Александр Петров → UPDATE 5.12.2010 в какой форме и каким должен быть гос. экзамен по ТГП? и что ТГП должно давать будущим юристам?
UPDATE 5.12.10:" обсуждение темы вывело на новые вопросы, которые уже начали освещать в блоге, из которых самый главный — можно поставить очень широко — что должна давать ТГП будущим юристам-профессионалам? потому что именно отсюда, исходя из миссии ТГП в вузе, мы должны смотреть на предъявляемые к выпускникам на гос. экзамене требования.
Моя гипотеза:
— ТГП (на первом курсе) нужна для:
1) первоначального освоения студентами юридической терминологии
2) получения студентами знания о юридических конструкциях и получения ими знания о том, как ими оперировать
3) получения студентами знания о юридической квалификации и получения первичных навыков юридической квалификации (т.е. перевод фактических отношений на язык права)
4) получения студентами знания о системе права и системе источников права, толковании права
5) усвоения и присвоения студентами при решении задач 1-4 формально-догматического (юридического) метода
6) ценностной ориентации студентов и формирования критического отношения к догме права (студент должен понять, что право — это не только норма)
7) создания у студента системы координат для ориентирования в вопросах государственного устройства
Думаю, именно эти задачи и призвана решать ТГП. Ваше мнение?
И еще: Как видите, задачи 1-6 относятся к теории права. Поэтому логично было бы, чтобы в вопросах гос. экзамена превалировали как раз вопросы по теории права".
Не праздный вопрос и то, что и как будет на гос. экзамене по ТГП- большинство будущих юристов в нашей стране этот экзамен сдают на выходе.
А традиционная система сдачи не просто барахлит, а трещит по швам, во многом, из-за совершенствования тех. средств, микронаушники и т.п.) (читайте здесь).
Вопрос — каким образом в реальности сделать все тех. средства негодными?
Моя гипотеза:
— ТГП (на первом курсе) нужна для:
1) первоначального освоения студентами юридической терминологии
2) получения студентами знания о юридических конструкциях и получения ими знания о том, как ими оперировать
3) получения студентами знания о юридической квалификации и получения первичных навыков юридической квалификации (т.е. перевод фактических отношений на язык права)
4) получения студентами знания о системе права и системе источников права, толковании права
5) усвоения и присвоения студентами при решении задач 1-4 формально-догматического (юридического) метода
6) ценностной ориентации студентов и формирования критического отношения к догме права (студент должен понять, что право — это не только норма)
7) создания у студента системы координат для ориентирования в вопросах государственного устройства
Думаю, именно эти задачи и призвана решать ТГП. Ваше мнение?
И еще: Как видите, задачи 1-6 относятся к теории права. Поэтому логично было бы, чтобы в вопросах гос. экзамена превалировали как раз вопросы по теории права".
Не праздный вопрос и то, что и как будет на гос. экзамене по ТГП- большинство будущих юристов в нашей стране этот экзамен сдают на выходе.
А традиционная система сдачи не просто барахлит, а трещит по швам, во многом, из-за совершенствования тех. средств, микронаушники и т.п.) (читайте здесь).
Вопрос — каким образом в реальности сделать все тех. средства негодными?
Смотрите здесь вот я описал почему это так в СФУ krasn.pravo.ru/review/view/28433/
" п. 2.24 Положения о курсовых, экзаменах и зачетах СФУ записано, что при рассмотрении апелляции студента комиссия из 3-х преподавателей, назначенная распоряжением директора института, определяет уровень его подготовленности по учебной дисциплине «на основании содержания его ответов». Поскольку система видеозаписи всех ответов всех студентов на всех экзаменах отсутствует, то на основании чего комиссия будет оценивать содержание ответа? Только на основании конспекта. "
Конечно, это реально сейчас, только очень обременительно
www.fontanka.ru/2010/03/24/088/
так и сейчас экзамен редко длится меньше 3-4 часов. вы-то что предлагаете? отменить экзамены, ибо лениво слушать?
