Юлия Немцева (AdConsul) → Законодательство о рекламе. Изменения 2012 года.
Фундаментальными основами правового регулирования деятельности в сфере рекламы в Российской Федерации являются положения Конституции, изложенные в 29-й статье, о свободе мысли и слова, наличии права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Законодательство РФ о рекламе состоит из Федерального закона «О рекламе» (Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»), а также положений иных федеральных законов, нормативных актов, затрагивающих отношения субъектов рекламного рынка. Посмотрим, что же изменилось в регулировании рекламных отношений на законодательном уровне в течение 2012 года и какие тенденции существуют в настоящий момент.
Все существенные поправки в закон о рекламе в 2012 году условно можно обозначить следующим образом: 1) алкогольные поправки; 2) информационные поправки.
Алкогольные поправки вступили в силу с 23 июля 2012г. в связи с внесением изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (Федеральный закон от 22 ноября 1995г. №171-ФЗ). Самое существенное основание изменений для регулирования состоит в том, что пиво отнесено к алкогольной продукции.
В связи с этим из закона о рекламе исключена статья 22 (пивная продукция), а статья 21 (алкогольная продукция) была изменена следующим образом:
а) существовавшее ранее положение о том, что реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, добавлена уточнением «…в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов»;
б) вместо запрета на использование образов несовершеннолетних в рекламе алкогольной продукции установлен запрет на использование образов людей и животных, в том числе выполненных с помощью мультипликации (анимации), — аналогичная норма находилась в отмененной пивной статье;
в) запрет на размещение рекламы алкогольной продукции на всех видах транспортных средств общего пользования сформулирован теперь следующим образом: «…на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции»;
г) добавлен новый запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в сети Интернет;
д) установлено новое правило в отношении рекламы крепкого алкоголя: «Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов»; исключение на момент вступления в силу данной нормы (23 июля 2012г.) составило разрешение до 31 декабря 2012 года на размещение рекламы крепкого алкоголя в печатных СМИ;
е) положение о проведении рекламных акций изменено в части возможных мест проведения – вместо «организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции» статья содержит определение «стационарный торговый объект, в том числе дегустационный зал такого торгового объекта»;
ж) введена новая норма о проведении стимулирующего мероприятия, которая разрешает проводить только специализированные стимулирующие мероприятия, проводимые в целях реализации алкогольной продукции, условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции.
Статья 14 закона о рекламе получила уточнение в части запрета на распространение рекламы алкогольной продукции на телеканалах, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих устройств.
Суммируя вышеперечисленные изменения можно сделать вывод о том, что мы получили ужесточение регулирования рекламы алкогольной продукции с точки зрения изменения количества каналов и способов коммуникации.
Следующий тип поправок, который мы условно выделили – информационные поправки, связанные с вступлением в силу 1 сентября 2012 года Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Федеральный закон от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ).
В связи с принятием данного закона в статью 5 закона о рекламе внесены соответствующие изменения, которые выражены в установлении запрета на размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с ФЗ №466-ФЗ, без указания категории данной продукции.
Так же в статью 5 закона о рекламе добавлено положение о том, что «Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций».
Запрет на показ несовершеннолетних в опасных ситуациях добавлен уточнением «включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющие угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе, к причинению вреда своему здоровью».
Подводя итог данным поправкам можно сделать вывод, что на практику применения норм законодательства о рекламе, конечно, больше повлияло требование квалифицировать и маркировать соответствующим образом рекламу информационной продукции.
Вот, собственно, все существенные изменения законодательства о рекламе, как уже вступившие в силу в 2012 году, так и вступающие в силу в январе 2013 года.
Напоследок хотелось бы обратить внимание на возможный полный запрет рекламы табака и табачных изделий, который прописан в проекте Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятие которого ожидается весной 2013 года.
Законодательство РФ о рекламе состоит из Федерального закона «О рекламе» (Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»), а также положений иных федеральных законов, нормативных актов, затрагивающих отношения субъектов рекламного рынка. Посмотрим, что же изменилось в регулировании рекламных отношений на законодательном уровне в течение 2012 года и какие тенденции существуют в настоящий момент.
Все существенные поправки в закон о рекламе в 2012 году условно можно обозначить следующим образом: 1) алкогольные поправки; 2) информационные поправки.
Алкогольные поправки вступили в силу с 23 июля 2012г. в связи с внесением изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (Федеральный закон от 22 ноября 1995г. №171-ФЗ). Самое существенное основание изменений для регулирования состоит в том, что пиво отнесено к алкогольной продукции.
В связи с этим из закона о рекламе исключена статья 22 (пивная продукция), а статья 21 (алкогольная продукция) была изменена следующим образом:
а) существовавшее ранее положение о том, что реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, добавлена уточнением «…в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов»;
б) вместо запрета на использование образов несовершеннолетних в рекламе алкогольной продукции установлен запрет на использование образов людей и животных, в том числе выполненных с помощью мультипликации (анимации), — аналогичная норма находилась в отмененной пивной статье;
в) запрет на размещение рекламы алкогольной продукции на всех видах транспортных средств общего пользования сформулирован теперь следующим образом: «…на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции»;
г) добавлен новый запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в сети Интернет;
д) установлено новое правило в отношении рекламы крепкого алкоголя: «Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов»; исключение на момент вступления в силу данной нормы (23 июля 2012г.) составило разрешение до 31 декабря 2012 года на размещение рекламы крепкого алкоголя в печатных СМИ;
е) положение о проведении рекламных акций изменено в части возможных мест проведения – вместо «организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции» статья содержит определение «стационарный торговый объект, в том числе дегустационный зал такого торгового объекта»;
ж) введена новая норма о проведении стимулирующего мероприятия, которая разрешает проводить только специализированные стимулирующие мероприятия, проводимые в целях реализации алкогольной продукции, условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции.
Статья 14 закона о рекламе получила уточнение в части запрета на распространение рекламы алкогольной продукции на телеканалах, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих устройств.
Суммируя вышеперечисленные изменения можно сделать вывод о том, что мы получили ужесточение регулирования рекламы алкогольной продукции с точки зрения изменения количества каналов и способов коммуникации.
Следующий тип поправок, который мы условно выделили – информационные поправки, связанные с вступлением в силу 1 сентября 2012 года Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Федеральный закон от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ).
В связи с принятием данного закона в статью 5 закона о рекламе внесены соответствующие изменения, которые выражены в установлении запрета на размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с ФЗ №466-ФЗ, без указания категории данной продукции.
Так же в статью 5 закона о рекламе добавлено положение о том, что «Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций».
Запрет на показ несовершеннолетних в опасных ситуациях добавлен уточнением «включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющие угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе, к причинению вреда своему здоровью».
Подводя итог данным поправкам можно сделать вывод, что на практику применения норм законодательства о рекламе, конечно, больше повлияло требование квалифицировать и маркировать соответствующим образом рекламу информационной продукции.
Вот, собственно, все существенные изменения законодательства о рекламе, как уже вступившие в силу в 2012 году, так и вступающие в силу в январе 2013 года.
Напоследок хотелось бы обратить внимание на возможный полный запрет рекламы табака и табачных изделий, который прописан в проекте Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятие которого ожидается весной 2013 года.
1 комментарий