Евгений Мазепин → Намывные острова на Воронежском водохранилище — это реальность!
Проблемы пробок дорогах касаются всех. Автомобиль перестает быть средством передвижения, в нем теперь работают или проводят досуг: ведут телефонные переговоры, слушают музыку, листают интернет, едят сэндвичи, слушают аудиокниги. Пара часов утром, пара вечером – шестая часть жизни долой! И это не считая тонн спаленного бензина, тысяч работающих двигателей, загубленных нервных окончаний и накопленном раздражении.
Новых дорог в черте города ждать не приходится – свободная земля уже давно закончилась. Разве что дорогие развязки могут слегка облегчить жизнь автомобилистов. Но и то- слегка.
Между тем, в мире есть опыт решения подобных проблем. Причем в таких городах, где каждая сотка на вес золота, а новые дороги невозможны. Например, вынос административных органов и деловых центров, стягивающих к себе транспортные потоки, в специальные зоны. А еще – намывные острова, которые для России пока еще в диковинку, но в ряде цивилизованных стран успешно реализованы, причем с высокой эффективностью.
В Москве выводят часть административных учреждений за пределы МКАД расширяя территория за счет области. Но там нет возможности для создания исскуственных участков суши. А в Воронеже, благодаря водохранилищу, – есть! И эта тема у нас тоже обсуждается. Проект насыпных островов в водохранилище создан выпускником ВГАСУ, и ректор И. С. Суровцев этот проект поддержал. Достоинств много: например, транспортные артерии вдоль обоих берегов будут соединены с островами, на которые можно вынести многие административные учреждения и бизнес-центры, что реально может значительно разрешить многие транспортные проблемы.
Главный недостаток – цена вопроса. Однако есть и понимание, что рано или поздно необходимость насыпных островов станет острой, и лучше заняться решением этой проблемы «точечно» и раньше чем «будет уже поздно».
И здесь важна юридическая сторона вопроса.
Шершавым языком Закона
19.07.2011 Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Этот Закон стал необходимостью из-за дефицита свободной земли в крупных городах. Специалисты все чаще говорили об искусственных островах, и вот Закон ликвидировал правовую неопределенность статуса искусственных земельных объектов на водных объектах (по ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, кроме прудов и обводненных карьеров, отнесены к федеральной собственности), фактически соединив Водный, Градостроительный и Земельный кодексы. В Законе детально прописан порядок получения разрешения, заключения договора и концессионных соглашений о создании таких участков. Кроме того, закон разрешил правовую коллизию: что такое намывная территория — земельный участок или сооружение?
Закон повышает инвестиционную привлекательность намывных территорий, создаваемых на Воронежском водохранилище, позволяя четко определить статус объектов суши на объекте федеральной собственности.
Создание искусственных земельных участков подробно регламентировано строительными нормами и правилами СНиП 3.02.01–87 «Земляные сооружения. Основания и фундаменты»; Технической инструкцией по производству морских дноуглубительных работ РД 31.74.08–94. Проект производства работ разрабатывается организацией, осуществляющей намыв, согласно требованиям СНиП 3.01.01, на основе проекта инженерной подготовки территории и обязательно должен включать:
— топографическую и инженерно-геологическую характеристику карьеров, намеченных к использованию для намыва территории;
— план карьера с разбивкой на отдельные участки, однородные по среднему гранулометрическому составу грунта;
— план намывной территории;
— схему производства работ с указанием последовательности намыва;
— перечень мероприятий по подготовке поверхности территории к намыву.
До принятия нового ФЗ легализацию создаваемых участков суши на водных объектах юристы-практики проводили в несколько этапов:
Определение юридического статуса процесса создания искусственного земельного участка;
Госрегистрация объекта суши — исключительно в судебном порядке виду отказа регистрирующего органа в регистрации в заявительном порядке.
Юридический статус процесса создания объекта суши на водном объекте обеспечивался при помощи законодательства о недрах: получение в установленном порядке лицензии (разрешения) на право пользования недрами, лицензии на водопользование (пользование данной акваторией для добычи песка). После намыва земельного участка — приемка и ввод в эксплуатацию объекта, постановление главы муниципального образования и госрегистрация права собственности на гидротехническое сооружение. Причем регистрирующий орган зачастую отказывал заявителям в госрегистрации права собственности на создаваемые объекты суши. Основаниями для обжалования в суде такого отказа служили: Закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и Закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Так, из положений ст.3 первого из них следует, что гидротехническим сооружением может являться объект, созданный из грунта и выполняющий функции гидротехнического характера (защита от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах и другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов). Следовательно, гидротехническое сооружение — это объект, созданный из грунта и выполняющий функции гидротехнического характера.