ага, если этот акт воспринят в вузе как норма
Тем более народ с «наушниками» неплохо воспроизводит то, что им в ухо отвечают так скажем в режиме «онлайн».
Во-первых, всегда будет лаг, во-вторых, человек на микрофоне может не расслышать вопрос + другие моменты. Наконец, главное — чтобы отвечать онлайн, нужно как минимум самому знать ответ в режиме онлайн, искать тут некогда, да и вопрос может быть без очевидного ответа.
Был у нас эксперимент с гражданским правом. Одна из частей экзамена: диктуют термин, студент быстро пишет, потом следующий. Вроде бы всё красиво. А что вышло?
Термины дали заранее. 331 ШТУКА. Причем не только термины как таковые, встречались вопросы, отличие одного от другого и т.д. Вот сидели студенты, учили. Еще учили теорию и практику (2 другие части). Объем большой. Пришли на экзамен. И тут: термин, быстро пишешь, новый термин — опять пишешь. Не успеваешь. Пишешь следующий. слово какое-то вылетело из головы. вспомнил что-то из первого. Пока подписывал, пропустил следующий термин. Всё это в жаре (в июне, когда за 30...).
Походило больше на пытку.
Ну да, условия не способствуют показыванию лучших знаний
ну так в беседе вам не надо будет договаривать ответ на предыдущий вопрос. все успеете. разве не хорошо?
сдача экзамена в форме беседы — это самый приближенный к реалиям вариант, конечно, самый жесткий. Но и его можно разнообразить.
Например, в этом году я использовал такую схему, когда принимал зачет по проблемам тгп у заочников (примерно 25 ч-к в группе): 1) студенты пишут определения 3-х значимых понятий (напрмиер, судебный прецедент, правосознание, доктринальное толкование права), время на подготовку — 10 минут. 2) по их определениям беседуем. Если экзаменуемый не раскрыл хотя бы одно — пересдача. 3) те, кто выдержал первый этап, пишут краткое эссе по какому-либо проблемному вопросу (например, есть ли судебный прецедент в РФ примерно за 20 минут и мы с ними беседуем).
Конечно, мне не сдали 60 % студентов, но остальные, было видно. готовились.
скачать ее можно здесь: ippd.ru/resources/library?file=135
Оттуда мне очень нравятся такие идеи:
1) университет много больше совокупности специализированных научныо-образовательных учрежедний
"… уже со времени Эразма Роттердамского слово «университет» имеет в виду не совокупность учащихся и учащих ( universitas scholarum et doctorum ), а органическую целостность самой науки ( universitas scientiarum ). Только там, где представлены все науки, где полнота их обеспечивает возможность тесного их между собою взаимодействия и сотрудничества, преподавание мо жет иметь действительно научный характер. Нет науки, которая в той или иной мере не была бы связана с другими, не нуждалась бы в других и не давала бы им оплодотворяющих толчков и указаний… Полнотой представленного в университете знания и отличается университет от всех других высших школ. Но именно потому только он из всех высших школ дает подлинное научное образование. Нет ничего вреднее для постановки высшего научного образования в стране, как раздробление университета на самостоятельно существующие отдельные специальные учебные заведения..."
К сожалению, сейчас мы вряд ли сможем найти в России такой университет, который в полной мере бы соответствовал этому идеалу.
