Поздняков Михаил → Фальстарт или шанс на реформу?
На уже ставшем привычным фоне ригидного и малоподвижного поведения системы судов общей юрисдикции (далее – сою) привлекает внимание событие под названием «Российское объединение судей» (далее – РОС). Информации минимум. Всё, что известно, – это то, что 17 апреля в Москве силами судей общей юрисдикции от 48-ми регионов была учреждена организация, избран Центральный совет из 27-ми человек и утвержден Устав. Но сам Устав и программные документы недоступны. Нет каких либо официальных сообщений о полном составе Центрального совета, о лицах, принявших участие в создании организации, а также о регионах, которые они представляют. Обрывочные сведения не создают полной картины. На основании полученной информации можно утверждать, что в окончательном виде Устава не существует. Получается, что организация была создана в отношении неких общих намерений. Возможно, в ближайшие дни текст Устава появится, но, скорее всего, его доработка займёт более продолжительный срок. В регионах проходит создание отделений РОС. При проведении мероприятия в Москве и в регионах активно использовался административный ресурс.
Благодаря усилиям корреспондента «Право.Ru» Алисы Штыкиной, понятно, что перед нами очередной виток позиционной борьбы между судебными ведомствами. До последнего времени эта задача решалась легко и просто. Из-за семикратного численного перевеса общей юрисдикции органы судейского сообщества (Президиум и Совет судей) автоматически становились частью сою. Любые предложения со стороны арбитражной системы скорректировать повестку игнорировались. Уже всем понятно, что ситуацию надо менять, но нет необходимых механизмов. Как один из вариантов рассматривается создание альтернативной структуры, которая бы объединяла судей. По этому поводу Антон Иванов высказывался на Совете судей в декабре 2011 года, а также в интервью газете «Ведомости» от 25.01.2012 года:
Через два дня после интервью председатель Совета судей Юрий Сидоренко выступил с открытым обращением. Тон письма достаточно резкий, в нем было указано на «сознательное искажение истины».
Для того, чтобы увидеть всю глубину проблемы, надо понять, что система сою переживает очень сложный период. Возможности коррекции фактически отсутствуют, вся стратегия сводится к удержанию позиции и игнорированию потребностей в изменении. Имеет место крайнее ослабление внутренней структуры сою и на первый план выходят персоны. Этим объясняется феномен выдающейся роли института председателей. Сегодня сою — это не просто режим ручного управления, это режим персональных отношений. Никаких иных механизмов нет. В этой ситуации любая попытка создания механизма, работающего обезличенно (под этим можно подразумевать любую демократическую процедуру), воспринимается как покушение на стабильность. Здесь же лежит объяснение отрицания любого объективного анализа ситуации. Если нет возможности что-либо исправить, неизбежен переход к вопросу о смене основных фигур. Поэтому приветствуется только сервильное бормотание и нейтральный пересказ судебной практики и норм закона.
Однако, большинство судей в системе сою понимают неприемлемость ситуации и вполне готовы к реформам. Но у них нет возможности перевести эту готовность в конструктивное русло. Сдерживание этого потенциала происходит за счёт разрушения механизмов самоуправления и их подменой режимом персональных отношений. В этой модели смена одной фигуры может повлечь массовые изменения, в связи с чем все опасаются ротации кадров. Слабым местом является возникновение институтов, не завязанных на персоны. Создание структуры, где не будет действовать режим подавления инициативы, очень быстро привёдет к вскрытию множества проблем. Но главное — решения такого объединения будут легитимны. Инициатива ВАС по созданию «Ассоциации российских судей» представляет серьезную опасность для режимов персонального правления в сою.
Именно поэтому можно наблюдать спешку, в которой происходило создание РОС. В отсутствие возможности пресечь создание альтернативного Совету судей объединения, была предпринята попытка сыграть на опережение. Но не надо забывать, что основной стиль принятия управленческих решений в сою — это застой и пребывание в анабиозе, а любая попытка совершить какое-то быстрое действие нетипична и поэтому сопровождается большим количеством ошибок.
Сегодня фактически произошло создание организации, которая не имеет программных документов. Получается, что в регионах происходит создание региональных отделений только на основе приказа, а не на основе изучения программных документов и их одобрения. Нет никаких дискуссий или альтернативных высказываний. Да их и не может быть. Судьи, выполняющие в сою основной объем работы, сегодня находятся в крайне бесправном состоянии. Любой намёк на оспаривание сложившейся вертикали власти, не говоря уже о создании новых объедений, чреват репрессиями. Де-факто, судьям запрещено не только открыто выражать своё мнение. Лишиться полномочий можно по любому, даже надуманному, поводу. Произвол и бесправное состояние основной массы судей — это единственное, что консервирует ситуацию в сою.
