Юлия Вербицкая → Творчество глазами копирайта и копирайт глазами творчества
Один из самых социально острых и политизированных вопросов сегодня: где заканчивается свобода культурного обмена и начинается авторское право? Можно ли спеть песню на публике, не заплатив за это РАО, скопировать музыку с диска в ipod – не будет ли это преступлением? Как быть с торрентами и видео Вконтакте? Электронные библиотеки: пиратство или культурное просвещение?
Юристы, журналисты и представители творческих профессий Екатеринбурга на круглом столе, состоявшемся 24 августа 2012 года в Екатернбурге, обсудили вопросы, касающиеся авторского права – «Разумный копирайт» – копирайт глазами творчества.
Организаторами мероприятия выступили редакция «Областной газеты» Свердловской области и юристы Центра правовых практик (г. Екатеринбург) при поддержке Ассоциации юристов России.
В работе круглого стола приняли участие:
Также в ходе круглого стола был приведен пример юристом Творческого объединения «Уральские пельмени»: в ходе долгих обсуждений этой темы, они пришли к выводу, что хотя выкладывание записей выступлений и приносит определенные убытки, но начинать преследовать поклонников, выложивших эти записи, руководство коллектива не готово.
Второй вопрос, который обсуждался в рамках круглого стола, вытекал из первого. Он коснулся коллективного управления авторскими правами. Согласно Гражданского кодекса такие организации, получив соответствующую государственную аккредитацию, выступают в интересах авторов. При этом автор может об этом и не знать, это происходит априори, в силу закона. Он только может отказаться от такого представительства по определенной юридической процедуре. Чаще всего, конечно, упоминалось Российское авторское общество, организация, ставшая уже скандальной в сфере музыкального творчества. Была приведена масса курьезных примеров их работы: это и взимание авторских отчислений за музыку композиторов, чье творчество уже стало общественным достоянием (таких как Бах, Моцарт, Бетховен и т.д.), и требование в отношении кинотеатров оплатить отдельно авторские отчисления за музыку из кинофильма, и множество других.
В целом участники круглого стола отметили, что данной организации не хватает прозрачности ведения дел, авторы не знают, каким образом осуществляется представление их интересов, зачастую получают вознаграждение с большой задержкой или не в полном объеме.
Ниже процитируем наиболее интересные высказывания участников.
Александр Колотурский: «Когда мы начинали организовывать Виртуальный концертный зал, года четыре тому назад, первым делом обратились в РАО, но они сказали, что «мы не знаем, как это регулируется, и делайте, что хотите». В Интернете РАО на нас не обращает внимание. То есть Интернет-пространство требует большой проработки регулирования. Кроме того, надо обращать внимание с какой целью это делается: есть просветительская миссия, а есть и коммерческое направление. Как из этой ситуации выходить, вопрос сложный. Но может быть, здесь не нужно выбирать свой путь и выходить в мировое пространство, где уже система налажена. Но как оценивать этот «товар»? Искусство же у нас всегда принадлежало народу, поэтому оно бесплатно. А в мире искусство – это самый дорого продукт. И поэтому там этот мировой продукт позволяет устанавливать свои правила, которые могут удовлетворять всех.
Что касается РАО. Ведь, действительно, это хорошее, благое дело. Авторы должны на что-то существовать, сейчас же нет государственной поддержки. Это нормально. Но сейчас РАО превратилось в закрытую, полувоенную организацию. Вот это, я считаю, ненормально. Откройтесь, покажитесь. Ведь там же миллиарды, которые просто висят в воздухе, которые они раньше собирали за неохраняемые произведения. Мы работаем с подобными зарубежными организациями. Например, если мы записали компакт-диск, вложили в это деньги, то раз в квартал мы получаем подробный отчет о том, сколько продано дисков по всему миру, где скачано в Интернет-пространстве. И постоянно за это приходят небольшие деньги. Суммы маленькие, но зато все понятно, все открыто. А теперь попробуйте в нашей системе разобраться».
Владимир Петелин: «Получив права на аудио-визуальный продукт – кинофильм, заключив с правообладателем договор, столкнулись с проблемой, что к нам пришло РАО и попросило заплатить им, якобы, в пользу композитора еще им 3% от выручки за показ кинофильма. Почему-то право композитора выделено отдельно, в отличие от режиссера, продюсера и т.д.»