Во втором из приведенных законов содержится понятие «искусственно созданного земельного участка»: это земельный участок, созданный в морском порту путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий. Искусственный участок не предназначен для выполнения специфических функций и приобретает свойства участка суши.
В судебной практике юристы нашей компании применяли этот закон как непосредственно, так и по аналогии закона.
Водным кодексом РФ установлена возможность предоставления водных объектов в пользование для создания искусственных островов и земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, на основании решения уполномоченных органов без заключения договора водопользования (пп.2, 3, 4, 19 ст. 11 ВК РФ).
Таким образом, критерием, по которому гидротехнические сооружения и искусственно созданные земельные участки, сходные по способу создания, отличаются друг от друга, может быть возможность использования сооружения по самостоятельному назначению в связи с тем, что искусственно созданный земельный участок не предназначен для осуществления специфических функций гидротехнического сооружения и приобретает свойства участка суши.
Судебной практикой подтверждена возможность строительства искусственных земельных участков в качестве плоскостных сооружений «для размещения бытовых территорий».
Например, Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2007 по делу N Ф08–6985/2006 признан незаконным отказ в регистрации права собственности на волногасящий пляж. Кассационная инстанция указала: пляж представляет собой объект недвижимого имущества (гидротехническое сооружение); приведенные в техническом паспорте данные позволяют идентифицировать и определить это имущество в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.
Согласно ст. 3 Закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» (разд. 3, Приложение А), СНиП 2.06.01–86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования» (разд. 9), СНиП 2.01.15–90 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования» (разд. 6), СНиП 22-02-2003 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения» (разд. 9) искусственные пляжи отнесены к волногасящим берегозащитным гидротехническим сооружениям.
При этом возможность перемещения пляжного материала волнами и течением, периодическое пополнение пляжа при безвозвратной потере части материала и возврат перенесенного пляжного материала в первоначальное положение предусматривается проектом, что позволяет идентифицировать пляж в качестве объекта права.
Идентификация острова
Искусственно созданный земельный участок — сооружение, создаваемое на водном объекте федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них (статья 3 Закона).
Сооружение, созданное на водном объекте посредством намыва или отсыпки грунта, либо с использованием иных технологий признается после ввода его в эксплуатацию земельным участком. Разрешение на ввод его в эксплуатацию является:
1) переводом земель водного фонда, земель иных категорий, занятых водным объектом, в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте федеральной собственности или его части;
2) установлением и (или) изменением предусмотренных документацией по планировке территории искусственного земельного участка вида, видов разрешенного использования искусственного земельного участка.
Решений о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования искусственного земельного участка не требуется.
Если разрешением на создание искусственного земельного участка предусмотрено его отнесение к землям населенных пунктов, разрешение на ввод такого участка в эксплуатацию является основанием для внесения изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов. При этом проведение публичных слушаний по проектам внесения таких изменений в генеральные планы не требуется. До утверждения генеральных планов, схем территориального планирования не требуется решений о включении искусственных земельных участков в границы населенных пунктов.
Искусственный земельный участок на водном объекте, расположенном на землях, не относящихся к землям водного фонда, со дня его ввода в эксплуатацию относится к землям той же категории, что и искусственный земельный участок, на котором располагались водный объект или его часть, если в разрешении на его создание не предусмотрено отнесение его к землям иной категории.
Юридическая процедура создания искусственных земельных участков
Инициаторами создания искусственных земельных участков могут быть федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Инициатор создания земельного участка готовит проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте или на его части. Проект подлежит согласованию с органами исполнительной власти, осуществляющими надзор в области использования и охраны водных объектов, контроль в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, надзор в области внутреннего водного транспорта, государственный контроль в морских портах, органом исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления на территориях, где планируется создание земельного участка.
Срок согласования проекта не может превышать один месяц со дня поступления проекта на согласование в указанные органы. В случае неполучения в этот срок замечаний проект считается согласованным.
Разрешение на создание искусственного земельного участка выдается:
1) Правительством РФ — в случае, если планируется создание искусственного земельного участка для обеспечения обороны и безопасности;
2) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — если искусственный земельный участок полностью расположен на территории, использование водных ресурсов которой обеспечивает питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение двух и более субъектов РФ, либо на водном объекте или его части, которые не расположены на территориях субъектов РФ;
3) органом исполнительной власти субъекта РФ в случае, если создаваемый земельный участок расположен на территории субъекта РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2.
В соответствии с договором о создании искусственного земельного участка одна сторона в установленный договором срок обязуется подготовить документацию по планировке такого участка, провести инженерные изыскания, подготовить проектную документацию, провести работы по созданию участка, построить согласованные объекты на участке, а орган государственной власти или местного самоуправления — утверждение документации по планировке территории.