По сути, создан клон Совета судей. Тот же бессменный председатель, те же методы. Каких-то новых задач РОС, которые отличались бы от задач Совета судей, не существует. Об этом прямо заявляет председатель РОС Юрий Сидоренко:
Если рассматривать перспективы РОС, то можно утверждать, что, скорее всего, всё его будущее ограничится воспроизведением полузакрытого режима работы Совета судей и Президиума, сопровождаемого скупыми информационными сообщениями. Вряд ли это станет новой площадкой. Основная задача сводится к блокированию возможностей выхода судейского сообщества из-под контроля.
О том, что старт компании был поспешным и неподготовленным, свидетельствует не только отсутствие программных документов, но и отсутствие лица или структуры, к которым можно было бы обратиться за информацией. Формально аппарат РОС не создан, а все основные игроки (Центральный аппарат Судебного департамента, аппарат Совета судей, Верховный Суд РФ) дистанцируются от этой инициативы. В регионах также не могут дать исчерпывающей информации, так как действовали по команде, а о реальной инициативе на местах говорить не приходится.
2012 год — это год проведения очередного съезда судей. Основная часть судей действительно недовольны сложившейся ситуацией и вполне готовы участвовать в работе структур или объединений, которые предоставят возможность конструктивно обсуждать накопившиеся проблемы. Нервозность и суета со стороны «забронзовевших» вполне объяснима. В том случае, если будет создана организация, которая будет говорить от имени всего судейского сообщества и одновременно не будет жестко подавляться вертикалью, вполне возможны реальные изменения в системе сою.
Благодаря усилиям корреспондента «Право.Ru» Алисы Штыкиной, понятно, что перед нами очередной виток позиционной борьбы между судебными ведомствами. До последнего времени эта задача решалась легко и просто. Из-за семикратного численного перевеса общей юрисдикции органы судейского сообщества (Президиум и Совет судей) автоматически становились частью сою. Любые предложения со стороны арбитражной системы скорректировать повестку игнорировались. Уже всем понятно, что ситуацию надо менять, но нет необходимых механизмов. Как один из вариантов рассматривается создание альтернативной структуры, которая бы объединяла судей. По этому поводу Антон Иванов высказывался на Совете судей в декабре 2011 года, а также в интервью газете «Ведомости» от 25.01.2012 года:
«если бы мы создали общественную организацию судей, то она смогла бы сконцентрироваться на ключевых вопросах сообщества, а совет председателей судов занялся бы хозяйственной деятельностью. Сейчас же мы приходим на Совет судей, а там обсуждаются в основном хозяйственные вопросы судебного департамента — кому сколько денег выдать и где какие решетки на окнах поставить. Когда мы ставим содержательные вопросы — о независимости, об этике судей, — они говорят: «Все это не важно, давайте решим вопросы финансирования».
Через два дня после интервью председатель Совета судей Юрий Сидоренко выступил с открытым обращением. Тон письма достаточно резкий, в нем было указано на «сознательное искажение истины».
Для того, чтобы увидеть всю глубину проблемы, надо понять, что система сою переживает очень сложный период. Возможности коррекции фактически отсутствуют, вся стратегия сводится к удержанию позиции и игнорированию потребностей в изменении. Имеет место крайнее ослабление внутренней структуры сою и на первый план выходят персоны. Этим объясняется феномен выдающейся роли института председателей. Сегодня сою — это не просто режим ручного управления, это режим персональных отношений. Никаких иных механизмов нет. В этой ситуации любая попытка создания механизма, работающего обезличенно (под этим можно подразумевать любую демократическую процедуру), воспринимается как покушение на стабильность. Здесь же лежит объяснение отрицания любого объективного анализа ситуации. Если нет возможности что-либо исправить, неизбежен переход к вопросу о смене основных фигур. Поэтому приветствуется только сервильное бормотание и нейтральный пересказ судебной практики и норм закона.
Однако, большинство судей в системе сою понимают неприемлемость ситуации и вполне готовы к реформам. Но у них нет возможности перевести эту готовность в конструктивное русло. Сдерживание этого потенциала происходит за счёт разрушения механизмов самоуправления и их подменой режимом персональных отношений. В этой модели смена одной фигуры может повлечь массовые изменения, в связи с чем все опасаются ротации кадров. Слабым местом является возникновение институтов, не завязанных на персоны. Создание структуры, где не будет действовать режим подавления инициативы, очень быстро привёдет к вскрытию множества проблем. Но главное — решения такого объединения будут легитимны. Инициатива ВАС по созданию «Ассоциации российских судей» представляет серьезную опасность для режимов персонального правления в сою.
Именно поэтому можно наблюдать спешку, в которой происходило создание РОС. В отсутствие возможности пресечь создание альтернативного Совету судей объединения, была предпринята попытка сыграть на опережение. Но не надо забывать, что основной стиль принятия управленческих решений в сою — это застой и пребывание в анабиозе, а любая попытка совершить какое-то быстрое действие нетипична и поэтому сопровождается большим количеством ошибок.
