Татьяна Терещенко →  «Новые русские» оффшоры – сказка или быль?

3 августа 2018 года опубликован пакет законов №№ 290-ФЗ, 291-Ф, 294-ФЗ о международных компаниях, поправках в НК РФ и специальных административных районах.
Их нормы заставляют задуматься о том, являются ли Остров Русский в Приморском крае и остров Октябрьский в Калининградской области сегодняшней альтернативой иностранных оффшорам?
Законодатель предлагает иностранным коммерческим организациям, если они прямо или косвенно через своих аффилированных лиц осуществляли деятельность на территории нескольких стран, включая РФ, и при этом изначально были зарегистрированы в государстве – участнике ФАТФ или Манивел, зарегистрировать международную компанию в РФ, сменить личный закон и заняться инвестиционной деятельностью на территории специальных административных районов.
Первая инвестиция должна быть осуществлена в течение полугода с момента регистрации и составлять не менее 50 млн. рублей. Правовой базой для этого могут быть и соглашения о ГЧП, и специальные инвестиционные контракты, и любой иной договор.
Чтобы воспользоваться налоговыми льготами, нужно дополнительно получить статус международной холдинговой компании.
Согласно новой ст. 24.2 НК РФ международная компания признается холдинговой, если одновременно удовлетворяет следующим условиям:
1) зарегистрировавшая ее иностранная организация была создана в соответствии со своим личным законом в период до 1 января 2018 г.;
2) международная компания не позднее 15 дней со дня ее регистрации представила в налоговый орган по месту постановки на учет финансовую отчетность иностранной организации, за последний завершившийся до даты регистрации финансовый год; аудиторское заключение к финансовой отчетности, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения; сведения о контролирующих лицах международной компании (при этом такие лица стали контролирующими для иностранной организации в период до 1 января 2017 г.).
В силу прямого указания закона применительно к международной компании контролирующим признается гражданин или юрлицо, доля участия которого в этой международной компании составляет более 15%. Для физлиц эта доля определяется совместно с супругами и несовершеннолетними детьми. Даже если условие о доле не соблюдено, лицо является контролирующим, если контролирует организацию в своих интересах или интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.
В числе налоговых бонусов — послабления по налогу на прибыль, которые вступят в силу с 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций в 2019 г.
В частности:
 нулевая ставка налога на прибыль для дивидендов международной холдинговой компанией (но есть дополнительное условие — непрерывное владение на праве собственности в течение не менее чем одного года не менее чем 15-процентным вкладом в уставном капитале организации, которая выплачивает дивиденды);
 5% ставка налога на прибыль на дивиденды, которые выплачены международной холдинговой компанией иностранным лицам (однако тоже при соблюдении дополнительных условий, например, о публичном статусе компании);
 нулевая ставка налога на прибыль на доходы от продажи акций или долей участия в российских или иностранных организациях, которые получает международная холдинговая компания (но опять же при ряде условий — прибыль международной холдинговой компании не будет учитываться при расчете прибыли контролирующего ее лица; международная холдинговая компания не должна будет учитывать в своей налоговой базе прибыль ее контролируемых компаний. Для этого необходимо будет также выполнить ряд условий.
Привлекательно? Покажет время.
Как в анекдоте про падающих с небоскреба пессимиста и оптимиста:
Хуже уже не будет
, — мрачно шепчет пессимист.
Ну что ты! Все будет!
— радостно восклицает оптимист.
В любом случае, в условиях общей тенденции прозрачности и потери иностранными оффшорами былой привлекательности – как минимум, не плохо.

1 комментарий

Сидор Ковпак
Налог на прибыль — не та льгота, которая заинтересует бизнес, так что спрос вряд ли будет большим.
0