2) стандартизация и унификация образовательного процесса — не самоцель, порой она даже вредна. В университете должен быть реализован дух свободы научного и педагогического творчества. Университет не бюрократическое учреждение, а корпорация ученых и педагогов:
«Если преподавание научного курса есть не что иное, как сообщение результатов своего научного исследования, выражение своего научного убеждения, то очевидно оно не должно быть ничем связано, кроме как требованиями, вытекающими из самого существа исследовательской работы. Никакие программы и никакие внешние предписания не могут предвидеть, куда именно приведет ученого внутренняя логика его научной работы. Поэтому также нет ничего гибельнее для духа университетского преподава ния, как отличающий специальные школы обычай чтения профес сорами из году в год одного и того же курса, ведения постоянно одних и тех же работ в лаборатории и семинарии. Университетское преподавание не есть сумма из году в год повторяющихся одинаковых занятий урочного типа, но совокупность самых разнообразных курсов и занятий, своим никакими программами не предвидимым мно гообразием, своей подвижной текучестью отражающих малейшие колебания научной мысли, отливы и приливы всегда меняющего свой уровень и свое русло потока научного творчества».
3) свобода преподавания предполагает свободу обучения, в т.ч. необходимость признания достижений студента в других университетах: «права выбирать из массы ежегодно предла гаемых университетом курсов, те, которые, независимо от предписанности их учебными планами, отвечают его научному ин тересу. … Чем определеннее и вместе энциклопедичнее учебный план, тем менее научный характер носит преподавание. Именно индиви дуализация, одинаково не совпадающая ни со специализацией, ни с энциклопедичностью, и отличает университет от специальной шко лы. Означая свободу духовного передвижения, свобода обучения предполагает такую организацию университетского преподавания, которая позволяет свободу передвижения в буквальном смысле слова, …: это — свобода перехода с отделения на отделение, факультета на факультет, из университета в универ ситет, столь часто вызываемая внутренним развитием научных занятий»
При этом в центре ценностей университета должна стоять внутренняя свобода студента — формирование им самостоятельности в суждениях и умозаключениях, умения думать: «Единство университетов, взаимное признание ими даваемых зачетов и степеней является предпосылкой свободы учения. Нужно ли еще говорить, что она требует низведения до минимума экзаменационного бремени, что она исключает систему конкурсных испытаний, дающих успех не самостоя тельным исследователям, а тем, кто умет применяться к чужим требованиям, что центр тяжести она должна полагать на само стоятельную работу учащихся, на качество представляемых ими диссертаций, темы которых выбираются учащимися по доброволь ному соглашению со свободно ими избранным учителем и по которым только и можно судить о научной зрелости учащегося, выражающейся в его умении разработать отвечающую его научному интересу тему».
4) Дух свободы должен проникать и в управление, которое должно быть автономным от учредителя: «Самоуправление университета, или его автономия необходимо вытекает из существа университета как очага научного знания. Сюда входят не только право самоуправле ния в узком смысле (определение предметов преподавания, учеб ных планов, основания учебно-вспомогательных учреждений, избрание органов управления), но и право самопополнения (избра ние профессоров»
5) от лекций и семинаров студенты должны получать максимум знаний, но именно знаний, а не просто информации:
«Существо лекции состоит в том, что она предлагает науку в ее расплавленном виде, в том ее особенно поучительном состоянии, когда исследование, только что законченное, еще ищет адекватного своего выражения в слове. Настоящая университетская лекция никогда не излагает просто результатов исследования; нет, она показывает, как ученый лектор пришел к этим результатам.Такая лекция не может быть заменена никакими книгами, и отменить ее — значит от менить самый университет. Значение лекции, таким обра зом, не в том, что она заменяет чтение книги, но в том, что она побуждает к чтению и к самостоятельному исследованию прослу шанного. …. Значение семинарских занятий в том и состоит, что они проти вопоставляют критической способности учащегося менее сильную и искусную аргументацию. …. Хорошие лекции и научно поставленные занятия дополняют и взаимно требуют друг друга. Задача и тех и других побудить учащихся к самостоятельному исследованию пред мета, вовлечь их в исследовательскую работу научной мысли; если в лекциях профессор, развивая свой взгляд, вызывает ученика на критику, то в семинарских занятиях он в свою очередь выступает в роли критика произведенного учеником исследования. …. … свобода преподавания и учения является естественной стихией университета. Принудить к исповеданию своих научных взглядов так же невозможно, как невозможно с помощью принуждения вовлечь учащегося в поток научного твор чества. Поэтому всякое ограничение свободы преподавания и учения приводит также к отступлению от существа университетского преподавания. …. Проблема университетской по литики и здесь заключается в том, чтобы ограничения свободы, всякий раз оправданные в своей безусловной практической необ ходимости, не уничтожали самого существа университета. … …. Научный курс с присущей ему свободой обучения должен пронизывать собой весь университет в целом, а не быть только простым придатком к университетскому образованию, рас считанным для немногих избранных. …. Университет и есть не что иное, как лестница постепенных переходов от занятий, в которых преобладает преподавание и которые только вводят в исследование, до занятий, в которых исследование почти всецело поглощает преподавание, сводящееся уже к простому сообщению другим результатов исследования .»
