обеспечить реализацию соответствующих технологий, направленных на развитие активной гражданской позиции и правовой культуры молодежи с учетом ее возрастных, позиционных и статусных различий. Такая инновационная деятельность правового и организационного характера наряду с оптимальной внутривузовской моделью правового образования, позволит не только сформировать, но и в дальнейшем эффективно осуществлять мотивационную деятельность по развитию активной гражданской позиции, поддержанию на высоком уровне правовой культуры студенческой молодежи и той социальной группы, из которой она рекрутируется.
Отметим, что важное место в правовом сознании студента занимает обучение правовым дисциплинам в вузе. Следует отметить, что в начале обучения у студентов присутствует обыденное правосознание. В его основе преобладает эмоциональное отношение к правовой действительности. В процессе обучения уровень правосознания, как правило, должен повышаться. Однако определенные факторы оказывают влияние на различие в уровне правосознания. К ним относятся различия: а) в знаниях о государственно-правовых явлениях, б) их осознания и переоценки под свои действия, в) самообразования и самовоспитания, г) соответствия своих действий нормам права. В этой связи на педагога возлагается важнейшая функция по осуществлению систематической помощи в формировании правосознания у студентов вуза под влиянием изучения, прежде всего, правовых дисциплин, а также в формировании у каждого из них мысли о необходимости не только развития, но и обновления своего правосознания и, в конечном счете, правовой культуры. В настоящее время мы считаем, что основное назначение правового обучения состоит не только в повышении качественного уровня правовых знаний, но и в формировании мировоззренческих, познавательных и поведенческих аспектов правовой культуры личности студента посредством внедрения в учебный процесс специальной учебной дисциплины, применяя в процессе ее преподавания соответствующие методы правового обучения.
Определяя приемы и способы механизма управленческого воздействия на формирование должного уровня правовой культуры среди молодежи в учреждениях высшего профессионального образования, мы предлагаем соответствующие инновационные образовательные технологии:
1. Проведение учебных занятий в образовательных учреждениях совместно с представителями правоохранительных и судебных органов, а также местных органов власти с целью привития учащейся молодежи, прежде всего 16-18 лет, «чувства гражданственности», а также формирования должного уровня их правовой культуры.
2. В образовательных учреждениях необходимо создать общественные организации социальной направленности с тем, чтобы сформировать стойкое «чувство гражданственности», а также должный уровень правовой культуры учащихся.
3. Включить в государственный образовательный стандарт обязательное, а не факультативное изучение студентами младших курсов вуза таких предметов, как: «Граждановедение», «Формирование правовой культуры личности». При этом, на наш взгляд, следует привлекать к учебно-воспитательной работе не только профессорско-преподавательский состав, но и ведущих специалистов органов власти и управления, в том числе правоохранительные и судебные органы.
Таким образом, государственные органы власти и управления, общественные объединения и организации призваны осуществлять и мотивировать деятельность по правовому просвещению и пропаганде совместно с правообразовательной деятельностью вузов, направленной, в конечном счете, на становление и поддержание должного уровня правовой культуры будущих специалистов с учетом их практической профессиональной направленности. На наш взгляд, в формировании правовой культуры студента важное значение имеют только те правовые знания, которые приобретают характер убеждения. В этом отношении личность путем познавательных и практических действий самостоятельно их ощущает и переживает. Метод убеждения в правовом обучении направлен на становление практических навыков и умений профессиональной деятельности. Полученные знания в процессе обучения формируют теоретический уро¬вень правосознания у студентов, а обыденное право¬сознание получает новое качественное состояние. Поэтому необходимо воспитывать у общества качественное отношение к праву, уваже¬ние к нему путем систематического информирования и применения других форм правового обучения.
Демко О.С.
«Преступность, насилие из отдельных антисоциальных явлений, фактов становится неотъемлемым компонентом окружающей молодого человека социальной среды, и как результат этого влияния – различные формы социаль¬ной девиации». «Социальная дезорганизация, резкое ухудшение криминогенной обстановки и рост явлений девиантного поведения приводит к формированию в рамках молодежной субкультуры определенного образа жизни, неразрывно связанного с потреблением наркотиков»
Наркомания уже стала в России важнейшим фактором социальной дезорганизации, так как представляет большую угрозу нормальному функционированию всего общественного организма. Так, по данным Белгородского областного наркологического диспансера, в соответствии с которыми с 1 января по 31 декабря 2010 года было освидетельствовано (положительной пробой анализа) на предмет потребления наркотических средств 593 человека, из них 558 мужчин и 35 женщин, в том числе 83 несовершеннолетних (65 мужчин, 18 женщин).
