Всеволод Сазонов →  Образование судей. Назревшая необходимость.

Низкое качество кадров и отсутствие независимости судей являются в настоящее время одними из главных проблем судебной системы в Российской Федерации. Судебный аппарат все больше наполняется женщинами, отработавшими в должности секретарей и помощников судей. Приоритет отдается не независимым и авторитетным специалистам в области права, достигшим высокого уровня в своей профессиональной деятельности, а исполнительным и трудолюбивым работникам судебного аппарата. Так как профессиональный уровень таких судей не достаточно высок, существует много замечаний к их профессиональной деятельности.
В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрено обучение для судей, впервые назначенных на должность судьи, по программе профессиональной переподготовки. В соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» общая продолжительность профессиональной переподготовки судьи не может превышать шесть месяцев, в действительности же срок ее минимален. Порядок и сроки прохождения судьей профессиональной переподготовки определяются Верховным Судом Российской Федерации. Период прохождения профессиональной переподготовки судьи включается в стаж работы в должности судьи. По результатам прохождения профессиональной переподготовки судье федерального суда присваивается квалификационный класс.
Необходимо отметить, что судья проходит профессиональную переподготовку уже после назначения его на должность, и обучается в Российском государственном университете правосудия. Подготовка судей не является основным направлением деятельности данного высшего учебного заведения. По факту обучение составляет всего три недели без учета практики в суде. Автономного центра подготовки судей в Российской Федерации в настоящее время не существует.
Таким образом, существующая система отбора кандидатов и подготовки судей является достаточно слабой, четкая регламентация отсутствует. Система подготовки судей является основополагающей и оказывает непосредственное влияние на судебную систему в целом. Исходя из этого, необходимо кардинально менять подход к формированию судебного аппарата в целях повышения профессионализма судейского состава и укрепления его независимости.
Проанализировав международный опыт в этом вопросе, можно сказать о том, что в настоящее время в мире не существует идеальной системы. Каждая страна определяет свою систему отбора кандидатов и подготовки судей исходя традиционных представлений о судебной системе, из государственной политики в сфере правосудия, а также международных норм.
Однако безусловным авторитетом среди центров по подготовке судей пользуется Национальная школа магистратуры в Бордо (L’Ecole nationale de la magistrature, ENM), которая готовит судей и прокуроров. Школа функционирует в форме государственного учреждения, его деятельность курируется Министерством юстиции.
Конкурсный отбор в Школе организован в три потока, в зависимости от возраста и профессионального опыта кандидата: для выпускников вузов, для государственных служащих, для профессионалов из частного сектора. Кроме этого, существует небольшой набор через дополнительный конкурс, а также прием на основе документов. Такая система позволяет целенаправленно устанавливать определенное количество мест для каждого из трех конкурсных потоков. Количество мест определяется Министерством юстиции с учетом кадровых потребностей и бюджетных ограничений. В Школе также действует ограничение на количество попыток поступления: не более трех в каждом из конкурсов.
Приемные экзамены достаточно сложные и проходят в два больших этапа: квалификационный экзамен и вступительные испытания, включающие в себя написание эссе, решение кейсов, тестирование, устные экзамены по юридическим дисциплинам, работу в команде по поиску решений в определенной ситуации, индивидуальное собеседование с кандидатом, устные экзамены по двум иностранным языкам. В экзаменационную комиссию входят 11 человек. Для помощи абитуриентам перед экзаменами открываются подготовительные курсы, которые длятся несколько месяцев.
Продолжительность обучения в Школе составляет 31 месяц (для кандидатов, прошедших через дополнительный курс, — 7 месяцев) и включает: учебные теоретические занятия, стажировку в следственном отделе, стажировку в адвокатской фирме, стажировку в региональном или окружном суде, стажировку в пенитенциарном учреждении, стажировку в государственной организации или коммерческой фирме, стажировку в органах по делам несовершеннолетних, бывших заключенных или в службе судебных приставов, 17 недель составляет практическая подготовка к занятию первой должности.
Поступивший в школу получает особый правовой статус слушателя, что является уже низшей ступенью профессии магистрата и позволяет выполнять вспомогательные судейские и прокурорские функции, но также накладывает ограничения, например, слушатель не может избираться в представительные органы, дает подписку о неразглашении. Кроме того, слушатель обязан в случае успешного окончания обучения не менее 10 лет отработать на государственной должности в системе правосудия. Обучение бесплатное, более того, слушатели получают стипендию.