изначально прочитал эти выдержки здесь: ilya-shevchenko.livejournal.com/6198.html
На мой взгляд, именно к такой дисциплине как ТГП в первую очередь нужно вызвать интерес студента, поскольку она базовая и направленно на решение основных задач описанных Вами выше,
Методы могут быть разные, порой жесткие, главное другое — правильно поставленная цель: получение именно знания. Причем в процессе обучения ты можешь не соглашаться с этими методами, главное чтобы после его завершения у тебя было понимание предмета.
А как Вы думаете, как возбудить интерес студента к дисциплине?
это получение не знаний, а жвачки из информации о праве.
смотрите, в чем суть работы практикующего юриста?
1) установить фактическую основу дела
2) найти и истолковать применимое право (нормы, принципы и т.д.)
3) принять решение действовать тем или иным образом в силу полученного знания о 1) и 2).
Схемка, конечно, очень грубая, но, рисуя большими мазками, это всё, что нужно юристу.
Задача — как сделать так, чтобы студент смог самостоятельно действовать по этой схеме.
Да, согласен. Штука здесь вот в чем: при существующей ситуации имитации познания довольны и нерадивые студенты, и безответственные преподаватели. Первым надо сказать определнные слова и положительная оценка в кармане. Вторым надо услышать эти слова и всё.
Хотя важны и теория гос-ва, и теория права, я считаю ИМХО, что теории права стоит уделить несколько большее внимание
1) Протасов В.Н,, Протасова Н.В. Лекции по общей теории права и теории государства. — М., 2010.
2) Алексеев С.С. Общая теория права. Учебник. 2008 (переиздание более старых работ)
3) Фуллер Л. Мораль права. М., 2007.
4) Бахрах Д.Н. Очерки теории российского права. М., 2008.
5) Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007
6) Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург. 2001.
7) Харт Г. Понятие права. СПб, 2007
8) Поляков А.В. Общая теория права. СПб, 2004.
Для ознакомления с позициями, которых придерживаются преподаватели Вашей кафедры, есть смысл обратиться к их работам. По крайней мере, польстите их самолюбию. Но тут важно не перегнуть палку и понимать, исходя из каких культурных оснований они написали то, что написали
просто по учебнику нельзя понять предмет. Это мое глубокое убеждение
На экзамене доп. вопросы на соотношение понятий одни из самых распространенных.
Но, право, иногда когда справшиваешь студента, а он честно говорит «непонятно это и это», рассказывая при этом остальную часть вопроса, это подкупает. Тем более сам преподаватель может не быть супер-специалистом во всей дисциплине.
Фабула кратко такова: 5 спелеологов (участников клуба спелеологов-любителей) полезли в пещеру, там произошел оползень и тяжелые валуны перекрыли вход в пещеру.
Люди остались замурованы и когда через 30 дней их откопали, оказалось, что 4 спелеолога убили и съели пятого — Ветмора.
По их свидетельским показаниям стало ясно, что Ветмор первый предложил им, когда поняли, что положение безвыходно, кого-нибудь убить и съесть, чтобы остальные выжили, у него оказались, к тому же игральные кости, которые использовали для бросания жребия.