В этой связи, как справедливо отмечается, уголовная политика РФ в целях воссоздания системы социальной профилактики и предупреждения наркомании должна «включать в себя разработку и осуществление комплекса целенаправленных мер по коренному повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан, а также принятие Федеральной целевой программы правового просвещения и воспитания, базирующейся на научно обоснованной концепции формирования правовой культуры». Этому, на наш взгляд, должна способствовать система правового просвещения, обучения и воспитания. Однако правовому обучению как необходимому компоненту образовательного процесса школ, других общеобразовательных учреждений и вузов не уделяется должного внимания. Так, недостаточное учебно-методическое и материально-техническое обеспечение правовоспитательной деятельности в рамках, прежде всего, высших профессиональных образовательных учреждений не способствует качественному и результативному осуществлению профессорско-преподавательским составом и кураторами учебных групп функций, направленных на мотивацию доверительного отношения студентов к государственно-правовым институтам современного российского общества и государства, что, безусловно, негативно сказывается на состоянии их правосознания и правовой культуры. Так, определенная доля вины лежит на государстве, прежде всего из-за отсутствия в стране целостной и последовательной политики в отношении молодежи. Обращаясь к девиантному поведению, отметим, что в Российской Федерации формируются основы государственной правовой политики в сфере противодействия наркотизации общества, проституции, иных отклонений в социальной и правовой сфере. Тем не менее, «противодействие наркотизму должно основываться на общесоциальных мерах профилактики, включающих медицинское, правовое и поведенческое просвещение, поддержку профессионального образования, развитие сети общедоступных массовых спортивных учреждений, программ государственной поддержки занятости молодежи»
Для преодоления подобного рода «искажений и отклонений», на наш взгляд, особое значение следует уделить правовому обучению и воспитанию учащейся молодежи. Полагаем, что повышать уровень правовой культуры студентов необходимо через разработку и реализацию соответствующих приемов и способов правового обучения и правового воспитания, сопровождающих самовоспитание молодого человека и определяющих в совокупности целостную систему правового образования. Кроме того, государство, посредством законодательных и исполнительно-распорядительных органов и их должностных лиц, призвано, на наш взгляд, разработать, внедрить и обеспечить реализацию соответствующих технологий, направленных на развитие активной гражданской позиции и правовой культуры молодежи с учетом ее возрастных, позиционных и статусных различий. Такая инновационная деятельность правового и организационного характера наряду с оптимальной внутривузовской моделью правового образования, позволит не только сформировать, но и в дальнейшем эффективно осуществлять мотивационную деятельность по развитию активной гражданской позиции, поддержанию на высоком уровне правовой культуры студенческой молодежи и той социальной группы, из которой она рекрутируется.
Отметим, что важное место в правовом сознании студента занимает обучение правовым дисциплинам в вузе. Следует отметить, что в начале обучения у студентов присутствует обыденное правосознание. В его основе преобладает эмоциональное отношение к правовой действительности. В процессе обучения уровень правосознания, как правило, должен повышаться. Однако определенные факторы оказывают влияние на различие в уровне правосознания. К ним относятся различия: а) в знаниях о государственно-правовых явлениях, б) их осознания и переоценки под свои действия, в) самообразования и самовоспитания, г) соответствия своих действий нормам права. В этой связи на педагога возлагается важнейшая функция по осуществлению систематической помощи в формировании правосознания у студентов вуза под влиянием изучения, прежде всего, правовых дисциплин, а также в формировании у каждого из них мысли о необходимости не только развития, но и обновления своего правосознания и, в конечном счете, правовой культуры. В настоящее время мы считаем, что основное назначение правового обучения состоит не только в повышении качественного уровня правовых знаний, но и в формировании мировоззренческих, познавательных и поведенческих аспектов правовой культуры личности студента посредством внедрения в учебный процесс специальной учебной дисциплины, применяя в процессе ее преподавания соответствующие методы правового обучения.
Определяя приемы и способы механизма управленческого воздействия на формирование должного уровня правовой культуры среди молодежи в учреждениях высшего профессионального образования, мы предлагаем соответствующие инновационные образовательные технологии:
1. Проведение учебных занятий в образовательных учреждениях совместно с представителями правоохранительных и судебных органов, а также местных органов власти с целью привития учащейся молодежи, прежде всего 16-18 лет, «чувства гражданственности», а также формирования должного уровня их правовой культуры.
2. В образовательных учреждениях необходимо создать общественные организации социальной направленности с тем, чтобы сформировать стойкое «чувство гражданственности», а также должный уровень правовой культуры учащихся.
3. Включить в государственный образовательный стандарт обязательное, а не факультативное изучение студентами младших курсов вуза таких предметов, как: «Граждановедение», «Формирование правовой культуры личности». При этом, на наш взгляд, следует привлекать к учебно-воспитательной работе не только профессорско-преподавательский состав, но и ведущих специалистов органов власти и управления, в том числе правоохранительные и судебные органы.
Таким образом, государственные органы власти и управления, общественные объединения и организации призваны осуществлять и мотивировать деятельность по правовому просвещению и пропаганде совместно с правообразовательной деятельностью вузов, направленной, в конечном счете, на становление и поддержание должного уровня правовой культуры будущих специалистов с учетом их практической профессиональной направленности. На наш взгляд, в формировании правовой культуры студента важное значение имеют только те правовые знания, которые приобретают характер убеждения. В этом отношении личность путем познавательных и практических действий самостоятельно их ощущает и переживает. Метод убеждения в правовом обучении направлен на становление практических навыков и умений профессиональной деятельности. Полученные знания в процессе обучения формируют теоретический уро¬вень правосознания у студентов, а обыденное право¬сознание получает новое качественное состояние. Поэтому необходимо воспитывать у общества качественное отношение к праву, уваже¬ние к нему путем систематического информирования и применения других форм правового обучения.
Демко О.С.
1 комментарий