Несомненно, нормы принятого закона в ближайшем будущем будут «обкатаны» в судебной практике. В целом же, намыв грунта позволит углубить дно Воронежкого водохранилища, по-новому использовать его акваторию, привлекать инвесторов, развивать и внедрять новые технологии.
Новых дорог в черте города ждать не приходится – свободная земля уже давно закончилась. Разве что дорогие развязки могут слегка облегчить жизнь автомобилистов. Но и то- слегка.
Между тем, в мире есть опыт решения подобных проблем. Причем в таких городах, где каждая сотка на вес золота, а новые дороги невозможны. Например, вынос административных органов и деловых центров, стягивающих к себе транспортные потоки, в специальные зоны. А еще – намывные острова, которые для России пока еще в диковинку, но в ряде цивилизованных стран успешно реализованы, причем с высокой эффективностью.
В Москве выводят часть административных учреждений за пределы МКАД расширяя территория за счет области. Но там нет возможности для создания исскуственных участков суши. А в Воронеже, благодаря водохранилищу, – есть! И эта тема у нас тоже обсуждается. Проект насыпных островов в водохранилище создан выпускником ВГАСУ, и ректор И. С. Суровцев этот проект поддержал. Достоинств много: например, транспортные артерии вдоль обоих берегов будут соединены с островами, на которые можно вынести многие административные учреждения и бизнес-центры, что реально может значительно разрешить многие транспортные проблемы.
Главный недостаток – цена вопроса. Однако есть и понимание, что рано или поздно необходимость насыпных островов станет острой, и лучше заняться решением этой проблемы «точечно» и раньше чем «будет уже поздно».
И здесь важна юридическая сторона вопроса.
Шершавым языком Закона
19.07.2011 Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Этот Закон стал необходимостью из-за дефицита свободной земли в крупных городах. Специалисты все чаще говорили об искусственных островах, и вот Закон ликвидировал правовую неопределенность статуса искусственных земельных объектов на водных объектах (по ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, кроме прудов и обводненных карьеров, отнесены к федеральной собственности), фактически соединив Водный, Градостроительный и Земельный кодексы. В Законе детально прописан порядок получения разрешения, заключения договора и концессионных соглашений о создании таких участков. Кроме того, закон разрешил правовую коллизию: что такое намывная территория — земельный участок или сооружение?
Закон повышает инвестиционную привлекательность намывных территорий, создаваемых на Воронежском водохранилище, позволяя четко определить статус объектов суши на объекте федеральной собственности.
Создание искусственных земельных участков подробно регламентировано строительными нормами и правилами СНиП 3.02.01–87 «Земляные сооружения. Основания и фундаменты»; Технической инструкцией по производству морских дноуглубительных работ РД 31.74.08–94. Проект производства работ разрабатывается организацией, осуществляющей намыв, согласно требованиям СНиП 3.01.01, на основе проекта инженерной подготовки территории и обязательно должен включать:
— топографическую и инженерно-геологическую характеристику карьеров, намеченных к использованию для намыва территории;
— план карьера с разбивкой на отдельные участки, однородные по среднему гранулометрическому составу грунта;
— план намывной территории;
— схему производства работ с указанием последовательности намыва;
— перечень мероприятий по подготовке поверхности территории к намыву.
До принятия нового ФЗ легализацию создаваемых участков суши на водных объектах юристы-практики проводили в несколько этапов:
Определение юридического статуса процесса создания искусственного земельного участка;
Госрегистрация объекта суши — исключительно в судебном порядке виду отказа регистрирующего органа в регистрации в заявительном порядке.
Юридический статус процесса создания объекта суши на водном объекте обеспечивался при помощи законодательства о недрах: получение в установленном порядке лицензии (разрешения) на право пользования недрами, лицензии на водопользование (пользование данной акваторией для добычи песка). После намыва земельного участка — приемка и ввод в эксплуатацию объекта, постановление главы муниципального образования и госрегистрация права собственности на гидротехническое сооружение. Причем регистрирующий орган зачастую отказывал заявителям в госрегистрации права собственности на создаваемые объекты суши. Основаниями для обжалования в суде такого отказа служили: Закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и Закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Так, из положений ст.3 первого из них следует, что гидротехническим сооружением может являться объект, созданный из грунта и выполняющий функции гидротехнического характера (защита от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах и другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов). Следовательно, гидротехническое сооружение — это объект, созданный из грунта и выполняющий функции гидротехнического характера.
Во втором из приведенных законов содержится понятие «искусственно созданного земельного участка»: это земельный участок, созданный в морском порту путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий. Искусственный участок не предназначен для выполнения специфических функций и приобретает свойства участка суши.
В судебной практике юристы нашей компании применяли этот закон как непосредственно, так и по аналогии закона.