Однако перед бросание костей Ветмор сказал. что выходит из игры, т.к. надо еще недельку подождать перед тем как перекусить кем-то из товарищей. Но остальные сказали, не-а, будем кидать, а когда подошла очередь Ветмора, кинули за него. Бросок оказался роковым и Ветмор был убит и съеден своими компаньонами.
Их обвинили в убийстве, присяжные нашли виновными, а судья приговорил к повешению. После этого бывшие присяжные и судья обратились к Президенту с ходатайством о помиловании.
А обвиняемые обжаловали приговор.
Какой логикой должен руководствоваться вышестоящий суд?
.
(Fuller L. The case of the speluncean // Harward law rewiev. 1949. 62, № 4.)
смотрите
К тому же, он тесно связан с практикой — случаи каннибализма в экстремальных ситуациях известны.
www.ymuhin.ru/content/%D0%B5%D1%89%D0%B5-%D0%BA-% D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%83-%D0%BE% D0%B1-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%BD% D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8
Чего стоит только трастовая собственность
прогресс не стоит на месте, все совершенствуется, и студенты придумывают все новые способы списывания. это не искоренимо. Конечно, что говорить списывать нехорошо, студенты учиться для себя и тд. Но факты списывания есть. придумать универсального способа, чтобы студенты не списывали, практически не возможно, вернее его нет, кроме того, если только преподаватель не увидит разницу в ответах на семинаре и на экзамена, как двоечники превращаются в отличников, хотя и такое бывает. так что нужно признать факт списывания, и пытаться снизить его, но побороть полностью все равно не удастся
а я и не говорю, что нужно бороться СО СПИСЫВАНИЕМ.
Нужно сделать так, чтобы списывание стало бессмысленным. Пусть пишут и клеят микронаушники!
вот в чем проблема, а не в глушилках!
Форма экзамена — решение задач, для студентов первого курса, кажется мне неактуальной. Если ты приходишь «со школьной скамьи», то «правовой» материал усваивается сначала с трудом, тем более трудно оперировать правовыми категориями при решении задач. Я бы не хотела сдавать экзамен таким образом. А вот к окончанию обучения решать задачи полезно и интересно.
А еще вопрос о «легких» методах сдачи экзамена зависит от преподавателя. Многие преподаватели дабы не тратить свои силы и время сознательно позволяют использовать такие методы, особенно, если речь идет о студентах заочниках.
175) Шафиров В.М. Естественно-позитивное право: введение в теорию: Монография / В. М. Шафиров. – Красноярск: ИЦ КрасГУ, 2004. – 345 с.
176) Шафиров В.М. Обеспечение права: человекоцентристский подход / В.М. Шафиров. – Красноярск, 2005. – 228 с.
172) Шайхутдинов Е.М. Интерпретационные акты (теоретико-правовое исследование): Монография /Е.М. Шайхутдинов, В.М. Шафиров; Ин-т естеств. и гуманит. наук СФУ. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2007. – 154 с.
1) Черданцев А.Ф. Толкование права и договора: Учебное пособие /А. Ф. Черданцев. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 381 с.
2) Чистое учение о праве Ганса Кельзена: Сборник переводов. Вып. 1 /Академия наук СССР. Институт научной информации по общественным наукам; Отв. ред. В.Н. Кудрявцев, Н.Н. Разумович; Пер. С.В. Лезова, Ю.С. Пивоварова. – М.,1987. – 195 с.
3) Чистое учение о праве Ганса Кельзена: Сборник переводов. Вып. 2 /Академия наук СССР. Институт научной информации по общественным наукам; Отв. ред. В.Н. Кудрявцев, Н. Н. Разумович; Пер. с нем. С.В. Лезова. – М., 1988. – 212 с.
163) Фуллер Л. Позитивизм и верность праву: ответ профессору Харту /Л. Фуллер // Правоведение. – 2005. – № 6. – С. 124-159.
