Дмитрий Жданухин → Недобросовестность в бизнесе, ее виды и способы коллекторской борьбы с ней
При взыскании задолженности методами корпоративного коллекторства часто встает вопрос обоснования недобросовестности действий оппонентов, т.е. лиц, стоящих за организацией-должником. Эта недобросовестность не обязательно должна влечь юридические последствия (уголовную или субсидиарную ответственность и т.д.), но она показывает риски контрагентов организаций-должников и групп компаний, в которые те входили или входят.
Также недобросовестность дает возможность поставить вопрос о применении положений кодексов этики или иных корпоративных норм. Например, недавно в рамках одного взыскания нашел в п. 8 Правил Клуба публичных инновационных компаний (Russian Innovation IPO Club) Московской биржи положение о том, что членство в этом объединении может быть прекращено, если деятельность члена дискредитирует Клуб. Представляется, что выделение из группы организаций-должников и их ликвидация путем присоединения, вполне может быть признано такой дискредитирующей деятельностью.
Выделим основные виды недобросовестности, с которой мы сталкиваемся при взыскании:
— затягивание сроков оплаты (судя по первому исследованию «Барометр платежной дисциплины российского бизнеса», которое провел Комитет ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям совместно с Ассоциацией факторинговых компаний (АФК) и отраслевыми объединениями предпринимателей — членами ТПП РФ, месячная просрочка является вполне обычным делом, но если срок больше и нет очевидных объективных причин для такого затягивания, то можно поставить вопрос о недобросовестности);
— «слив» организации на номинала, т.е. передача видимости владения и управления организацией лицу, которое реально не осуществляет управленческие функции (к сожалению, этот ход остался за бортом не так давно появившейся статьи 173.1 УК РФ «Незаконное создание организации»);
— реорганизация (присоединение и т.д.) организации с исключением из ЕГРЮЛ (организация-правоприемник, как правило, в другом регионе и деятельность никакую не ведет);
— «управляемое» банкротство в интересах должника (выход в ликвидацию и затем в конкурсное производство, сопровождаемые часто появлением «искусственных» кредиторов);
— встречные необоснованные иски и затягивание судебного процесса по взысканию задолженности.
Методики корпоративного коллекторства позволяют использовать выявленную недобросовестность для системной мотивации оппонентов к исполнению обязательств (как правило, выкупу права требования, если организация уже деятельность не ведет). Неоднократно «подталкивать» к необходимым действиям приходится не только лиц, связанным с организацией-должником, но и контрагентов организаций-должников или объединения, куда они входят (включая, СРО), а также контролирующие органы. Тут помогает то, что отсутствие реакции на сигнал о недобросовестности позволяет поставить вопрос о правильности и этичности такого поведения.
Конечно такая точечная и тем более публичная информационная работа (PR-сопровождение взыскания) должна базироваться на тщательной юридической экспертизе, о которую при необходимости можно будет обсудить в комментариях, также как и тактику этой информационной работы.
Также недобросовестность дает возможность поставить вопрос о применении положений кодексов этики или иных корпоративных норм. Например, недавно в рамках одного взыскания нашел в п. 8 Правил Клуба публичных инновационных компаний (Russian Innovation IPO Club) Московской биржи положение о том, что членство в этом объединении может быть прекращено, если деятельность члена дискредитирует Клуб. Представляется, что выделение из группы организаций-должников и их ликвидация путем присоединения, вполне может быть признано такой дискредитирующей деятельностью.
Выделим основные виды недобросовестности, с которой мы сталкиваемся при взыскании:
— затягивание сроков оплаты (судя по первому исследованию «Барометр платежной дисциплины российского бизнеса», которое провел Комитет ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям совместно с Ассоциацией факторинговых компаний (АФК) и отраслевыми объединениями предпринимателей — членами ТПП РФ, месячная просрочка является вполне обычным делом, но если срок больше и нет очевидных объективных причин для такого затягивания, то можно поставить вопрос о недобросовестности);
— «слив» организации на номинала, т.е. передача видимости владения и управления организацией лицу, которое реально не осуществляет управленческие функции (к сожалению, этот ход остался за бортом не так давно появившейся статьи 173.1 УК РФ «Незаконное создание организации»);
— реорганизация (присоединение и т.д.) организации с исключением из ЕГРЮЛ (организация-правоприемник, как правило, в другом регионе и деятельность никакую не ведет);
— «управляемое» банкротство в интересах должника (выход в ликвидацию и затем в конкурсное производство, сопровождаемые часто появлением «искусственных» кредиторов);
— встречные необоснованные иски и затягивание судебного процесса по взысканию задолженности.
Методики корпоративного коллекторства позволяют использовать выявленную недобросовестность для системной мотивации оппонентов к исполнению обязательств (как правило, выкупу права требования, если организация уже деятельность не ведет). Неоднократно «подталкивать» к необходимым действиям приходится не только лиц, связанным с организацией-должником, но и контрагентов организаций-должников или объединения, куда они входят (включая, СРО), а также контролирующие органы. Тут помогает то, что отсутствие реакции на сигнал о недобросовестности позволяет поставить вопрос о правильности и этичности такого поведения.
Конечно такая точечная и тем более публичная информационная работа (PR-сопровождение взыскания) должна базироваться на тщательной юридической экспертизе, о которую при необходимости можно будет обсудить в комментариях, также как и тактику этой информационной работы.
Вот недавняя публикация по конкретному взысканию, где важны следующие моменты:
1) Организация-должник (ПСФ Неокрил, по нашему мнению, чтобы не было клеветы, «слита» на доверенного «номинала».
2) Сначала была точечная информация работа по бизнесу, а затем политической сфере лиц, связанных с организаций-должником (важно, что все шаги сначала демонстрировались в вие проектов документов)
3) Сама публикация уже не первый ход в публичной плоскости, чтобы прореагировал не только сам должник, но и те лица, к которым мы уже обратились (Единая Россия, клиенты Неокрила типа МРСК Урала и т.д.)
4) В статье анонсированы еще неожиданные, но обычные для нас ходы (продажа долга и т.д.)
vedomosti-ural.ru/notes/32276/?ya_rss=1
чтобы было понятно, что это не уникальная ситуация вот еще примеры news.peredsudom.ru/company/company_451.html
но сейчас мы занимаемся продвижением программ в регионах и Ростов-на-Дону в этом плане интересен, поэтому можно обсудить перспективы проведения семинара в Вашем регионе