Андрей Незнамов: «Объяснение нужно искать в законе, правда, не ясны до конца мотивы законодателя. В том же РАО дают объяснения, что это все уходит корнями в те времена, когда кино было немое, и музыка играла большое значение. И в законодательстве многих стран появилась оговорка о дополнительном вознаграждении автору музыки».
Александр Колотурский: «Кстати, теперь у РАО нет возможности требовать с концертных организаций выплаты вознаграждения за неохраняемые произведения, совсем недавно Верховный Суд отменил нормы постановления Правительства, по которым это можно было требовать»*.
Александр Прохоров: «Российское кино выполняет серьезную функцию, но общая проблема в том, что количество кинотеатров очень мало для такой большой страны как наша. Я представляю небольшой кинотеатр на два зала, и у меня сейчас идет судебный процесс с исковым заявлением от РАО на сумму, сопоставимую с квартальной прибылью. Как я могу развиваться, имея такие условия для работы? А вот вам другой пример: в одном из кинотеатров Верхней Пышмы был показан фильм «9 рота» с DVD -проектора. При этом, публичных прав на показ фильма с DVD не было, и сам DVD был «пиратским». Было направлено заявление в прокуратуру, но ни к какой ответственности данный кинотеатр привлечен не был. Это, безусловно, открытое нарушение авторских прав, но оно никого не заинтересовало, так как с того кинотеатра взять нечего».
Евгений Дедков: «Эта модель бездоговорного автоматического представительства, не только вторгается в интересы организаций, пользователь, но и в интересы самих авторов. Быть может, я как автор не хочу, чтобы меня кто-то представлял в суде, я, может быть, хочу чтобы мое произведение использовалось безвозмездно. А РАО заставляет в таком случае соблюсти определенную юридическую процедуру, написать заявление, через полгода оно его рассмотрит, и только тогда не будет собирать вознаграждение. И, на мой взгляд, самая лоббистская норма из всех, которые регулируют данные отношения, о том, что на организации по управлению коллективными правами не распространяется антимонопольное законодательство».
Александр Колотурский: «Что-то мы много внимания уделяем РАО. А ведь есть еще важный вопрос, касающийся заявленной темы, – это ноты, нотные библиотеки. На Западе есть подробное законодательство, которое регламентирует использование нотного материала. В России этого никогда не было. Раньше мы одалживали ноты друг у друга, даже сами их писали. К примеру, 19 сентября мы исполняем Симфонию № 10 Малера, а также Русалочку Цемлинского. При этом право на трансляцию Цемлинского через Интернет стоит 900 евро – это только за использование нотного материала. И еще заплатили за то, чтобы нам прислали ноты. Оказывается, в Европе любой оркестр не имеет права играть по своим нотам. И даже есть целые инспекции, которые ходят во время концертов, смотрит, какие ноты на пульте. И эта система еще нас ждет».
Вербицкая Юлия: «В завершение сегодняшнего обсуждения хочу отметить, что проблемные вопросы, касающиеся авторского права, нужно обсуждать как представителям юридического сообщества между собой, так и юристам совместно с творческими работниками. Ведь именно их интересы в данном вопросе могут быть затронуты наибольшим образом. Мы будем продолжать работу по исследованию мнений авторов, исполнителей, писателей и других творческих людей, а также направим предложения по учету обобщенного мнения в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ».
Текст: Татьяна Андреева.
Фото: Татьяна Андреева, Евгений Кашуба.
* Решением Верховного Суда от 18 июня 2012 г. N АКПИ12-503 Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 в этой части отменено.
Оригинал статьи: http://civilista.ru/news.php?id=36
Юристы, журналисты и представители творческих профессий Екатеринбурга на круглом столе, состоявшемся 24 августа 2012 года в Екатернбурге, обсудили вопросы, касающиеся авторского права – «Разумный копирайт» – копирайт глазами творчества.
Организаторами мероприятия выступили редакция «Областной газеты» Свердловской области и юристы Центра правовых практик (г. Екатеринбург) при поддержке Ассоциации юристов России.