164) Харт Г.Л.А. Позитивизм и разграничение права и морали. / Г.Л.А. Харт // Правоведение. – 2005. – № 5. – с. 102-136
157) Тропер М. Реалистическая теория толкования /М. Тропер // Российский юридический журнал. – 2006. – № 2. – С. 7-19.
145) Тилле А.А. Время, пространство, закон. Действие советского закона во времени и пространстве /А.А. Тиле. – М.: Юридическая литература, 1965. – 203 с.
143) Сырых В.М. Логические основания общей теории права / В.И. Сырых; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: Юстицинформ, 2000. – Т. 1. – 528 с. (также том 2 и 3)
133) Садиков О.В. Общие и специальные нормы в гражданском законодательстве /О.В. Садиков // Советское государство и право. – 1971. – № 1. – С. 38-45.
128) Протасов В.Н. Что и как регулирует право: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1995. – 96 с.
119) Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права: Учебное пособие. – Самара: Самарский университет, 1995. – 120 с.
116) О понимании советского права // Советское государство и право. – 1979. – № 7. – С. 56-71; 1979. – № 8. – С. 48-77.
Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права / Н. И. Матузов. – Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2003. – 512 с.
Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства: Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР
99) Магазинер Я.М. Общая теория права на основе советского законодательства
96) Ладер К.-Х. Теория аутопойезиса как подход, позволяющий лучше понять право постмодерна (от иерархии норм к гетерархии изменяющихся паттернов правовых интеротношений) / К.-Х. Ладер // Правоведение. – 2007. ¬– № 4. – С. 13-42
87) Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов; Предисловие д-ра юрид. наук, профессора Ю. К. Козлихина. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 430 с.
76) Кельзен Г. Судебная гарантия конституции (конституционная юстиция) /Г. Кельзен; Пер. Д. В. Даниленко; Ред. пер. А. Е. Николаев // Право и политика. – 2006. – № 8. – С. 5-14. – № 9 – С. 5-19.
77) Кельзен Г. Динамический аспект права / Г. Кельзен // Конституция и власть: сравнительно-исторические исследования: Проблемно-тематический сборник. – М., 1999.
72) Иоффе О.С. Вопросы теории права. / О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский. – М.: Юрид. литература, 1961. – 382 с.
61) Заец А.П. Система советского законодательства (проблема согласованности) / А.П. Заец. – Киев: Наукова думка. – 1987. – 99 с.
53) Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи: учеб. пособие / С.А. Дробышевский. – 2-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – 592 с.
54) Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции / С.А. Дробышевский. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1995. – 296 с.
55) Дробышевский С.А. Из классической юриспруденции второй половины XX века / С.А. Дробышевский; КрасГУ, ЮИ. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. – 75 с.
44) Грязин И.Н. Аналитическая философия права: современные тенденции (Аналитический обзор) /И.Н. Грязин // Современная аналитическая философия: Сборник обзоров и рефератов. Вып. 1. – М., 1988.
45) Грязин И.Н. Текст права (опыт методологического анализа конкурирующих теорий) /И.Н. Грязин. – Таллин: Ээсти Раамат, 1983. – 187 с.
35) Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве /Н.А. Власенко; науч. ред. А.Ф. Черданцев. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1984. – 99 с.
36) Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права /Н.А. Власенко // Правоведение. – 1991. – № 3. – С. 21–26.
37) Власенко Н.А. Язык права /Н.А. Власенко; государственный институт регионального законодательства администрации Иркутской области. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1997. –176 с.
33) Васьковский Е.В. Руководство к толкованию и применению законов: Практическое пособие /Е.В. Васьковский; вступ. ст. В.Д. Мазаева; Рос. фондправовых реформ… – М.: ГОРОДЕЦ, 1997. – 128 с.
17) Белкин А.А. Источники права и практическая юриспруденция /А.А. Белкин // Ученые записки юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. – 2004. – Вып. 1 (11). – С. 87-100.
