Антон Михайлов →  Философское самоопределение и научное исследование права

Философское познание и научное исследование права – два различных способа его изучения.

Философское познание права всегда осуществляется в той или иной «картине мира», в которой право занимает определенное место. «Картину мира» можно определить как комплекс онтологических, гносеологических и аксиологических допущений, имеющих предельный характер и не имеющих рациональных обоснований, формирующих мировоззрение и основанных в определенном типе культуры. Между различными философскими «картинами мира» нет более общих критериев и дальнейшей рациональной аргументации, которые бы позволяли их синтезировать. В силу этого между различными философскими «картинами мира» возможен экзистенциальный выбор, который осуществляют и ученые.

Философское познание формирует первичную онтологическую картину, в которой разворачивается построение предметов различных наук. Философия формирует предельные смыслы действительности, существенным образом влияет на формирование ценностно-целевых структур общества, которые, в свою очередь, задают основания научных исследований – особенно в сфере гуманитарных дисциплин.

Считается, что научное познание осуществляется в рамках господствующей философской «картины мира». Так, средневековые исследовательские практики основывались на «картине мира», сформированной учением Аристотеля, а классическая научная рациональность XVII – XIX вв. во многом базировалась на философских рефлексиях Ф. Бэкона и Р. Декарта.

Влияние философской «картины мира» на стратегию научного поиска, научную парадигму может быть проиллюстрировано на примере изменения восприятия сознанием научного сообщества времени и пространства. Долгое время в сознании научного сообщества господствовала философия Канта, в которой время и пространство считались категориальными рамками, и это не давало возможности рассматривать их как физические характеристики. Счастливое невежество Эйнштейна в этом отношении дало ему возможность рассмотреть их как физические характеристики, и именно это, по свидетельству Вернера Гейзенберга, позволило осуществить революцию в физике.

Предельные категории, принципы познавательной деятельности наука берет из философии. Поэтому момент сознательного философского самоопределения исключительно важен и для юридической науки. Для этой цели ученый-юрист должен владеть на базовом уровне знанием о философских традициях, иметь представление о значениях философских категорий. Поэтому изучение истории философской мысли не является исключительно внешним для целей научной деятельности юристов. Можно утверждать, что все значимые методологические традиции в правоведении (Аристотелевская, классическая научная традиция, герменевтическая, феноменологическая, СМД-методология и постмодернизм) основываются на различных философских «картинах мира», по-разному решают вопросы онтологии, гносеологии и аксиологии.

Философское самоопределение ученого – это активный, творческий выбор предельного основания, «начальной точки» исследования, принятие фундаментальной «системы координат», комплекса базовых категорий, которые, в конечном счете, определяют его «угол зрения» на объект науки и исследования, задают первичное его видение (языки описания, фундаментальные допущения и пр.). Например, принятие основных положений философского идеализма или философского позитивизма ученым-юристом предопределит и его понимание природы правовой реальности, целей ее исследования. Философское самоопределение задается только на основе знания философских традиций через рефлексивную позицию ученого.

На философское самоопределение, несомненно, оказывают воздействие такие факторы как доминирование в культуре определенного философского учения, ценностно-целевые структуры общества, научные традиции. Они, задавая «магистральную линию» интеллектуальной деятельности, в значительной мере сужают пространство философского выбора ученого, но, тем не менее, никогда не в состоянии его исключить. В истории правоведения значительную ее часть составляют исторические отрезки, на протяжении которых безусловное господство определенного философского учения (вкупе с ценностными и институциональными факторами) нередко предопределяло философский выбор ученого, нивелировало саму проблему философского самоопределения. Так, господство Аристотелевской системы мышления вкупе со схоластическим типом сознания предопределяло восприятие права и целей деятельности академических юристов XI – XV вв.

Необходимость сознательного философского самоопределения ученого в наибольшей степени ощущается в переходный период, когда социокультурная ситуация в своих базовых представлениях и институтах существенно изменяется в достаточно короткий промежуток времени. Рефлексия базовых ценностных оснований общества и культуры осуществляется, прежде всего, философским сознанием, а осмысление ценностных оснований государственно-правовой действительности осуществляется философией права, которая задает идеальный план юридического сознания, без которого невозможны осмысленная постановка юридических целей и выбор юридических средств, их конфигурации в правовом регулировании общественных отношений.

Актуальность философского самоопределения юристов задается еще и тем, что, начиная с XX столетия, в западной культуре исчезли механизмы полноценной трансляции культуры и универсальные (закрытые) философские системы, претендующие на объяснение любых феноменов природы, общества и мышления. Советское правоведение этот процесс задел в значительно меньшей мере в силу идеологизации философского учения марксизма.

Советская юридическая мысль, поскольку она в своем самоопределении базировалась на «единственно правильной научной философии», претендовала на создание подлинно научной теории права и государства. Принципиальное изменение отношения научного сообщества к философскому учению марксизма-ленинизма за последние 20 лет, возникновение конкуренции между философскими системами в познании государственно-правовой действительности привели к существенному увеличению актуальности философского самоопределения юридического сообщества в нашей стране.

3 комментария

Алексей Байкалов
на мой взгляд, да и в свете КЭС теории права право есть раздел социологии в культурном аспекте того или иного общества. При этом право (юриспруденция) как наука в свете КЭС теории права является прикладной, эмпирической наукой, подобно «полевой» социологии. Ведь социология это и есть прикладная наука, содержащая в себе минимум теоретической компоненты, иначе можно говорить о схоластике. Поэтому юр наука аналогична «полевой» социологии, и все чисто теоретические измышления в юриспруденции носят сугубо схоластический смысл.
0
Антон Михайлов
Алексей, нормальную беседу нельзя строить по принципу «Я ему про Фому, а он мне про Ерёму». Вы хотите, чтобы я задал Вам несколько десятков вопросов про изобретенный Вами велосипед? А что я получу, кроме потраченного времени и очередной убежденности на другом конце разговора в том, что схоласты от философии новонайденную истину не желают принимать, будучи упертыми в своих заблуждениях?
0