В работе круглого стола приняли участие:
- Андреева Татьяна Юрьевна – директор по развитию Центра правовых практик;
- Вербицкая Юлия Олеговна – главный редактор Правовой газеты «Статус», магистр частного права;
- Дедков Евгений Александрович – директор юридической фирмы «Юста Аура»
- Иванова Ольга Юрьевна – редактор раздела «Общество» Областной газеты
- Колотурский Александр Николаевич – директор Свердловской государственной академической филармонии, вице-президент Союза концертных организаций России, лауреат государственной премии;
- Незнамов Андрей Владимирович – юрист Творческого объединения «Уральские пельмени», кандидат юридических наук;
- Петелин Владимир Викторович – директор сети кинотеатров «Премьер зал»;
- Прохоров Александр Сергеевич – директор кинотеатра «Кинодом»;
- Смирнов Николай Валерьевич – директор Центра правовых практик, магистр частного права.
Также в ходе круглого стола был приведен пример юристом Творческого объединения «Уральские пельмени»: в ходе долгих обсуждений этой темы, они пришли к выводу, что хотя выкладывание записей выступлений и приносит определенные убытки, но начинать преследовать поклонников, выложивших эти записи, руководство коллектива не готово.
Второй вопрос, который обсуждался в рамках круглого стола, вытекал из первого. Он коснулся коллективного управления авторскими правами. Согласно Гражданского кодекса такие организации, получив соответствующую государственную аккредитацию, выступают в интересах авторов. При этом автор может об этом и не знать, это происходит априори, в силу закона. Он только может отказаться от такого представительства по определенной юридической процедуре. Чаще всего, конечно, упоминалось Российское авторское общество, организация, ставшая уже скандальной в сфере музыкального творчества. Была приведена масса курьезных примеров их работы: это и взимание авторских отчислений за музыку композиторов, чье творчество уже стало общественным достоянием (таких как Бах, Моцарт, Бетховен и т.д.), и требование в отношении кинотеатров оплатить отдельно авторские отчисления за музыку из кинофильма, и множество других.
В целом участники круглого стола отметили, что данной организации не хватает прозрачности ведения дел, авторы не знают, каким образом осуществляется представление их интересов, зачастую получают вознаграждение с большой задержкой или не в полном объеме.
Ниже процитируем наиболее интересные высказывания участников.
Александр Колотурский: «Когда мы начинали организовывать Виртуальный концертный зал, года четыре тому назад, первым делом обратились в РАО, но они сказали, что «мы не знаем, как это регулируется, и делайте, что хотите». В Интернете РАО на нас не обращает внимание. То есть Интернет-пространство требует большой проработки регулирования. Кроме того, надо обращать внимание с какой целью это делается: есть просветительская миссия, а есть и коммерческое направление. Как из этой ситуации выходить, вопрос сложный. Но может быть, здесь не нужно выбирать свой путь и выходить в мировое пространство, где уже система налажена. Но как оценивать этот «товар»? Искусство же у нас всегда принадлежало народу, поэтому оно бесплатно. А в мире искусство – это самый дорого продукт. И поэтому там этот мировой продукт позволяет устанавливать свои правила, которые могут удовлетворять всех.
Что касается РАО. Ведь, действительно, это хорошее, благое дело. Авторы должны на что-то существовать, сейчас же нет государственной поддержки. Это нормально. Но сейчас РАО превратилось в закрытую, полувоенную организацию. Вот это, я считаю, ненормально. Откройтесь, покажитесь. Ведь там же миллиарды, которые просто висят в воздухе, которые они раньше собирали за неохраняемые произведения. Мы работаем с подобными зарубежными организациями. Например, если мы записали компакт-диск, вложили в это деньги, то раз в квартал мы получаем подробный отчет о том, сколько продано дисков по всему миру, где скачано в Интернет-пространстве. И постоянно за это приходят небольшие деньги. Суммы маленькие, но зато все понятно, все открыто. А теперь попробуйте в нашей системе разобраться».
Владимир Петелин: «Получив права на аудио-визуальный продукт – кинофильм, заключив с правообладателем договор, столкнулись с проблемой, что к нам пришло РАО и попросило заплатить им, якобы, в пользу композитора еще им 3% от выручки за показ кинофильма. Почему-то право композитора выделено отдельно, в отличие от режиссера, продюсера и т.д.»