18) Белкин А.А. Источники права и практическая юриспруденция /А.А. Белкин // Ученые записки юридического факультета Санкт-петербургского государственного университета. – 2005. – Вып. 3 (13). – С. 139-145.
19) Белкин А.А. Аннулирующие операции с юридическими актами /А. А. Белкин // Правоведение. –1996. – № 4. – С. 31–40.
20) Белкин А.А. Юридические акты: Обладание силой и действие / А.А. Белкин // Правоведение. –1993. – № 5. – С. 3–14.
21) Белкин А.А. Юридические акты: Сроки действия /А. А. Белкин //Правоведение. – 1993. – № 6. – С. 3–16.
22) Белкин А.А. Юридический акты: Право на законоизъявление и введение закона в действие // Правоведение. – 1994. – № 1. – С. 11–20.
23) Берг О.В. Некоторые вопросы теории нормы права /О. В. Берг // Государство и право. – 2003. – № 4. – С. 19–25.
24) Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Ж.-Л. Бержель; Пер. с фр. Г. В. Чуршукова; Под общ. ред. В. И. Даниленко. – М.: Nota Bene, 2000. – 576 с.
25) Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования: пер. с англ. /Г. Дж. Берман. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ: издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998. – 624 с.
4) Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / С.С. Алексеев. – М.: ТК Велби, Прогресс, 2008. –
5) Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т / С.С. Алексеев. – М.: Юридическая литература, 1981. – Т. 1. – с.
6) Алексеев С.С. Частное право: Научно-публицистический очерк / С.С. Алексеев. – М.: Статут, 1999. – 160 с.
7) Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т 2 / С. С. Алексеев. – М., 1973. – 458 с.
8) Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве /Под ред. Л. А. Плеханова. — М.: Юрид. лит., 1989. – 288 с.
1) Почему ОПГ, а не мафия сразу?
2) почему эти фамилии?
1) Про ОПГ или мафию вообще речи не было. Я использовал понятие «организованная группировка в науке» исключительно соответствуя Вашей терминологии blog.pravo.ru/blog/zanimatelnaya/36.html
2) Интересный факт: сначала Вы не очень лестно говорите о наличии организованных группировок в науке, а потом, рекомендуя список литературы, ставите своих коллег с кафедры на первые позиции списка. Занимаетесь, так сказать, по Вашей же терминологии «психологическим поглаживанием». Дескать, мне все равно, а Шефу приятно будет…
почему «организованная группировка в науке»-таки?
2) да нет, там другое. Пусть студенты знают кафедральную позицию. Только с этой точки зрения. И список этот, как Вы видите, дополнительной лит-ры
Что касается наушников и прочих технических средств — не вижу особого смысла с ними бороться: умному студенту они не нужны, неумному не помогут, ведь со стороны преподавателя всегда может последовать уточняющий вопрос на понимание. Но сам факт использования этих средств студентами, возможно, свидетельствует о том (сейчас имею в виду не только ТГП), что от студентов требуется заучивание слишком большого объема материала наизусть. В Германии, например, студенты-юристы, сдают все экзамены с нормативно-правовыми актами на столе. От них требуется умение их толковать и ориентироваться в системе. Экзамен обычно сводится к решению предложенного казуса. Теперь конкретно про нашу ТГП: возможно, если бы от студента требовалось не просто воспроизведение большого объема информации, а применение теории к каким-то задачам (казусам) или тестам (например, выбрать из предложенного, какой юридический факт является правоустанавливающим, какой правопрекращающим или какое из предложенных определений государства соответствует определенной теории понимания государства и т. д.), технические средства бы уже не понадобились и не были бы надлежащим инструментом для сдачи экзамена.
кстати, ориентация на объем заучивания — тупиковый путь
Вы путаете. ТГП дает первичные знания на первом курсе. Потом, изучая отрасли, студент погружается в теорию.