В конце обучения в Школе на основании тестов по итогам обучения, практических заданий по итогам стажировок и результатов выпускных экзаменов комиссия из 9 человек принимает решение о допуске выпускника к судейской или прокурорской профессии. Такая Комиссия имеет право, в том числе, признать выпускника профессионально непригодным или наложить определенные ограничения на его будущую профессиональную деятельность. В случае успешной сдачи экзамена комиссия определяет ранг выпускника на основании набранных баллов, после чего тот может выбрать ту позицию из списка Министерства юстиции, которая соответствует его рангу.
После прохождения стажировки производится назначение президентским указом, выпускник приносит присягу и вступает в должность.
Школа также проводит обязательные курсы повышения квалификации для действующих прокуроров и судей сроком не менее 5 дней в году. Всего в Школе предлагается до 500 различных курсов повышения квалификации или специализации.
Необходимо также отметить, что французская система предусматривает возможность обновления судебного аппарата не только посредством обучения в Школе, но и посредством прямого входа в судейскую профессию других представителей государственной службы и юридических профессий, хотя и в небольшом количестве.
Таким образом, необходимо отметить, что французская система отбора кандидатов и обучения судей является достаточно сложной, но объективной, предполагающей серьезную всестороннюю подготовку кандидата на должность судьи. Отбор проходят только достойные кандидаты, соответствующие определенному уровню.
Профессиональный опыт, полученный кандидатом на должность судьи, влияет на ценности и установки, которые ложатся в основу будущих решений. Именно поэтому важно повышать профессионализм судей в Российской Федерации, устанавливать более жесткий отбор кандидатов.
Считаем, что для повышения уровня кадров аппарата суда необходима отдельная ступень профессионального обучения для кандидатов в судьи, получивших высшее юридическое образование, но до момента вступления в должность.
Центр стратегических разработок (ЦСР) в своем докладе «Предложения по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации и изменению нормативных актов в целях их реализации» предложил создать единый, постоянно действующий, автономный, в том числе от судебного аппарата, Федеральный центр подготовки судей, исключительной специализацией которого будет профессиональная подготовка кандидатов на должность судьи и переподготовка уже практикующих судей в целях повышения качества образования судей и их профессионализма.
Для того чтобы усилить мотивацию претендентов на должность судьи, назначение на должность должно быть связано и напрямую зависеть от результатов экзаменов. Необходимо увеличить срок обучения судей как минимум до 12 месяцев.
Кандидаты на должность судьи, желающие пройти обучение в Центре, должны будут проходить всестороннюю проверку, не только в профессиональном плане, но и на предмет отсутствия фактов, препятствующих замещению должности судьи. Обязательным также должно быть требование о том, что после прохождения обучения кандидат отработает не менее 5 лет в должности судьи. Такое требование снизит уровень текучки кадров в аппарате суда.
Вступительные экзамены должны отличаться высоким уровнем сложности и затрагивать все отрасли права. На момент поступления в Центр на обучение кандидат уже должен обладать всеми необходимыми знаниями в области права, в Центре же необходимо ввести обучение относительно применения необходимых знаний и навыков на практике применительно к судейской профессии.
Важно также организовать практику в смежных организациях, непосредственно взаимодействующих с судебной системой (следственные органы, прокуратура, ФСИН, адвокатура) для того, чтобы понимать специфику и особенности работы в данных организациях.
По результатам выпускных экзаменов также должен проводиться отбор и устанавливаться ограничения для тех кандидатов, которые не справились с экзаменами или справились в части. Тогда такой отбор будет справедливым, слабые кандидаты будут отсеяны. Лучшие кандидаты могут быть рекомендованы на должность федерального (арбитражного) судьи. Остальные выпускники должны распределяться в зависимости от места в рейтинге, составленном по результатам выпускных экзаменов. Решение о наделении выпускников Центра статусом федерального (арбитражного) судьи должен принимать Президент РФ.
Считаем проведение вышеуказанных изменений важным этапом в реформировании судебной системы в Российской Федерации. Такие изменения будут способствовать повышению уровня независимости судей, формированию универсального статуса судьи в Российской Федерации, что значительно упростит работу судебного аппарата и повысит качество принимаемых судьями решений.

1 комментарий

Натыкался на сервисе поиска исполнителей на объявление мол «помогу подготовиться к экзаменам». Насколько это вообще серьезно?
0