Андрей Незнамов: «Объяснение нужно искать в законе, правда, не ясны до конца мотивы законодателя. В том же РАО дают объяснения, что это все уходит корнями в те времена, когда кино было немое, и музыка играла большое значение. И в законодательстве многих стран появилась оговорка о дополнительном вознаграждении автору музыки».
Александр Колотурский: «Кстати, теперь у РАО нет возможности требовать с концертных организаций выплаты вознаграждения за неохраняемые произведения, совсем недавно Верховный Суд отменил нормы постановления Правительства, по которым это можно было требовать»*.
Александр Прохоров: «Российское кино выполняет серьезную функцию, но общая проблема в том, что количество кинотеатров очень мало для такой большой страны как наша. Я представляю небольшой кинотеатр на два зала, и у меня сейчас идет судебный процесс с исковым заявлением от РАО на сумму, сопоставимую с квартальной прибылью. Как я могу развиваться, имея такие условия для работы? А вот вам другой пример: в одном из кинотеатров Верхней Пышмы был показан фильм «9 рота» с DVD -проектора. При этом, публичных прав на показ фильма с DVD не было, и сам DVD был «пиратским». Было направлено заявление в прокуратуру, но ни к какой ответственности данный кинотеатр привлечен не был. Это, безусловно, открытое нарушение авторских прав, но оно никого не заинтересовало, так как с того кинотеатра взять нечего».
Евгений Дедков: «Эта модель бездоговорного автоматического представительства, не только вторгается в интересы организаций, пользователь, но и в интересы самих авторов. Быть может, я как автор не хочу, чтобы меня кто-то представлял в суде, я, может быть, хочу чтобы мое произведение использовалось безвозмездно. А РАО заставляет в таком случае соблюсти определенную юридическую процедуру, написать заявление, через полгода оно его рассмотрит, и только тогда не будет собирать вознаграждение. И, на мой взгляд, самая лоббистская норма из всех, которые регулируют данные отношения, о том, что на организации по управлению коллективными правами не распространяется антимонопольное законодательство».
Александр Колотурский: «Что-то мы много внимания уделяем РАО. А ведь есть еще важный вопрос, касающийся заявленной темы, – это ноты, нотные библиотеки. На Западе есть подробное законодательство, которое регламентирует использование нотного материала. В России этого никогда не было. Раньше мы одалживали ноты друг у друга, даже сами их писали. К примеру, 19 сентября мы исполняем Симфонию № 10 Малера, а также Русалочку Цемлинского. При этом право на трансляцию Цемлинского через Интернет стоит 900 евро – это только за использование нотного материала. И еще заплатили за то, чтобы нам прислали ноты. Оказывается, в Европе любой оркестр не имеет права играть по своим нотам. И даже есть целые инспекции, которые ходят во время концертов, смотрит, какие ноты на пульте. И эта система еще нас ждет».
Вербицкая Юлия: «В завершение сегодняшнего обсуждения хочу отметить, что проблемные вопросы, касающиеся авторского права, нужно обсуждать как представителям юридического сообщества между собой, так и юристам совместно с творческими работниками. Ведь именно их интересы в данном вопросе могут быть затронуты наибольшим образом. Мы будем продолжать работу по исследованию мнений авторов, исполнителей, писателей и других творческих людей, а также направим предложения по учету обобщенного мнения в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ».
Текст: Татьяна Андреева.
Фото: Татьяна Андреева, Евгений Кашуба.
* Решением Верховного Суда от 18 июня 2012 г. N АКПИ12-503 Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 в этой части отменено.
Оригинал статьи: http://civilista.ru/news.php?id=36
Однако, прочитав заголовок, почему-то ожидал большего :)
Действительно много внимания уделили РАО (что неудивительно, учитывая личность господина Дедкова).
Лучше будем дальше выяснять мнение представителей творчества по поводу исключительных прав. Уже поведали нам свое мнение: Юрий Башмет, Юрий Шевчук, Вадим Репин, Константин Хабенский и др. Но надо еще для весу )