Сегодня фактически произошло создание организации, которая не имеет программных документов. Получается, что в регионах происходит создание региональных отделений только на основе приказа, а не на основе изучения программных документов и их одобрения. Нет никаких дискуссий или альтернативных высказываний. Да их и не может быть. Судьи, выполняющие в сою основной объем работы, сегодня находятся в крайне бесправном состоянии. Любой намёк на оспаривание сложившейся вертикали власти, не говоря уже о создании новых объедений, чреват репрессиями. Де-факто, судьям запрещено не только открыто выражать своё мнение. Лишиться полномочий можно по любому, даже надуманному, поводу. Произвол и бесправное состояние основной массы судей — это единственное, что консервирует ситуацию в сою.
По сути, создан клон Совета судей. Тот же бессменный председатель, те же методы. Каких-то новых задач РОС, которые отличались бы от задач Совета судей, не существует. Об этом прямо заявляет председатель РОС Юрий Сидоренко:
Если рассматривать перспективы РОС, то можно утверждать, что, скорее всего, всё его будущее ограничится воспроизведением полузакрытого режима работы Совета судей и Президиума, сопровождаемого скупыми информационными сообщениями. Вряд ли это станет новой площадкой. Основная задача сводится к блокированию возможностей выхода судейского сообщества из-под контроля.
О том, что старт компании был поспешным и неподготовленным, свидетельствует не только отсутствие программных документов, но и отсутствие лица или структуры, к которым можно было бы обратиться за информацией. Формально аппарат РОС не создан, а все основные игроки (Центральный аппарат Судебного департамента, аппарат Совета судей, Верховный Суд РФ) дистанцируются от этой инициативы. В регионах также не могут дать исчерпывающей информации, так как действовали по команде, а о реальной инициативе на местах говорить не приходится.
2012 год — это год проведения очередного съезда судей. Основная часть судей действительно недовольны сложившейся ситуацией и вполне готовы участвовать в работе структур или объединений, которые предоставят возможность конструктивно обсуждать накопившиеся проблемы. Нервозность и суета со стороны «забронзовевших» вполне объяснима. В том случае, если будет создана организация, которая будет говорить от имени всего судейского сообщества и одновременно не будет жестко подавляться вертикалью, вполне возможны реальные изменения в системе сою.
Видимо, не бывает бывших работников суда.
Действительно, нет никакого Устава, нет никакой добровольности… всё как обычно в порядке бреда.
Расплывчатые намёки на адские наказания и прекращение полномочий в случае ослушания.
Надоело…
А что собственно им скрывать? Приказали — выполнили, а то, что центр не подготовил документов, то это не проблема на местах.
Я уж не стал подставлять людей и указывать эти ответы. Стиль то командования известный, не за что прилететь может.
Я вот надумался, прежде чем зарегистрироваться на этом портале.
И даже имя чужое — позаимствовал у знакомого… Хотя это, наверное, был перебор.
В битве «сою против ас» я лично желаю победы вторым.
Мне кажется, что есть глубина проблемы. Помимо кажущегося «сою против вас» есть иной более интересный аспект. Действительно ВАС заинтересован переиграть ВС с опорой на судейский корпус. Но для этого нужно создать механизмы, которые бы ослабляли давление. Фактически речь идёт об отмене, крепостного права для судей. Арбитраж может достичь своих целей если что-то сделает в указанном направлении. Вернуть же положение дел обратно уже вряд ли получится. В том случае если это будет реализовано появляется возможность для качественного изменения ситуации.
Один шептун мне сказал, что якобы после Лебедева престол достанется не кому-либо, а самому Дмитию Анатольевичу… Конечно, сплетнями земля полнится, но этого было бы достаточно, чтобы вплотную подойти к отмене крепостного права, пускай и полумерами.
Вот этот пассаж похож даже на хамство:
Датском королевствесистеме судов общей юрисдикции.Однако создание общественного объединения ломает эту практику. Нужно выполнять хотя бы минимальный объем публичных действий, в противном случае можно выставить себя на посмешище. Но мы наблюдаем попытку странного сочетания тактики молчания с намерением войти в публичное пространство. Это сочетание несочетаемого. Если в ближайшее время не будет внятного продолжения инициативы (как минимум представлен Устав РОС, не говоря уже о каких-то полноценных заявлениях) можно будет говорить что руководство ВС, ну или отдельные его представители, вступили на поле, в котором они не готовы действовать.
Я сравниваю с арбитражной системой.
Руководство СОЮ стоит на позициях советского времени — закрытость, клановость, избранность. В большей мере виден приоритет интересов судейского сообщества над собственно функцией судов в системе государства. Нет адекватных и действующих инструментов общественного контроля за деятельностью судов.
Всё это усугубляется забитостью и неграмотностью основного контингента «потребителей государственной услуги судопроизводства» — обычных граждан. Кстати, многие юристы и адвокаты помогают этому. Много раз видел заискивающие и льстивые действия указанных субъектов в отношении судей.
Главенствующая тенденция всего государства — безынициативность и лояльность начальнику — повторяется и здесь.