К гос экзамену он должен поднатореть в отраслях и с блеском применять отраслевые познания для более зрелого восприятия ТГП (проблем ТГП) курсе на 4-5-ом
конечно, это вопрос каждой дисциплины. Работаю преподом ТГП, пишу о ней
«Да и вообще, разве главные экзамены происходят в университете?» — конечно, нет. Жищнь, практика — главный экзаменатор
Дело в другом — что заложить в еее основу и как наполнить содержание
С этой точки зрения, теория утратила свою ценность тогда, когда исчез единый марксистско-ленинистский стержень. Закономерно поэтому, что у нас кафедра теории уже давно не читает догму права, предпочитая ей философию права. Но для философии место скорее на последнем курсе, а учебные планы пока остаются без изменений, и ее читают вместо ТГП на первом.
1) «есть ли смысл изучать в курсе ТГП понятие вины, сегодня, когда в гражданском праве одно представление о вине, а в уголовном — другое?..» — есть, чтобы студент понял эту разницу до того, как столкнется с этим при изучении отраслей. ТГП может в этом плане упростить жизнь. Только вопрос в другом — кто это оценит?
Интерес к догматическим проблемам остается, вопрос в другом — ТГП как и вся наука постсоветского периода испытывает жесточайший кризис, начиная от легитимности и «разброда и шатания» в головах и сердцах тех, кто ей занимается, и заканчивая снижением интеллектуального уровня среднего преподавателя и ученого.
а почему тогда тот же Г. Харт сомневается в преимуществе метода создания права на основе прецедента по отношению к созданию общих правил?
видите ли Вы связь между тем, как создается право, и тем, как его нужно познавать?
Помню на первом курсе нас пугали абсолютно все преподаватели данным предметом: «ой, не сдадите, если не будете учить», «не факт, что если сдадите на первом курсе, сдадите и на госах» и т.д. И думаю, что подобные слова преподаватели говорят из года в год.
и правда ли это?! неужели данная дисциплина неподъемная?! а как же сдавать ее в зимнюю сессию, а в летнюю?! господи, а ГОСы…
именно такие вопросы всегда возникают у первокурсников, и не только у них (и у 3, 4 и 5 курсов тоже..)
Все преподаватели-теортеики считают ТГП фундаментальной наукой без которой изучение и познание других дисциплин (особенно отраслевых) не представляется возможным. А как же считают студенты?
Скажу честно, теория государства, которую преподаватели в первом семестре 1 курса для меня не являлась интересной. но теория права во втором семестре была для меня самым интересным предметом. на самом деле, без знаний теории права понимание отраслевых дисциплин становится более сложным нежели с базисом ТГП. но опять же, многие студенты со мной не согласятся, будут говорить: и без теории все можно освоить… Может быть для кого-то это и так, можно и без теории освоить все. но вот степень освоения будет уже другой. на начальной ступени обучения тгп кажется сложной и непонятной дисциплиной. но когда изучаешь проблемы тгп на 4 и 5 курсах, то становится понятным все то, что ты должен был понять еще на первом курсе (но и, конечно же, стараешься вникунтуь в проблемы тгп). ТГП, можно сказать, «закаляет» студентов: если студент сдал формы контроля по ТГП, то дальше ему легче.
2) как будущий студент будет, изучая отдельные отрасли, изучать общие правила толкования и применения законов, если у каждой отрасли свой режим? и, например, концепция состава правонарушения в уголовном праве будет одна, а в гражданском несколько другая, применение аналогии закона где-то разрешено, где-то запрещено и т.д. А если даже приемы работы с нормой и одинаковы, зачем их несколько раз дублировать при изучении отраслей, т.к., следуя Вашей логике, нужно будет отдельно изучать, например, коллизии в уголовном, трудовом, экологическом, гражданском праве и т.д.?
3) почему ТГП себя окончательно дискредитировала?
Где Ваши аргументы?
Другое дело, что введение письменного экзамена, наверное, это неизбежность, и уже в среднесрочной перспективе.