Александр Петров → Оценивание учебных достижений студентов - одна модель из XIX века
8 декабря 1834 г. Николай Первый утвердил Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках для Военной академии Генштаба. Оно было составлено в 1832 году генерал-майором Генерального штаба Н.П. Глиноецким.
Вот такие критерии оценивания предлагались в нем:
«Успехи воспитанников в науках проистекают: или от простого страдательного понимания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей; а следовательно, и должны быть оцениваемы сколько можно приблизительно к этому образом.Этот всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает преподавателя от той односторонности, которая всегда бывает следствием сравнения учеников одного и того же курса между собой, он определяет правила для единообразного суждения в разные времена и в разных местах.
Пять степеней, для сего принимаемых, разграничиваются следующим образом:
1-я степень (успехи слабые)
Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успеха в оной, или потому, что совершенно не радел при наклонностях к чему-либо иному.
2-я степень (успехи посредственные)
Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одной памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собою те же последствия.
3-я степень (успехи удовлетворительные)
Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана; он постигает даже отношение всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновения вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собой отдаленнейшие точки; даже выученное применяет он не иначе как с трудом и напряжением. На сей степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов по тому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто среди этой даже механической работы.
4-я степень (успехи хорошие)
Ученик отчетливо знает преподанное учение; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.
5-я степень (успехи отличные)
Ученик владеет наукой: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться и что можно возразить против теории. Все сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоянием; что уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности, и что размышление при помощи книг, к той науке относящихся, распространило познания его далее, нежели позволяло нередко одностороннее воззрение учителя на вещи. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знания».
Взято отсюда. Впервые услышал про этот документ на конференции в Томске от уважаемого Андрея Васильевича Баранова.
Если попытаться эту систему реально внедрять в нашем вузе на юрфаке, то, ИМХО, 5-ая степень будет примерно у 1 из 50-70 студентов. Но дело даже не в этом. А в том, что для того, чтобы можно было оценивать студентов такой мерой, преподаватель, как минимум, сам должен дойти до 5-ой степени и, в идеале, превзойти ее. Лично о себе я так сказать далеко не всегда могу. Это очень высокая планка. Поэтому, если убрать степень номер 5, может получиться что-то, на что можно ориентироваться в классической вузовской системе «неуд» — «уд.» -«хор.» -«отл.» Т.е. «удовлетворительно» — это «успехи посредственные». А «отлично» — «успехи хорошие».
Вот такие критерии оценивания предлагались в нем:
«Успехи воспитанников в науках проистекают: или от простого страдательного понимания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей; а следовательно, и должны быть оцениваемы сколько можно приблизительно к этому образом.Этот всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает преподавателя от той односторонности, которая всегда бывает следствием сравнения учеников одного и того же курса между собой, он определяет правила для единообразного суждения в разные времена и в разных местах.
Пять степеней, для сего принимаемых, разграничиваются следующим образом:
1-я степень (успехи слабые)
Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успеха в оной, или потому, что совершенно не радел при наклонностях к чему-либо иному.
2-я степень (успехи посредственные)
Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одной памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собою те же последствия.
3-я степень (успехи удовлетворительные)
Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана; он постигает даже отношение всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновения вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собой отдаленнейшие точки; даже выученное применяет он не иначе как с трудом и напряжением. На сей степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов по тому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто среди этой даже механической работы.
4-я степень (успехи хорошие)
Ученик отчетливо знает преподанное учение; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.
5-я степень (успехи отличные)
Ученик владеет наукой: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться и что можно возразить против теории. Все сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоянием; что уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности, и что размышление при помощи книг, к той науке относящихся, распространило познания его далее, нежели позволяло нередко одностороннее воззрение учителя на вещи. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знания».
Взято отсюда. Впервые услышал про этот документ на конференции в Томске от уважаемого Андрея Васильевича Баранова.
Если попытаться эту систему реально внедрять в нашем вузе на юрфаке, то, ИМХО, 5-ая степень будет примерно у 1 из 50-70 студентов. Но дело даже не в этом. А в том, что для того, чтобы можно было оценивать студентов такой мерой, преподаватель, как минимум, сам должен дойти до 5-ой степени и, в идеале, превзойти ее. Лично о себе я так сказать далеко не всегда могу. Это очень высокая планка. Поэтому, если убрать степень номер 5, может получиться что-то, на что можно ориентироваться в классической вузовской системе «неуд» — «уд.» -«хор.» -«отл.» Т.е. «удовлетворительно» — это «успехи посредственные». А «отлично» — «успехи хорошие».
Не соглашусь с Вами, что это — беда. Это слишком упрощает ситуацию (беда объективна, на нее никак не повлиять и вины проф. сообщества преподавателей Права в этом нет).
Действительно способный преподаватель способен, вероятно, определить при собеседовании (устном ответе) уровень студента относительно своего, но, как и сказано, сколько преподавателей уровня «5»? Тем более, когда наука, мягко говоря, не самая привлекательная деятельность. Быть может, в МГУ, СПбГУ и можно набрать «мэтров» на все специальности (и то, если деканы и заведующие будут на голову выше их), но что делать в «провинции»? (УрГЮА и Ко, без обид — я образно)
Лично мне, всё-таки, кажется, что проблема именно в целях. Студентов надо оценивать, потому что из них делают кадры — и в этом конвейере надо сортировать «изделия». Кто-то поступает в университеты, чтобы заниматься наукой права? Думаю, таких не много. Вот их и оценивают — кстати, достаточно адекватно — вертишься в ВУЗе, вывернешься успешным и на работе… Сюда же, требования (пусть негласные) иметь кандидатские на определённых постах.
Европа и США часто не имеют вступительных экзаменов, но и не имеют мотиваций, кроме науки, загонять студентов (несколько утрирую) в учебные заведения. Поэтому, думаю, меняя критерии мы ничего не получим.
P.S. Хотя я теперь знаю, откуда пятибалльная система :)