Валерий Нарежный → О докладе Шаталова и о том, как налоговая реформа отразится на бизнесе и рядовых гражданах
Валерий Нарежный, управляющий партнёр юридической фирмы «Левант и партнеры»:
7 декабря на конференции Ассоциации Европейского бизнеса с интересом выслушал доклад нашего главного идеолога налоговой реформы Замминистра финансов С.Д.Шаталова о ближайших перспективах развития налоговой реформы в нашей стране. Пересказывать его содержание не буду, желающие могут ознакомиться с видеозаписью в интернете.
Честно говоря, доклад вызвал у меня достаточно тягостное впечатление. Очевидно, что Правительство, нацеленное на выборы Президента в 2012 году, решило заткнуть дыру в бюджете, перманентно существующую в силу завышенных и зачастую довольно популистских социальных обязательств, повышением налоговой нагрузки на бизнес. По словам г-на Шаталова, мы уже прошли нижнюю точку уровня налоговой нагрузки и теперь она будет только повышаться. Причем, повышаться будут все налоги наиболее чувствительные и для бизнеса и для рядового гражданина – работника и потребителя: акцизы, взносы в социальные фонды, НДПИ, промелькнула мысль о повышении ставки НДС.
На фоне статистических данных о серьезном оттоке капитала из России, на фоне многочисленных рейтингов уровня коррупции, в которых наша страна занимает почетные (в негативном смысле) места, становится непонятным, как люди у руля страны собираются решать проблему повышения конкурентоспособности России в борьбе за инвестиции и рынки. Ведь относительно низкие (в сравнении с большинством развитых стран) налоги в сочетании с определенными возможностями их вполне законной оптимизации были в середине уходящего десятилетия хоть и не главным, но тем не менее, весьма заметным инструментом «завлечения» мирового капитала на отечественные рынки. Если все, что было заявлено, будет реализовано (а сомневаться в этом, в общем-то не приходится), то о каком-либо налоговом стимулировании экономики на деле можно будет забыть.
При этом, создается впечатление, что наши исполнительная и законодательная власть изображают бурную деятельность в области проведения налоговой реформы, скорее, «для галочки». Вот-вот должен быть принят и вступить в действие законопроект, вводящий в наше налоговое законодательство понятие «консолидированная группа налогоплательщиков» — конструкция, давно и с успехом действующая во множестве развитых стран и призванная облегчить массу налоговых процедур для многоуровневых компаний, имеющих разветвленную сеть дочерних юридических лиц (собственно, так сейчас построен практически любой крупный бизнес). Когда докладчик затронул данную тему, было видно оживление в зале, поскольку основная масса присутствующих там людей и являлась сотрудниками таких крупных международных компаний, связанных, в той или иной степени, с вопросами налогообложения. И когда г-н Шаталов, отвечая на вопрос одного из слушателей о возможности применения его компанией (имеющей на территории России только дочерние организации) данной конструкции, заявил, что Правительство сознательно пошло на ограничение возможности применения данного механизма лишь для полностью российских структур, причем, установленные критерии таковы, что позволят применять данную систему лишь пяти – семи крупнейшим российским «финансово-промышленным группам», мне стало очень печально. Это лишь маленький штришок в общую картину окружающей действительности. Легкий мазок художника в дальнем углу картины «Новый железный занавес», которую сейчас пишет наша власть в области экономики, выступая с экранов телевизоров за всемерную интеграцию нашей страны в мировую экономику, на деле же, принимая законы, отталкивающие мировое сообщество от нас.
7 декабря на конференции Ассоциации Европейского бизнеса с интересом выслушал доклад нашего главного идеолога налоговой реформы Замминистра финансов С.Д.Шаталова о ближайших перспективах развития налоговой реформы в нашей стране. Пересказывать его содержание не буду, желающие могут ознакомиться с видеозаписью в интернете.
Честно говоря, доклад вызвал у меня достаточно тягостное впечатление. Очевидно, что Правительство, нацеленное на выборы Президента в 2012 году, решило заткнуть дыру в бюджете, перманентно существующую в силу завышенных и зачастую довольно популистских социальных обязательств, повышением налоговой нагрузки на бизнес. По словам г-на Шаталова, мы уже прошли нижнюю точку уровня налоговой нагрузки и теперь она будет только повышаться. Причем, повышаться будут все налоги наиболее чувствительные и для бизнеса и для рядового гражданина – работника и потребителя: акцизы, взносы в социальные фонды, НДПИ, промелькнула мысль о повышении ставки НДС.
На фоне статистических данных о серьезном оттоке капитала из России, на фоне многочисленных рейтингов уровня коррупции, в которых наша страна занимает почетные (в негативном смысле) места, становится непонятным, как люди у руля страны собираются решать проблему повышения конкурентоспособности России в борьбе за инвестиции и рынки. Ведь относительно низкие (в сравнении с большинством развитых стран) налоги в сочетании с определенными возможностями их вполне законной оптимизации были в середине уходящего десятилетия хоть и не главным, но тем не менее, весьма заметным инструментом «завлечения» мирового капитала на отечественные рынки. Если все, что было заявлено, будет реализовано (а сомневаться в этом, в общем-то не приходится), то о каком-либо налоговом стимулировании экономики на деле можно будет забыть.
При этом, создается впечатление, что наши исполнительная и законодательная власть изображают бурную деятельность в области проведения налоговой реформы, скорее, «для галочки». Вот-вот должен быть принят и вступить в действие законопроект, вводящий в наше налоговое законодательство понятие «консолидированная группа налогоплательщиков» — конструкция, давно и с успехом действующая во множестве развитых стран и призванная облегчить массу налоговых процедур для многоуровневых компаний, имеющих разветвленную сеть дочерних юридических лиц (собственно, так сейчас построен практически любой крупный бизнес). Когда докладчик затронул данную тему, было видно оживление в зале, поскольку основная масса присутствующих там людей и являлась сотрудниками таких крупных международных компаний, связанных, в той или иной степени, с вопросами налогообложения. И когда г-н Шаталов, отвечая на вопрос одного из слушателей о возможности применения его компанией (имеющей на территории России только дочерние организации) данной конструкции, заявил, что Правительство сознательно пошло на ограничение возможности применения данного механизма лишь для полностью российских структур, причем, установленные критерии таковы, что позволят применять данную систему лишь пяти – семи крупнейшим российским «финансово-промышленным группам», мне стало очень печально. Это лишь маленький штришок в общую картину окружающей действительности. Легкий мазок художника в дальнем углу картины «Новый железный занавес», которую сейчас пишет наша власть в области экономики, выступая с экранов телевизоров за всемерную интеграцию нашей страны в мировую экономику, на деле же, принимая законы, отталкивающие мировое сообщество от нас.
1 комментарий