Водным кодексом РФ установлена возможность предоставления водных объектов в пользование для создания искусственных островов и земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, на основании решения уполномоченных органов без заключения договора водопользования (пп.2, 3, 4, 19 ст. 11 ВК РФ).
Таким образом, критерием, по которому гидротехнические сооружения и искусственно созданные земельные участки, сходные по способу создания, отличаются друг от друга, может быть возможность использования сооружения по самостоятельному назначению в связи с тем, что искусственно созданный земельный участок не предназначен для осуществления специфических функций гидротехнического сооружения и приобретает свойства участка суши.
Судебной практикой подтверждена возможность строительства искусственных земельных участков в качестве плоскостных сооружений «для размещения бытовых территорий».
Например, Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2007 по делу N Ф08–6985/2006 признан незаконным отказ в регистрации права собственности на волногасящий пляж. Кассационная инстанция указала: пляж представляет собой объект недвижимого имущества (гидротехническое сооружение); приведенные в техническом паспорте данные позволяют идентифицировать и определить это имущество в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.
Согласно ст. 3 Закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» (разд. 3, Приложение А), СНиП 2.06.01–86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования» (разд. 9), СНиП 2.01.15–90 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования» (разд. 6), СНиП 22-02-2003 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения» (разд. 9) искусственные пляжи отнесены к волногасящим берегозащитным гидротехническим сооружениям.
При этом возможность перемещения пляжного материала волнами и течением, периодическое пополнение пляжа при безвозвратной потере части материала и возврат перенесенного пляжного материала в первоначальное положение предусматривается проектом, что позволяет идентифицировать пляж в качестве объекта права.
Идентификация острова
Искусственно созданный земельный участок — сооружение, создаваемое на водном объекте федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них (статья 3 Закона).
Сооружение, созданное на водном объекте посредством намыва или отсыпки грунта, либо с использованием иных технологий признается после ввода его в эксплуатацию земельным участком. Разрешение на ввод его в эксплуатацию является:
1) переводом земель водного фонда, земель иных категорий, занятых водным объектом, в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте федеральной собственности или его части;
2) установлением и (или) изменением предусмотренных документацией по планировке территории искусственного земельного участка вида, видов разрешенного использования искусственного земельного участка.
Решений о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования искусственного земельного участка не требуется.
Если разрешением на создание искусственного земельного участка предусмотрено его отнесение к землям населенных пунктов, разрешение на ввод такого участка в эксплуатацию является основанием для внесения изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов. При этом проведение публичных слушаний по проектам внесения таких изменений в генеральные планы не требуется. До утверждения генеральных планов, схем территориального планирования не требуется решений о включении искусственных земельных участков в границы населенных пунктов.
Искусственный земельный участок на водном объекте, расположенном на землях, не относящихся к землям водного фонда, со дня его ввода в эксплуатацию относится к землям той же категории, что и искусственный земельный участок, на котором располагались водный объект или его часть, если в разрешении на его создание не предусмотрено отнесение его к землям иной категории.
Юридическая процедура создания искусственных земельных участков
Инициаторами создания искусственных земельных участков могут быть федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Инициатор создания земельного участка готовит проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте или на его части. Проект подлежит согласованию с органами исполнительной власти, осуществляющими надзор в области использования и охраны водных объектов, контроль в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, надзор в области внутреннего водного транспорта, государственный контроль в морских портах, органом исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления на территориях, где планируется создание земельного участка.
Срок согласования проекта не может превышать один месяц со дня поступления проекта на согласование в указанные органы. В случае неполучения в этот срок замечаний проект считается согласованным.
Разрешение на создание искусственного земельного участка выдается:
1) Правительством РФ — в случае, если планируется создание искусственного земельного участка для обеспечения обороны и безопасности;
2) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — если искусственный земельный участок полностью расположен на территории, использование водных ресурсов которой обеспечивает питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение двух и более субъектов РФ, либо на водном объекте или его части, которые не расположены на территориях субъектов РФ;
3) органом исполнительной власти субъекта РФ в случае, если создаваемый земельный участок расположен на территории субъекта РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2.
В соответствии с договором о создании искусственного земельного участка одна сторона в установленный договором срок обязуется подготовить документацию по планировке такого участка, провести инженерные изыскания, подготовить проектную документацию, провести работы по созданию участка, построить согласованные объекты на участке, а орган государственной власти или местного самоуправления — утверждение документации по планировке территории.
Несомненно, нормы принятого закона в ближайшем будущем будут «обкатаны» в судебной практике. В целом же, намыв грунта позволит углубить дно Воронежкого водохранилища, по-новому использовать его акваторию, привлекать инвесторов, развивать и внедрять новые технологии.
Нет комментариев