Russian Civilian → Определение ВАС РФ судебной практики в связи с основанием для пересмотра конкретных дел в порядке надзора
Раньше считалось, а теперь и установлено самим ВАС РФ, что он в своих постановлениях может создавать прецеденты, то есть новые правила, подлежащие обязательному применению нижестоящими судебными инстанциями (есть мнение, что и органами исполнительной власти). С момента опубликования прецедента в Вестнике ВАС или на сайте ВАС РФ судебная практика считается определенной, то есть появляется образец решения однотипного спора, относительно которого мы впредь заключаем нарушается ли единообразие или нет? Но откуда взяться НОВОЙ правовой позиции (т.е. ПРЕЦЕДЕНТУ), если условием пресмотра дела в надзорной инстанции согласно пункту 1 части 1 статьи 304 АПК РФ является нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права?! То есть УЖЕ ЯКОБЫ ИМЕЮЩЕГОСЯ ЕДИНООБРАЗИЯ. Если применять данную норму, то откуда тогда взяться новому правилу — прецеденту?!
Или Вы думаете, что толкование измененных норм ГК РФ, будет у смех арбитражных судов, во всех округах и инстанциях клинообразным? :))) Иногда единообразия толкования норм законодательства нет, даже в пределах одного судебного состава. А Вы говорите, откуда браться прецедентам!!!
С уважением!
С уважением!
С уважением!
С уважением!
Думаю, что единственным выходом из замкнутого круга может стать такое толкование «судебный акт нарушает единообразие», которое допускает подобное нарушение в его отсутствии. То есть нарушает единообразие — значит в том числе свидетельствует об отсутствии единообразия. ))
В статье предлагаются варианты выхода из сложившихся в Российском правовом поле и указанных Вами противоречивых ситуаций.
С уважением!
Думаю, налоговая так поступает, потому что согласно пункту 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, со дня размещения постановления Президиума ВАС РФ в полном объеме на сайте ВАС РФ практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, для АРБИТРАЖНЫХ судов считается определенной (пункт 5.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 № 17 в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 № 14).
Аналогичные правила применяются при установлении даты, когда считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума ВАС РФ. www.arbitr.ru/as/pract/post_plenum/24327.html
С уважением!
Вряд ли с указанными выводами можно согласиться. Общее требование единообразия практики имеется давно, однако укрепление и признание прецедентности арбитражной практики связывается с другими нормами самого ВАС — это возможность пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам в случае последующего за разрешением дела установления прецедента и правило о моменте определения практики, прежде всего, по конкретным делам.
Невозможно создать идеальный закон, ибо высшая степень нормативности (абстракции) и определенность нормы анотогонистичны. Обычная, судейская и законодательная нормы взаимно дополняют друг друга, совместно создавая эффективный правопорядок. При этом именно прецедент сочетает в себе лучшие качества остальных регуляторов (индуктивность, казуистичность, живость от одного и динамичность, развивающее воздействие, профессионализм — от другого). Так что лучше повышать компетентность и независимость суда, чем ограничивать его усмотрение. Судьи — это окопные генералы на правовом фронте, они в отличие от законодателя все время на передовой.
Нужны ясные границы того, где начинается прецедент и где начинается правотворчество. Думаю, многие юрсты в процессе деятельности встречались с ситуациями, когда суд, формируя правовую позицию, основываясь на системном толковании правовых норм, по сути создавал новую норму.
Наше процессуальное законодательство (реже нормы материального права ) включает очень много вопросов, решение которых остается на усмотрение суда. Не редко эти нормы в аналогичных случаях применяются по — разному. Так называемые двойные стандарты. Чтобы этого не было надо либо ограничивать такие нормы закрытыми перечнями, либо, где это не возможно, вводить общие признаки, позволяющие отнести ту или иную ситуацию под действие данной нормы.